Необходимо добиваться правового статуса

Post navigation

Необходимо добиваться правового статуса

В последнее время в нашем сообществе, особенно среди тех, кто думает о перспективах национального возрождения, ведутся жаркие дискуссии о совершенствовании структуры меджлиса. Я считаю, это тупиковый путь.

 

Руслан ЭминовМы — не единственные в мире, оказавшиеся меньшинством на своей исконной территории. Нам необходимо добиваться правового статуса народа. Это единственный путь сохранения и развития нации.

 

В правовом государстве все его члены, все сообщества и структуры, четко регламентированы, обладают обозначенными законом уставом, положением, правами и обязанностями. Существующие вне правового поля группы, объединения называются шайками, бандами, мафией… и преследуются, их деятельность пресекается. Органы самоуправления, созданные по национальному признаку, не обеспеченные законодательно, не отвечающие Конституции существовали в нацистской Германии. Это были Юденраты — еврейские органы самоуправления, находившиеся на самофинансировании.

 

В современной мировой практике есть разные формы обеспечения коллективных прав граждан по этнической, конфессиональной или иной особенности, но в четко регламентированной правовой законодательной форме, обеспечиваются государством, в том числе и финансированием, и отчетностью.

 

В международном праве давно ведутся поиски универсального понятия меньшинства, но до настоящего времени они были безуспешными. Что касается понятия этнических, религиозных и языковых меньшинств, норма о защите прав которых была включена в ст.27 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., то и здесь наблюдается значительный разброс мнений.

 

С точки зрения международного права защита национальных меньшинств является частью международной защиты прав человека и, соответственно, областью международного сотрудничества. На это прямо указывает, например, ст.1 Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Комитетом Министров Совета Европы 10 ноября 1994 года.

 

Следует отметить, что само существование этнических, культурных, языковых и религиозных отличий не обязательно порождает национальные меньшинства, поскольку решение о признании меньшинствами групп на территории каждой страны оставлено за государством. Таким образом, с точки зрения международного права, национальные меньшинства есть там, где их существование признано государством, в противном случае на эти объективно существующие меньшинства не распространяются международные документы и международная защита.

 

Кроме того, на основе выработанного наукой международно-правового определения понятия «меньшинства» и международных нормативных актов каждое государство принимает собственное определение, поскольку в Декларации о защите национальных меньшинств, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 г., определения понятия меньшинства отсутствует.

 

Создание условий для представительства национальных меньшинств в парламентах приветствуется Копенгагенским документом СБСЕ (1990г.), Варшавскими рекомендациями, способствующими участию национальных меньшинств в избирательном процеccе ОБСЕ (2001г.), Рамочной конвенцией Совета Европы о защите национальных меньшинств (1994 г.), Лундскими рекомендациями ОБСЕ об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни (1999г.), Руководящими принципами относительно выборов (принятых Венецианской комиссией на 51-й пленарной сессии, Венеция, 5-6 июля 2002 г.), Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (2002г.) и др.

 

Национальные механизмы стимулирования участия представителей национальных меньшинств в избирательном процессе

 

Специалистами выделяются следующие основных направления правового регулирования участия национальных меньшинств в политической жизни. Это:

 

— предоставление преимуществ при участии в выборах,

 

— квотирование мест в Парламенте,

 

— установление пропорций представительства различных этнических групп в парламенте,

 

— голосование в парламенте с учетом мнения этнических групп,

 

— принятие специальных законодательных актов, направленных на защиту прав представителей национальных меньшинств,

 

— учреждение институтов уполномоченных по правам национальных меньшинств,

 

— предоставление особых привилегий автономиям,

 

— предоставление возможности участвовать в выборах соотечественникам,

 

— поддержка национальных диаспор за рубежом.

 

Система предоставления преимуществ при участии в выборах состоит, прежде всего, в освобождении партий национальных меньшинств от выполнения требований, преграждающих путь в парламент малочисленным партиям. Такая практика существует, например, в ФРГ. Согласно п. 6 параграфа 6 Федерального закона о выборах при распределении мест по земельным спискам учитываются только те партии, которые получили не менее пяти процентов всех отданных на территории Германии действительных вторых голосов (в ФРГ каждый избиратель на федеральных выборах получает два голоса: первый для голосования в избирательном округе, второй — для голосования по общенациональным избирательным спискам) или получили депутатский мандат не менее чем в трех избирательных округах. Однако это положение не применяется к спискам, подаваемым партиями национальных меньшинств. Аналогичные положения существуют и в некоторых земельных законах о выборах.

 

В Конституции Бранденбурга имеется специальная статья с названием «Права сорбов» (ст.25), которая содержит гарантии со стороны государства по обеспечению культурной автономии сорбов, «действительному политическому участию сорбского народа», включая законотворчество, требования к закону, регулирующему правовой статус сорбов, а также норму об использовании сорбского языка в местах проживания сорбов и описание цветов сорбского флага. В этой земле для сорбов установлено освобождение от пятипроцентного барьера.

 

Другой способ обеспечить представительство национальных меньшинств, которые не могут в силу малочисленности попасть в парламент на общих основаниях, состоит в квотировании. Институт квотирования в избирательном процессе явление довольно распространённое в мировой правоприменительной практике. В зарубежных странах существуют квоты для представителей от национальных меньшинств, институтов гражданского общества, женщин и президентские квоты.

 

Так Законодательные квоты для представителей национальных меньшинств в парламенте предусмотрены законодательством 52 стран. Законодательные квоты (от 1 до 10 мест) для представителей национальных меньшинств в нижней палате Парламента предусмотрены в 35 странах мира, в том числе в Бельгии, Дании, Индии, Иране, Италии, Казахстане, КНР, Пакистане, Португалии, Хорватии, Румынии, Словении, Сербии, Финляндии и др.

 

Квоты для национальных меньшинств в верхней палате Парламента предусмотрены законодательствами 17 стран мира. Законодательные квоты для женщин введены в 24 странах.

 

В соответствии с изменениями и дополнениями в избирательное законодательство Республики Казахстан (2007г.) В Казахстане девять из 107 мест в Мажилисе (Нижней палате парламента) принадлежит Ассамблее Народа Казахстана в которую входят представители 130 этнических групп, исповедующих 45 конфессий.

 

Из недавно введенных квот можно отметить Бельгию. На конституционном уровне установлено, что определенная часть сенаторов от разных лингвистических групп должна проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица. Таким образом, обеспечивается этническое равновесие в представительстве.

 

Квотирование применяется и в некоторых постсоциалистических государствах. Так, в Словении автохтонному итальянскому и венгерскому национальным сообществам гарантируется целый ряд политических прав, в том числе и в отношении политического представительства. Статья 64 Конституции Словении 1991 г. устанавливает: «Национальные сообщества непосредственно представлены в представительных органах местного самоуправления и в парламенте». Эта норма применительно к общенациональному парламенту конкретизирована в ст.80, согласно которой «в Государственное собрание всегда избирается по одному депутату от итальянского и венгерского национальных сообществ».

 

Законодательное регулирование участия этнических и национальных сообществ и меньшинств имеется в Хорватии. Для национальных и этнических меньшинств, численностью менее восьми процентов населения республики установлена квота в пять депутатских мест в парламенте (остальные меньшинства должны быть представлены пропорционально численности).

 

По пути установления пропорций пошла и Бельгия, причем в этой стране пропорция поддерживается с помощью довольно сложной системы формирования представительного органа. Если Палата представителей в этой стране формируется на пропорциональной основе, то Сенат формируется тремя способами: сорок сенаторов избираются избирательными коллегиями (25 из них — нидерландской избирательной коллегией, 15 — французской); двадцать один назначается Советами сообществ (10- Советом Фламандского сообщества, 10- Советом Французского сообщества и 1 — Советом Германоязычного сообщества) и десять назначаются указанными выше сенаторами.

 

В Украине тоже есть Закон «О национальных меньшинствах в Украине» (N2494-XII от 25 июня 1992 года). В частности, Ст.10 этого Закона гласит:

 

Государство гарантирует национальным меньшинствам право на сохранение жизненной среды в местах их исторического и нынешнего расселения. Вопросы о возвращении на территорию Украины представителей депортированных народов решаются соответствующими законодательными актами и договорами Украины с другими государствами.

 

Институт уполномоченных по правам национальных меньшинств

 

Особо следует отметить практику появления института уполномоченных по правам национальных меньшинств. Для защиты политических и иных прав меньшинств в Венгрии введен институт Комиссара Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств, которого по предложению Президента избирает Государственное собрание двумя третью голосов его депутатов. Согласно ч.2 §32 Конституции Венгрии задача Комиссара Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств — расследовать или поручать расследовать по поводу ставших ему известными нарушений в связи с правами национальных и этнических меньшинств и выступать с инициативой о принятии общих или индивидуальных мер по устранению этих нарушений. С инициативой возбуждения дела, расследуемого Комиссаром Государственного собрания может выступить каждый гражданин.

 

Введение такой «разновидности» уполномоченных по правам человека особенно целесообразно там, где проблемы национальных меньшинств долгое время игнорировались.

 

Территориальным единицам, в которых национальные меньшинства составляют значительную долю в населении, может быть предоставлен особый автономный статус, часто определяемый как национально-территориальная автономия. Такой автономией пользуются, например, населенные шведами Аландские острова в Финляндии, островные и приграничные области Италии, населенные неханьскими народами автономные единицы в КНР, Гренландия — остров с эскимосским населением в Дании и др. Модели национально-территориальной автономии привязаны к конкретным условиям и существенно различаются…

 

Руслан ЭМИНОВ, г. Севастополь

Похожие материалы

Ретроспектива дня