Ленур Ибраимов: Без Родины нет жизни и в раю

Post navigation

Ленур Ибраимов: Без Родины нет жизни и в раю

25 лет назад ушел из жизни Поэт, Гражданин, Патриот

Более трёх лет назад вышел сборник стихов Ленура ИБРАИМОВА «Разорвать своё сердце на части». Этому событию был посвящён мой отклик, предлагаемый вашему вниманию. Тогда он нигде не был опубликован.

Поэт, Гражданин, Патриот - Ленур ИБРАИМОВЭта книга была долгожданна и стала неожиданна для многих. Долгожданна, потому что стихи безвременно ушедшего из жизни Ленура Ибраимова продолжают оставаться актуальными и сегодня в качестве примера и средства патриотического воспитания. Неожиданна она, прежде всего, для тех, кто впервые узнал о Поэте, взяв в руки его сборник.

 

Несмотря на множество публикаций о Ленуре Ибраимове, феномен его творчества остаётся неизученным должным образом. Лично мне довелось узнать и обратить внимание на поэта и его творчество после опубликования Юрием Османовым в качестве эпиграфа к литературному приложению к газете «Арекет» (01.10. 1992г.) следующих строк:

 

Ведь жизнь — борьба! Не жди спасенья с неба.
Страдай, борись и за собой веди.
Нам Родина нужна, как в голод ломоть хлеба,
Как сердце беспокойное в груди!

 

Там же, в передовой статье, содержится лаконичная оценка Л. Ибраимова как «пожалуй, единственного по-настоящему талантливого поэта из крымских татар, писавших и пишущих по-русски», данная ему Ю. Османовым.

 

Юрий Бекирович вспоминал, что рукопись стихотворения Ленура Ибрагимова «Ведь жизнь — борьба» была приобщена к его «уголовному делу» после обыска «где-то в Чирчике или Ташкенте».

 

Это стихотворение появилось как ответ на лицемерный Указ Президиума Верховного Совета СССР 1967 « О татарах, ранее проживавших в Крыму», являющийся классическим примером двойных стандартов в национальной политике правившей страной партии. И приобщение этих стихов к «уголовному делу» объяснимо — ведь они расценивались карательными органами в качестве идейного оружия репрессированного крымскотатарского народа.

 

Поэзия Ленура Ибраимова запечатлела все основные грани святого мироощущения — любви к родной земле и народу:

 

Я Крым люблю нездешнею любовью,
Её измерить может только Он.
В нём реки все бегут моею кровью,
Я крымским воздухом взлееян и взращён»
                          (Песня крымская, с. 37)

 

Он ощущает свою любовь и как воспоминание о своих воплощениях, оживляя образы и картины героического прошлого наших предков:

 

Нет, я рождён не тридцать лет назад.
Я сотни лет брожу по Перекопу.
Я защищаю свой очаг и сад.
Я в гости принимаю всю Европу.
                       (Песня крымская, с. 38)

 

Примечательно, что Л. Ибраимов по-настоящему полюбил родную землю после того, как познакомился со своим изгнанным народом, с его авангардом, открывавшим дорогу домой в обстановке чудовищного гнёта и репрессий властей:

 

Я двадцать лет скитался безплемённым
В родном краю, где чуждый принял быт.
А ты, народ мой, Родины лишённый,
Растоптан был под топотом копыт.
                                 («Народу», с. 52)

 

Поэт ясно определился, на чьей он стороне:

 

Пока народ мой, маленький народ,
Ограбленный, избитый незаконно
В изгнании, в бесправии живёт,
Служить ему я буду непреклонно
                               («Народу», с. 53)

 

Он был убеждён в том, что его народ сломает все барьеры и возвратится в родной край:

 

Нет, сколько ты народ не избивай,
Ни строй решёток в тёмном заточенье,
Он всё равно придёт в родимый край
Сквозь тысячи и тысячи мучений.
                     («К указу от 5 сентября 1967 года», с.45)

 

Примечательно, что через восемь месяцев Юрий Османов в тюрьме выразит ту же убеждённость и напишет такие же провидческие строки:

 

Но май грядущий вижу я —
Народ вернётся в край родной.
Так возвращается солдат —
Избит, изранен, но живой

 

С есенинскими строками «Я скажу: не надо рая/Дайте родину мою» перекликаются следующие слова крымского татарина Ленура Ибраимова:

 

Народ, народ, собрат мой полудённый,
Без родины нет жизни и в раю!
                        («Народу», с. 53)

 

Перечитывая стихи Л. Ибраимова, всё более и более открываешь глубину и богатство его мироощущения — божественный дар поэта — создателя образов.

Он, выросший в стране официального атеизма, обращается у Всевышнему, Которого не может представить зрительно, но Которого признаёт Началом всех начал: «…но нынче твёрдо знаю: Тобою создан этот мир.

Поэт обращается к Богу, прося у Него самое ценное для себя:

 

Меня своею верой осени,
Чтоб я нашёл бесспорные ответы
На все вопросы жизни в эти дни.
                       («Надмирный разум…», с. 89)

 

Ленур Ибраимов, признающий Бога Отцом мироздания и источником своего вдохновения («Веленье ощущая неземное,/Я песни задушевные пою…»), почитает Землю, как великую и живую Матерь («Я — горсть земли, я — плод родного края»). Он осознаёт свою вечность и бессмертие, что проявляется в таких строках:

 

Давным-давно в прошедшие века
Я был травинкой леса или сада…
… Я плоть земли, я обладаю визой
Оставив тлен, вселиться в новый лик.
                     («Я внук дождей…», с 116)

 

Истинный Поэт всегда имеет и выражает своё представление о поэзии, её предназначении. Ленур Ибраимов тоже сказал своё слово о поэте и его творчестве:

 

И нужно петь народным языком
В любые дни невзгодий и ненастий
И лишь тогда на поприще своём
Изведаешь желаемое счастье.
                    («Поют Высоцкого, Есенина поют…», с.124)

 

Его счастьем было осознание своего поэтического дара и трепетное чувство благодарности Провидению за это:

 

Но счастлив я, попав к стиху в неволю,
Благословляю тот прекрасный час,
Когда меня впервые захлестнула
Святого вдохновения волна,
Когда строка над строчками вспорхнула
И в сердце дрогнула задетая струна.
                    («Настанет день, настанет час…, с. 177)

 

Я постарался показать несколько основных граней чистого кристалла поэзии Ленура Ибраимова: его любовь и преданное служение своему народу и родной земле, его осознание своего собственного Я и Всевышнего Творца, его понимание предназначения Поэзии и Поэта.

 

Это всего лишь штрихи к неповторимому портрету Личности, лишь набросок-эскиз панорамной картины её сознания, проявленного в поэтическом творчестве Ленура Ибраимова.

Асан ХУРШУТОВ,

г.Ялта

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня