Надо вместе строить большой Евразийский мир

Post navigation

Надо вместе строить большой Евразийский мир

Наша беседа с председателем Совета Народной партии Милли Фирка Васви Абдураимовым началась с обращения к творчеству Исмаила Гаспринского, писавшего: «Действуя то против России, то против мусульман, европейцы в том и другом случае извлекают выгоду и идут вперед…

Лидер Народной партии Милли Фирка Васви АбдураимовЕсли же посмотреть, с какой бессердечностью Европа угнетает весь Восток экономически, делаясь зверем каждый раз, когда дело коснется пенса, сантима или пфеннига, то становится очевидным, что Востоку нечего ждать добра от Запада…

 

Мусульманин и русский могут вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать: их умение не слишком разнится, но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком, как оно и есть.

 

Причина — не русофильство, но жить с русскими будет лучше и легче: они ближе к нам по складу и культуре, чем народы Запада…».

Слова великого просветителя тюркского мира Васви Абдураимов приводит в подтверждение своей уверенности, что развитие Крыма, в котором преобладает славянско-тюркское население, возможно исключительно в векторе евразийского объединения.

— Васви Эннанович, свои убеждения члены вашей организации выразили, не поддержав призыв Меджлиса, объявившего себя официальной властной структурой, бойкотировать всекрымский референдум, который решил дальнейшую судьбу Республики Крым.

 

Много ли у вас оказалось сторонников?

— Точную цифру, насколько активными были крымские татары, можно назвать после того, как станут известны результаты голосования по каждому избирательному участку. Особенно высокую репрезентативность результатов голосования дадут более двух десятков избирательных участков, расположенных в местах компактного проживания крымских татар. Сейчас можно только делать оценочные данные и ссылаться на данные, озвученные официальными лицами. Называют от 20-30% до 50%.

 

Я больше доверяю нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, который сказал: «Значительная часть крымских татар приняла участие в референдуме». Во всяком случае, можно с уверенностью говорить о 30%. Именно столько в процентном соотношении приходится на смешанные браки крымских татар со славянами. Нет сомнения, что эти семьи участвовали в голосовании. Это, кстати, цементирующий слой между крымскотатарским и славянским сообществом. Потому что меньше всего такие семьи заинтересованы во вражде своих народов.

 

Основываясь на своих наблюдениях во время общения с соплеменниками, я склонен считать, что больше половины крымских татар пришли и проголосовали за воссоединение с Россией.

— Но наблюдатели отмечали, что в посёлках компактного проживания явка была низкой.

— Что не удивительно: там была создана тотальная слежка с угрозами, вплоть до фотографирования тех, кто приходил голосовать. Такая обстановка, конечно же, не способствовала свободному волеизъявлению.

— Не секрет, что ваша организация находится в решительной оппозиции к Меджлису. В чём основное разногласие?

— В тех принципах, которые мы исповедуем. Дело в том, что Национальное движение крымских татар инициативой снизу в 1989 году убедило высшее руководство бывшего СССР запустить программу восстановления прав и реабилитации крымскотатарского народа. Эта программа не могла быть принята, если бы нашу позицию не поддержала Российская Федерация — основной субъект Советского Союза.

 

Поэтому я могу смело сказать, что именно благодаря России началось осуществление проекта восстановления прав и возвращения крымских татар в Крым. Для реализации этой программы в Крым приехал возглавлявший Национальное движение крымских татар Юрий Бекирович Османов, который окончил МВТУ имени Баумана в Москве, работал в Институте ядерных исследований в Дубне.. Я возглавлял в Госкомитете при Крымском облисполкоме отдел по возвращению крымских татар с мест высылки.

К сожалению, в 1991 году эта программа была похоронена под руинами Советского Союза. И тогда были запущены новые программы по Крыму и крымским татарам. По Крыму — программа украинизации, а по крымским татарам — программа ассимиляции.

 

Именно для реализации этих двух программ и была сформирована новая команда во главе с господами Джемилевым и Чубаровым. И создана система Курултай-Меджлис. К началу нулевых годов они фактически эти программы реализовали. С помощью полного карт-бланша, который давала им украинская власть и её западноевропейские и американские патроны, а также некоторые силы турецкие.

 

В реализацию программ украинизации и ассимиляции были вложены за 23 года сотни и сотни миллионов долларов.

Народная партия Милли Фирка была возрождена в 2006 году, чтобы противостоять процессу ассимиляции крымских татар. Нас поддержали другие общественные организации, сплочение которых позволило создать единый крымскотатарский Народный фронт. Самые активные из них — Фонд исследований и поддержки коренных народов Крыма, благотворительная организация «Ватандаш-Соотечественик», «Крымская инициатива», ряд мусульманских общин, активисты и участники земельных акций протеста…

— Какова первостепенная задача Народного фронта в нынешних условиях?

— Возвращение к программе 1989 года, преданной забвению независимым правительством Украины. Нам чужда программа украинизации и ассимиляции крымских татар в рамках общего евроатлантического проекта. Это основное наше разногласие с Меджлисом, руководство которого, конечно же, декларирует свободу и защиту прав крымских татар.

 

Но все эти заявления легко разоблачаются практикой жизни. Ведь Национальное движение крымских татар и программа восстановления их прав предполагали, прежде всего, возвращение народа из мест высылки. А у нас еще 130 тысяч крымских татар «благодаря» деятельности Меджлиса так и не вернулись на родину предков.

 

На Украине не были восстановлены политические права крымских татар, они не признаны до сих пор репрессированным народом. А в Российской Федерации такой закон уже есть.

Я уже не говорю о статусе языка. Чему удивляться, если доктрина Украины — «одна страна, одна нация, один язык, одна вера». В такую доктрину не только мы, но и русские не вписываются. 99,9 % крымских татар владеют русским языком. Культивируя искусственное разделение крымских татар и славян, мусульман и православных, умело противопоставляя эти группы, Киеву удавалось управлять Крымом. Но историческую память не убить: совместное проживание славян и тюркских народов имеет вековые корни. И вот теперь искусственные барьеры рушатся. Пришло понимание, что Крым нужно строить всем вместе. То состояние, в котором автономная республика находилась в составе Украины, — это ненормальное состояние. Абсолютно не соответствующее его истории, статусу, геополитическому положению.

— Милли Фирка можно назвать концентрированным проявлением Национального движения крымских татар?

— Не только можно, но и нужно: для того она и создана. Наша программа зиждется на духовном учении Исмаила Гаспринского, разработавшего евразийский проект и ратовавшего за единение славян и тюрок в рамках большой страны, которую мы называем Тюркским Элем, вы называете Русским Миром. Но это — общая страна, общая ответственность, общая судьба и общая история.

 

Это наш фундамент и основа. Поэтому никаких иных проектов интеграции, связанных с другим вектором, мы не приемлем и будем всегда выступать против иных подходов. Поэтому всегда поддерживали и поддерживаем самые тесные связи Украины с Российской Федерацией, всегда были и есть за интеграцию в Таможенный союз.

Сейчас, став одной большой семьёй с жителями многонациональной России, мы мечтаем, чтобы как можно быстрее на Украине был установлен законный порядок. И чтобы братская страна стала не просто членом Евразийского союза, а одним из его учредителей. Нельзя, чтобы три славянские ветви — русские, украинцы и белорусы были разделены. Теряются основные ценности славянства, его идеи.

 

Точно так же, как нельзя отделять тюркские народы: крымских татар от казахов, от киргизов, от узбеков… — мы одна семья. У нас общая культура, общее отношение к большой стране, к нашим кровным соседям и братьям, с которыми уже много веков живём вместе. Зачем же нам искать счастья на стороне, если мы можем собраться воедино и стать опять мощными, самодостаточными и противостоять поползновениям разрушить наш мир, нашу ментальность, нашу свободу.

Крымская АССР в свое время была частью Российской Федерации, мы отсюда выселялись как российские граждане и вот теперь снова стали ими. Наша организация изначально на этом стояла, стоит и стоять будет.

— Каким образом организация собирается вписываться в политическую жизнь Российской Федерации?

— Активно изучаем законодательство России, устанавливаем первые контакты с ведущими парламентскими партиями. Это, прежде всего, «Единая Россия», «Справедливая Россия». Есть контакты и с ЛДПР. Очень знаково, что даже Владимир Жириновский с телеэкрана обратился к нашему народу на нашем родном языке со словами дружбы и поддержки.

 

Скорее всего, как политическая организация, Милли Фирка станет частью одной из этих партий…

 

Создавать партии по этническому признаку, ставящие целью решение вопросов только этнического плана, законодательство России не позволяет, да это и не нужно: слишком узко, надо выходить из исключительно этнонациональных задач и границ. Мы должны участвовать в решении цивилизационных задач. Не теряя при этом себя. Так что мы сейчас в стадии переформатирования.

 

Возможно, статус общественной организации сохраним, чтобы под этим брендом проводить в рамках национального сообщества мероприятия культурного и социального плана.

— Как отнеслись крымские татары к тому, что их язык с воссоединением Крыма с Россией объявлен в республике государственным?

— Как к осуществившейся наконец-то справедливости. Мои товарищи, все наши сторонники уверены, что это — начало создания в Крыму подлинно многокультурного, многоэтничного общества, в котором будут учитываться интересы всех без исключения народов. Все получат представительство во власти, поддержку своей культуры, системы образования на родном языке. Законные основания для этого в любом субъекте РФ есть.

На основании закона о национально-культурной автономии мы получаем возможность за счёт дотирования из федерального и региональных бюджетов решать насущные вопросы крымских татар, проживающих и за пределами Крыма. Не думаю, что все 130 тысяч захотят вернуться. Но возможность такую каждый должен иметь.

 

Наши партнеры из организации «Ватандаш-Соотечественник» разработали для этого конкретную программу, которая называлась «Последний шанс». Мы её презентовали в Казахстане, Кыргызстане, России, Турции, в ЕС. Но так и не добились её реализации, потому что она не вписывалась в задачу украинского государства. А ведь мы не только рассчитали, сколько понадобится средств для её осуществления, но и нашли потенциальных спонсоров. Нужно было политическое решение, которое так и не состоялось.

Прежде всего, нужно было пролонгировать Бишкекское соглашение, действие которого закончилось в июне прошлого года. Этого не было сделано, и крымские татары стали возвращаться на родину как иностранные граждане. А натурализация иностранных граждан — сложная процедура. И по времени и по затратам. Наша делегация встречалась с руководителями среднеазиатских республик, они поддержали инициативы Крыма по продлению Бишкекского соглашения. Но министр иностранных дел Украины Леонид Кожара лично проехал по маршруту нашей делегации и сделал всё, чтобы мы не получили обещанной поддержки.

— Вместе с Милли Фирка в поддержку референдума выступила общественная организация «Себат». Вы с ней в одной связке?

— Это общественная организация, задача которой обеспечить на законных основаниях всех нуждающихся земельными участками для строительства жилья. Мы в этом — союзники.

 

Дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как в январе прошлого года заработал Совет представителей крымскотатарского народа при президенте Украины. Я курировал земельную сферу как заместитель председателя Совета. Всего за четыре месяца работы было выделено более двух тысяч участков в Симферополе и его пригородах.

Процесс выделения земли для строительства индивидуального жилья будет продолжен уже в российском Крыму. К концу апреля должна быть разработана федеральная программа, частью которой будет возвращение и обустройство крымских татар. Думаю, в кратчайшие сроки мы эту тему закроем и начнём уже нормально жить и трудиться.

*    *    *

Состоявшийся в минувшую субботу Курултай крымскотатарского народа (Меджлис считается исполнительным органом Курултая) еще более актуализировал тему беседы с В.Э. Абдураимовым.

Делегаты приняли постановление, в котором объявили о «начале политических и правовых процедур по созданию национально-территориальной автономии» крымских татар в Крыму. Курултай поручил Меджлису обратиться в ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ и Организацию исламского сотрудничества с просьбой поддержать право крымскотатарского народа на самоопределение.

В работе Курултая участвовали президент Татарстана Р. Минниханов и председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин.

Источник: http://www.ritmeurasia.org

 

Дополнительные материалы по теме:

 

Меджлис готовил кровавый сценарий в Крыму

 

Кто толкает Путина на грабли меджлиса?

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня