Наш народ оказался на распутье…

Post navigation

Наш народ оказался на распутье…

Открытое письмо ветерану национального движения, крымскотатарскому поэту Рефату Чайлаку

Урметли ве сайгьылы Рефат-агьа!

 

В последние годы внимательно знакомлюсь с публикуемыми вами в периодической печати материалами, что и побудило меня обратиться к вам с этим письмом. Видно, что вы искренне переживаете и обеспокоены за судьбу нашего народа. Об этом говорит каждая строка ваших стихов, ваших обращений. Более всего вас, как и многих из нас, тревожит распространившееся в народе равнодушие и усугубляющийся раскол («Первасызлыкъ ве парча-кесек олдыкъ!..») и, разумеется, будущее нашего народа.

Рустем ЭмировКак нам всем хотелось бы, чтобы в народе проснулись та энергия и тот патриотизм, имевшие место двадцать и более лет назад. А ведь в то время не было таких препятствий, которых бы не преодолел крымскотатарский народ. Патриотизм и самоотверженность крымских татар изумляли не только советскую, но и мировую общественность. Так что же с нами случилось, как мы оказались в болоте равнодушия и безразличия к своему будущему, да и к настоящему, когда мы видим, что крымскотатарский язык находится в опасности, в стадии деградации и исчезновения?!

И в то же время мы с огорчением наблюдаем, как так называемые представители народа не на жизнь, а на смерть бьются за возможность заполучить какой-нибудь депутатский мандат или же сытную должность. Мы видим, что для этих «представителей» получить возможность делить и перераспределять земельные участки, оказывается важнее, чем будущее крымскотатарской нации.

Да, вопрос: как же мы оказались в этом болоте, и как же из него нам теперь выбраться — это вопрос жизни и смерти. Но для того, чтобы определить, куда и как нам идти, чтобы выбраться из гибельного места, нам надо для себя уяснить, по какой же дороге мы пришли к этому месту, кто нас вел и указывал этот путь.

Кто-то может сказать, а зачем и к чему ворошить прошлое. Некогда, мол, уже этим заниматься, болотная трясина неумолимо и очень быстро нас засасывает… Но выяснить эти вопросы, безусловно, необходимо. Во-первых, чтобы опять по ложной дороге не прийти к какой-нибудь другой пропасти, где так же нас ждет неминуемая гибель. Во-вторых, выяснив, кто же привел нас в упоминаемое уже болото, чтобы опять не поверив их сладким обещаниям, еще раз не обманувшись, опять не пойти за ними. А ведь эти же люди уже готовы, они уже тут как тут, опять хотят стать нашими поводырями (конечно, не бескорыстно, а за депутатские мандаты и материальное благополучие).

Сайгьылы Рефат-агьа, в этом письме я не ставлю себе задачу подробно проанализировать последнее двадцатилетие национального движения. Хотя рано или поздно, кем-нибудь это обязательно будет сделано.

Но хотелось бы напомнить пару моментов из современной истории нашего народа. В конституции Автономной Республики Крым, принятой в мае 1992 года, было четко записано, что на ее территории государственными языками являются крымскотатарский, русский и украинский языки. В 1998 году была заменена конституция Автономии и статья, в которой крымскотатарский язык указан одним из государственных языков Крыма, исчезла. Для нашего народа, для его будущего, изъятие из конституции этой статьи имело самые катастрофические последствия. И настоящее состояние крымскотатарского языка, его культуры в значительной мере являются следствием тех конституционных изменений, чего мы ни в коем случае не должны были допустить любыми средствами. Ситуация требовала самых решительных действий. Но ничего адекватного не было предпринято.

Соотечественники ждали, ждали веского слова «единственного представительного органа». Но не дождались. «Единственный и неповторимый орган» смирился. Как сказал великий Наполеон Бонапарт: «Это уже хуже, чем преступление, это уже ошибка». Всего через десять лет после этого, международной организацией ЮНЕСКО, крымскотатарский язык был занесен в красную книгу исчезающих языков.

Другой наглядный пример. Уже около года крымскотатарская общественность борется за присвоение аэропорту г. Симферополя имени дважды героя Советского Союза Амет-хана Султана. Была масса обращений, заявлений, резолюции и т. д. И все это безрезультатно. Вспомним 1994-98 годы, когда в Верховной Раде Крыма была довольно внушительная крымскотатарская фракция из 14 депутатов, а одним из заместителей председателя Верховной Рады был один из нынешних руководителей Меджлиса. А разве в то время заслуги выдающегося летчика Амет-хана Султана были меньшими, чем сегодня?! Или в то время аэропорт г. Симферополя не был достоин носить имя героя?! Имея в то время такие внушительные силы в Верховной Раде Крыма не было бы особых проблем с присвоением аэропорту имени крымскотатарского летчика. Но нет, тогда эти товарищи решали какие-то другие проблемы. Что теперь остается делать? Разве что прибить к забору аэропорта фанерную табличку, что это аэропорт имени Амет-хана Султана, как нам советуют сделать с топонимикой населенных пунктов…

Таких примеров, когда мы шли ложными дорогами, где нужно было действовать, а мы бездействовали, можно привести достаточно много. И если мы сегодня говорим о равнодушии народа, то надо признать, что это равнодушие разочаровавшихся. Это равнодушие людей, которых постоянно заводят в тупик. А ведь это убивает веру, лишает сил и энергии.

Конечно, находятся люди, которые начинают искать свои пути для решения национальных задач. А много разных путей, безусловно, будут вести в разные стороны. Одни с ностальгией вспоминают времена инициативных групп, другие видят исцеление в различных религиозных направлениях…

Сегодня наш народ оказался на распутье. Прежние лидеры себя дискредитировали, пройденный двадцатилетний путь оказался не совсем верным, а временами даже ошибочным. Но осознание этого только половина дела. Надо еще безошибочно выбрать верный путь, восстановить единство и постараться сократить отставание от других народов.

Япыладжакъ ишимизге Танърымыз ярдымджы олсун. Сагьлыкънен къалыныз.

Самимий урметнен,


Рустем ЭМИРОВ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня