Каждый год в день депортации крымских татар 88-летний Юсуф Сейдаметов приходит на митинг у памятного знака в сквере на Галерейной. Его путь в места спецпоселения существенно отличался от того, каким следовали в мае сорок четвёртого большинство его соотечественников. В Узбекистан он проследовал по своеобразному маршруту «Щебетовка — Линц — Ленинград — Ташкент».
Юсуф Сейдаметов родился в 1924 году в тогда татарском селении Отузы (ныне Щебетовка) в семье школьного учителя, преподававшего по деревенской нужде родной язык, ботанику и другие предметы.
В начале войны 17-летних в армию не призывали, поэтому Юсуф записался добровольцем в военизированное формирование — истребительный батальон, комплектовавшийся в основном из крымских татар.
Привычные к седлу люди патрулировали побережье, а позже охраняли железнодорожную станцию Владиславовка. Военное обмундирование им не выдали, зато каждый получил японскую винтовку с патронами (надо полагать, трофейную халхингольскую «арисаки»). В октябре положение на фронте ухудшилось и «иррегулярную кавалерию» отправили воевать за Сиваш. Но на передовую батальон не попал — Красная Армия уже отступала в Крым.
В свой первый и единственный скоротечный бой с немцами Юсуф Сейдаметов вступил под селением Субаши возле Старого Крыма. Тогда на позиции батальона неожиданно выскочили четыре вражеских танка. Батальон залёг и открыл ружейный огонь по бронированным машинам. Стрелял и Сейдаметов. Танки тоже стрельнули несколько раз из пушек и уехали, а батальон отступил в Субаши.
Через несколько часов селение без боя заняли немцы. Истребители были одеты по-гражданке, поэтому их приняли за местных жителей и заставили разгружать машины. После разгрузки Сейдаметов вернулся домой, где мирно прожил почти всё время оккупации.
Из огня да в полымя
Незадолго до освобождения, 4 января 1944 года, в Отузы, где всю войну квартировала румынская часть, неожиданно приехали немцы. Они построили всех мужчин на площади перед почтой, отобрали молодых и самых крепких, в том числе Юсуфа Сейдаметова, и увезли их сначала в Екатерининскую тюрьму в Симферополе, а через месяц в Севастополь. Оттуда — морем в румынский порт Констанцу и далее в старинный австрийский город Линц, совсем рядом с которым, в городке Браунау, родился Адольф Шикльгрубер (в Линце будущий фюрер учился в школе). С
ам Гитлер неоднократно говорил, что после войны он уйдёт на пенсию, поселится в Линце, будет коллекционировать живопись и бороться за то, чтобы на каждой пачке сигарет в Европе было написано «Курение вредит вашему здоровью». В сорок четвёртом в прекрасном Линце был страшный концлагерь, где в жутких условиях ежедневно умирали советские военнопленные и «остарбайтеры» («восточные рабочие») всех национальностей. Сейдаметов вспоминает, как каждое утро бараки обходили заключённые с тачкой и стаскивали с нар трупы. Узники рыли бомбоубежище, ремонтировали разбомбленные дороги, но в основном рубили лес.
4 мая 1945 года лагерь освободили американцы. Ещё через пару недель туда приехали советские представители. Так как лагерь находился в американской зоне оккупации, узников спрашивали, желают ли они вернуться на родину, успокоив их тем, что войны без пленных не бывает. Все крымские татары согласились, хотя уже знали о депортации — об этом ещё в 1944 году им рассказал бывший учитель немецкого языка, случайно прочитавший краткое сообщение в газете.
Военнопленных пешком отправили в Венгрию, а оттуда в зарешёченных вагонах — в Ленинград. Там на товарной станции пережившие ужасы блокады ленинградцы бросали в многонациональный эшелон с освобождёнными военнопленными камни и кричали: «Предатели!».
Далее Сейдаметову пришлось служить в Ленинградской области в качестве бойца трудармии на привычном по Линцу лесоповале. Товарищ по несчастью, бывший русский офицер и коммунист, съездив в отпуск на родину в узбекский Андижан, познакомился там с крымскими татарами. После этого Юсуф Сейдаметов стал получать письма, из которых узнал, где находится его семья.
Вдали от дома
Оказалось, что старший брат пропал без вести на фронте, отец отбывал десятилетний срок в колонии Кемеровской области за то, что в конце 1943 года не хотел отдавать скудные семейные продовольственные запасы своему родственнику — партизанскому командиру. Мать и две сестры жили на спецпоселении в Молотовской (ныне Пермской области), а большинство других родственников — под Ташкентом.
Весной 1947 года Сейдаметова демобилизовали, дали сухпаёк, махорку, обмундирование, билет на поезд и предписали следовать на жительство в Ташкент. Юсуф Сейдаметович вспоминает, что на Казанском вокзале Москвы паёк и махорку пришлось раздать фактически брошенным государствам многочисленным инвалидам-фронтовикам, которые «просили» милостыню с палками и финками.
В июне Сейдаметов приехал к родственникам в городок Бегават (теперь Бекабад) Ташкентской области и попросил в спецкомендатуре оставить его там — в столичный «хлебный город» Ташкент ему не хотелось. Несговорчивый лейтенант долго и категорически отказывался, угрожая тюрьмой в случае неповиновения. На очередном приёме дерзкий друг Юсуфа схватил опрометчиво оставленный на столе заряженный наган и потребовал встречи с начальником милиции.
Майор Кузнецов мог и обязан был за столь «неосторожное обращение с оружием» отправить друзей куда Макар телят не гонял лет эдак на двадцать пять. Но вместо этого он неожиданно миролюбиво сказал: «Если хотят жить с роднёй, пусть живут».
6 июля Юсуф Сейдаметов устроился работать на местный металлургический завод, получил койку в общежитии и через три месяца женился. С супругой Сайде он счастливо прожил почти 57 лет. В Узбекистане родились четыре сына, а теперь у него уже девять внуков и восемь правнуков, живущих в разных городах и районах Крыма и даже в Турции. На комбинате Сейдаметов работал сталеваром, плавил чугун, был бригадиром. На пенсию ушёл в 1974 году по «по горячей сетке».
В 70-е годы несколько раз приезжал в Крым посмотреть на родной дом в Щебетовке (он и сейчас цел).
А в 1989 году окончательно переехал на родину и поселился в Южном, где уже жили сын с невесткой и внуками.
Павел ПЕТРОВ,
газета городского совета «Победа»
Источник: http://feodosea.com/2012/05/24/