Кто спасет нашу культуру?

Post navigation

Кто спасет нашу культуру?

Сложный исторический путь человечества полон противоречий — прогрессивные явления и процессы сменяют регрессивные. Крымскотатарская культура, также прошедшая в своем развитии различные этапы, сегодня, в условиях адаптации народа в Крыму, переживает новый виток своего исторического пути — возрождение на родине предков. Осмысливая процессы, протекающие в культуре своего народа, наша творческая и научная интеллигенция призваны сохранить опыт, накопленный предками, обогатить его новшествами и передать будущим поколениям для дальнейшего развития и процветания.

 

Новаторство в сочетании с крепко устоявшимися национальными традициями позволит достичь этой цели, а крымскотатарская творческая интеллигенция в свою очередь призвана спасти культуру своего народа. Обсудить проблемы современного состояния крымскотатарской культуры в условиях многогранного процесса возрождения, определить роль творческой интеллигенции в нем я пригласила кандидата культурологии старшего преподавателя кафедры социально-гуманитарных дисциплин Крымского инженерно-педагогического университета Ветану Вейсову.

 

— Ветана-ханум, на ваш взгляд, на каком этапе своего развития сегодня находится крымскотатарская культу¬ра в целом? Какие закономерности, тенденции ее развития вы отмечаете?

Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Крымского инженерно-педагогического университета, кандидат культурологии  Ветана Вейсова— В целом наблюдается общемировая тенденция роста национального самосознания этносов и народов мира. Своеобразный «этнический Ренессанс» проявляется в полной мере и в нашем обществе. Растет всеобщий интерес к проблемам культурного бытия, сферам духовной жизни человека и этноса. Назрела необходимость пересмотра содержания традиционных категорий, оценивающих историческое и духовное развитие общества, которое сегодня характеризуется стремительным ростом самосознания, чувства национальной гордости за свою историю, культуру, язык, традиции, обычаи, горячим стремлением не только сохранить, но и приумножить национальные ценности, идущие из глубины веков. В настоящее время в современном крымскотатарском искусстве выделяются несколько направлений. Ведущим среди них остается реализм, жизненный и правдивый, который стал своего рода точкой опоры для художников, вернувшихся на родину и стремящихся вобрать в себя и передать недоступную для них долгие годы красоту родной земли и людей, живущих на ней.

— Как вы можете охарактеризовать социально-исторический опыт культуры крымских татар?

— Крымскотатарская культура всегда была и остается открытой для других культур. Сегодня мы наблюдаем динамику изменений в духовной культуре крымских татар. Это проявляется, во-первых, в этно-исторической способности крымских татар к восприятию новизны: мы не забудем, что Крым всегда был, есть и останется транзитной зоной, впитывающей в себя влияние многих и многих народов. Во-вторых, в наличии современного творческого потенциала, в-третьих — в плодотворной деятельности сегодняшних театральных и прикладных мастеров, мечтающих преодолевать известные всем нам кризисные процессы наших дней.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние современного крымскотатарского искусства? Какими темпами идет процесс его возрождения в целом и отдельных направлений в частности?

— Во-первых, получает определенное развитие крымскотатарское декоративно-прикладное искусство, но только те виды, которые сегодня востребованы.

 

В первую очередь это ткачество килимов и крымскотатарская вышивка, что связано с функционированием самодеятельных творческих групп крымскотатарских мастеров и мастериц.

 

Во-вторых, начали развиваться ювелирное искусство, керамика, мастера которого, создавая свои произведения, ведут поиск новых форм, по-новому интерпретируют и используют старинные приемы. Одна из составляющих процесса возрождения декоративно-прикладного искусства — это создание в Крыму культурно-этнографических центров и развитие этнокультурного туризма.

 

Кропотливую исследовательскую работу ведут сотрудники Крымскотатарского музея искусств, при этом не имея постоянных экспозиционных залов. В то же время, отмечая первые положительные изменения на пути возрождения крымскотатарской культуры, подчеркну, что темпы возрождения крайне низкие и не соответствуют потребностям общества. Наиболее серьезной проблемой Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра, например, является состояние национальной драматургии, острая нехватка крымскотатарских пьес, слабое техническое оснащение самого здания.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлены сложности возрождения нашей культуры?

— Прежде всего это недостаток материально-финансовых ресурсов, культурной инфраструктуры, кадров. Кроме того, наблюдается пассивность интеллектуальной элиты в осмыслении направлений, путей и технологий культурного возрождения. На мой взгляд, влияние ислама в крымскотатарской культуре очень велико: он прививает общие высокие этические принципы, которые затем оказывают влияние и на мировоззренческую позицию художников, деятелей театрального или прикладного искусства Ислам учит ответственности перед судьбами своего народа и других этносов, и это находит отражение в работах наших художников. Кроме того, Ислам способствует тесным связям крымскотатарского народа со всеми другими странами и регионами, где эта религия также распространена.

 

— Какова роль творческой интеллигенции в процессе возрождения крымскотатарской культуры?

— Активность крымскотатарской творческой интеллигенции — один из важных субъективных факторов возрождения крымскотатарской культуры. Выполняя функции аккумуляции, адаптации, культурной регуляции и интеграции, интеллигенция формулирует цели, направления театра и декоративно-прикладного искусства. Она привносит в сознание своего народа веру в возможность возрождения и дальнейшего прогресса театра и различных видов декоративно-прикладного искусства.

 

В условиях возрождения культуры субъектам, занимающимся интерпретированием культурного наследия, необходимо, с одной стороны, стремиться к сохранению конкретно-исторического колорита театрального творчества, декоративно-прикладного искусства, с другой — предлагать его современное «прочтение», что наиболее соответствует духу времени, потребностям народа. Следует отметить, что роль просвещения в развитии культуры очень высока. Оно является одним из источников социализации молодежи, формирования мотивов культурной деятельности, то есть того, что определяет выбор культурных ценностей и отношение к ним.

 

— Ветана-ханум, каково значение, на ваш взгляд, преемственности в крымскотатарской культуре?

— Благодаря ей в возрождаемую культуру «вливаются» лучшие достижения крымскотатарского народа и инонациональных культур, с которыми крымские татары вступали в контакты в процессе своего развития. Преемственность в культуре требует развивать регрессивное в содержании декоративно-прикладного и театрального искусства прошлых эпох, не копируя уже имеющиеся в искусстве формы. На практике это выполнить нелегко. Люди, вовлеченные в процесс возрождения крымскотатарской культуры, должны быть подлинными патриотами, жить с народом одной жизнью. В этом случае сама жизнь будет подсказывать, что именно из прошлого искусства можно сохранить, а от чего отказаться.

 

Например, преемственности в театральном искусстве будет способствовать развитие самодеятельного театрального творчества, то есть создание под руководством актеров школ-студий, летних школ-студий. В этих самодеятельных коллективах можно знакомить молодежь с традициями крымскотатарского театра, прививать интерес к театральной деятельности и т.д.

 

— Какие наиболее актуальные проблемы в культуре крымских татар сегодня вы можете обозначить?

 — Это проблема документальной базы и аутентичной фиксации национальных художественных традиций. В Крыму до сих пор нет аутентичных видеотек, фильмотек, фонотек, которые могли бы стать надежным объективным основанием для теоретических обобщений. У нас нет даже современной фильмотеки спектаклей и выставок художников, театралов, а о ретроспективе говорить уже не приходится. В то время как ресурсы носителей этой традиции исчерпываются, люди уходят, и то, что можно зафиксировать сегодня, завтра уже невозможно будет выполнить. Актуальной задачей также является разработка программы возрождения и развития крымскотатарской культуры, в том числе театра и декоративно-прикладного искусства. В ней необходимо отметить, что будет осуществлено и в какие сроки за счет государства, средств автономии. Следует также определить роль и место различных общественных организаций крымских татар в возрождении театра и декоративно-прикладного искусства.

 

— На каких отдельных явлениях и процессах современной крымскотатарской культуры вы заострили бы свое внимание?

— Особенностью возрождения крымскотатарской культуры в целом является то, что оно протекает в условиях трансформации социально-экономической, политической и духовно-идеологической системы украинского общества, пересмотра целого ряда ценностей и культурных парадигм. Переживаемый украинским обществом исторический период характеризуется кризисом ценностно-мотивационной стороны культуры. Это проявляется в эрозии культурно-нравственного каркаса украинского общества, снижении общего жизненного тонуса, в том числе и крымскотатарского народа. Исследование процесса возрождения культуры позволяет утверждать существенную роль ценностей в нем. Культура, отказавшаяся от общепризнанных ценностей, моральных норм, создает предпосылки для возникновения противоречий в духовной жизни общества, этноса, превращения индивидов в существа управляемые, главным образом, бессознательными рефлексами и биосоциальными регуляторами страстями, чувствами, эмоциями. Поэтому актуальной задачей возрождения крымскотатарской культуры является достижение ценностно-ориентационного единства народа, его политической и творческой элиты, когда народом осознаётся общность взглядов на основополагающие ценности.

— К какому направлению в культурологии относятся ваши научные интересы?

— Сфера моих научных интересов связана, прежде всего, с этнокультурологиией, культурой народов Крыма. Конечно, особое значение для меня имеет культура крымских татар, ее место и роль в мировой культуре. Полагаю, что это осмысление должно проводиться на современном уровне мировой научной мысли, нельзя рассматривать крымскую культуру как «провинциальную».

— И в заключение каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития этнокультурных процессов в крымскотатарском обществе?

— В будущее хочется смотреть с оптимизмом. Все, что мы делаем, делаем ради наших детей. Благоприятное развитие социально-демографических процессов (рост численности населения, утверждение уравновешенной возрастной структуры, социально-психологическое взаимопонимание между поколениями и т. п.) будет способствовать формированию оптимального социально-демографического потенциала развития культуры в целом.

 

Одновременно следует отметить, что жесткой зависимости между социально-демографическими процессами и развитием культуры не наблюдается, скорее, существуют вероятностные последствия для развития культуры народа. Основными проблемами на современном этапе возрождения являются; снижение остроты жилищной проблемы, повышение качественных характеристик в развитии вузов, школ, театра, музеев, этнокультурных центров и т. п. Эти компоненты социально-культурного обустройства крымских татар будут способствовать вовлечению в культурный процесс широких масс крымскотатарского населения, в том числе школьников, студенческой молодежи.

Зальфира МУТАЛУПОВА,
Газета «Голос Крыма»
№ 10 (1000) от 08.03.1013

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня