Крымские татары продолжают осваивать родную землю

Post navigation

Крымские татары продолжают осваивать родную землю

Собаки лают, а караван идет, говорят крымские татары. Вопреки всем провокациям, беззакониям силовиков и строителей, нарушению их прав, крымские татары продолжают осваивать землю, которая некогда принадлежала им – пишет Джеймс Марсон в американском еженедельнике Time.

Когда Шевкет Османов возвращался на родину предков в 1987 году, после того, как прожил всю свою жизнь в Узбекистане, в Крыму его совершенно никто не ждал. «Люди нас боялись, — рассказывает Османов, который в конце 1980-х был в числе первых вернувшихся на Крымский полуостров крымских татар. – За десять дней до праздника Ид аль-Адха (мусульманского праздника Курбан байрам) власти позакрывали все школы, так как ходили абсурдные слухи, что мы собираемся приносить в жертву детей».

В мае 1944 все крымскотатарское население по ложному обвинению Сталина в коллаборационизме с нацистскими оккупантами за каких-то три дня было погружено в поезда и депортировано в Центральную Азию. За тот год около половины из них умерли. После двадцати лет с начала их массового возвращения сегодня в Крыму проживает около 250 тысяч татар, что составляет 13% населения полуострова.

Однако с возвращением на Родину беды крымских татар не закончились. Теперь их дома были заняты российскими переселенцами. «Я приехал и увидел в отцовском доме в старом татарском квартале Симферополя пожилую супружескую пару, — говорит Османов. – Как их можно было выселить? Ведь это было бы равносильно тому, что сделали с нами в 1944 году».

Сегодня правительственные схемы приватизации земли, направленные на справедливое выделение земли крымским татарам, провалились. Кто-то, чтобы построиться, пошел на самозахваты земли. Эти неказистые и полуразрушенные строения расположены на пустырях по всему Симферополю, эти маленькие каменные домики сразу можно узнать по общей схожести незавершенного строительства. «Мы не просим для себя привилегий, — говорит Рустем Халилов, житель поселения Яны-Кырым, возведенного в 2006 году на захваченной земле в черте Симферополя и являющегося сегодня прибежищем для 80 семей. – Мы просто хотим здесь жить. Если бы нам дали землю, нам бы не пришлось ее захватывать». По словам жителей поселка, они уже договорились было с Министерством обороны, на чьем балансе находилась эта земля, но тут вмешались городские власти, вставшие на сторону строительной компании, которая также выдвинула претензии на эту землю. Компания обвинила поселенцев в незаконном присвоении земли и политизации сугубо правового вопроса.

К слову, местную власть многие считают движущей силой коррупции, которая калечит Крым.

О том, что депутаты Крымского парламента – преступники, не знают разве что младенцы», — как-то отметил Геннадий Москаль, бывший представитель Президента Украины в Крыму. В прошлом между силовыми органами и татарскими поселенцами случались противостояния с применением насилия. И напряжение вокруг поселка Яны-Кырым чуть было не взорвалось в январе, когда, как рассказывают жители, они узнали о решении милиции штурмовать поселок. Тогда 3000 татар организовали лагерь, чтобы в случае необходимости прийти на помощь соотечественникам. «Мы будем защищать свои дома и семьи», — говорит Халилов. И не только от милиции. В 2007 году украинские масс-медиа сообщали о столкновении строителей с местными татарами.

Наследники Золотой Орды, татарские ханы правили Крымским полуостровом, пока его в 1783 году не аннексировала Россия. Крым — место летнего отдыха в советские времена и до сегодняшнего дня база российского Черноморского флота — многие россияне считают частью своей страны.

И если бы это было только одной проблемой региона. Не смотря на то, что местные россияне с уважением отзываются о предпринимательской хватке и рабочей этике татар, по словам Рустема Халилова, было время, когда его не допускали даже до собеседований по приему на работу, если узнавали, что он татарин. « Я не расист, но я бы их не брал», — говорит Владимир, российский моряк в отставке, а ныне бизнесмен, который не захотел назвать свою фамилию.

В недоброжелательном отношении к себе некоторые татары усматривают религиозный элемент. В апреле 2008 года были осквернены мусульманские могилы, а последние пять лет татары безуспешно пытаются добиться выделения земли под строительство соборной мечети в Симферопорле. Крымские татары на протяжении двух лет дважды собирала все необходимые бюрократические разрешения и даже добилась поддержки своих требований в суде, однако до сих пор власти Симферополя отказывают им в выделении земельного участка под мечеть. «Они просто-напросто не хотят давать землю мусульманам», — говорит Джемиль Бибишев, член комитета по строительству мечети.

Отдельные СМИ, сфокусировав все внимание на захвате земли татарами, частенько игнорируют то, что землю регулярно присваивают и не татары. «Мы выступаем не против обычных людей, а против официальной власти, — говорит Халилов, и в его голосе сразу чувствуется злость и разочарование. – Город в ужасном состоянии, поэтому власти выдумывают всякие небылицы, чтобы отвлечь людей от насущных житейских проблем. А в роли виновников их бед выставляют крымских татар». Действительно, например, в затасканный миф о татарском «предательстве» в период Второй мировой войны до сих пор верят многие.

Татарские лидеры открыто говорят о том, кого они считают причастными к организации, провокаций, конфликтов и нестабильности в Крыму. «Не думаю, что Россия рассчитывает на возвращение себе Крыма, но для нее важно поддерживать здесь постоянное напряжение, — говорит Мустафа Джемилев, депутат украинского парламента и глава неофициального татарского парламента Меджлиса. – Некоторые пророссийские газеты в Крыму пишут совершенно отвратительные измышления про крымских татар. Против нас организуются провокации, но не в нашей культуре отвечать насилием на насилие». Джемилев, которые в советские времена провел 15 лет в тюремных лагерях за защиту прав крымских татар, утверждает, что Россия выдает в Крыму российские паспорта и может попробовать спровоцировать татар, чтобы был повод для «защиты» россиян, на подобие того, что она сотворила в прошлом году в грузинском регионе – Южной Осетии. Это вторжение дало многим политическим аналитикам говорить о том, что следующей мишенью России станет Крым с его в значительной мере пророссийским населением. Татары, с другой стороны, активно выступают за теснейшие отношения с Европой. «Многие в Крыму хотят быть частью России, но мы видим свое будущее в составе Украины», — говорит Джемилев.

На протяжении 20 лет борьбы за свои права крымские татары сохраняют веру в мирное будущее. «Собаки лают, а караван идет, — цитирует Османов арабскую пословицу. – Мы добьемся своего не смотря ни на какие трудности. Бог все видит и в итоге все расставляет на свои места».

Джеймс МАРСОН, Time (США)

www.time.com

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня