Плана «Б» для Украины не было?

Post navigation

Плана «Б» для Украины не было?

Накануне Вильнюсского саммита у общественности возникал вопрос: если договор об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС не будет подписан, то что будет дальше — и для Европы, и для Украины? Однако все заинтересованные стороны, как бы отбрасывая даже мысль об этом негативе, дружно заявляли: плана «Б» для Украины не существует.

Плана «Б» для Украины не было?Особенно акцентировали на этом внимание украинские власти. Их сигнал на словах был (и есть) более чем ясный, даже после провала Вильнюсского саммита: наш евровектор непоколебим.

 

Правда, теперь уже с отягчающей оговоркой: только дайте нам сначала восстановить потерянные торговые связи с Россией. (При этом, как раскопали дотошные экономисты, объемы украинского экспорта в Россию составляют 25, а в страны ЕС — 27%).

Однако события, которые сегодня разворачиваются на Украине, заставляют задуматься, так ли искренни все стороны в вопросах несуществующего плана «Б»? Нет сомнения в том, что те десятки тысяч людей, которые стихийно вышли в первые часы разочарования после Вильнюсского саммита, были совершенно искренними в намерениях показать властям свое неприятие остановки на пути в такой сладкий Европейский союз.

А дальше, похоже, все как обычно: к митингующим за свою идею довольно быстро присоединились те, кто готов митинговать за любую идею, лишь бы платили деньги. И это, возможно, неприятный для оппозиции, но факт.

 

Уже после первого дня Евромайдана я получила на электронную почту письмо-рассылку от некоего Петрунина с предложением «поработать на евромайдане» — 100 гривен три часа.

 

Любопытства ради вступила в переписку, уточняя: если приведу сто человек, то сколько получу за это? Ответ не заставил себя ждать — с полными расчетами. Правда, и в первом, и во втором письме автор требовал предоставить фамилии предполагаемых митинговых «заробитчан». Что наводило на мысль о возможной провокации со стороны властей.

Однако уже сейчас очевидно, что не все так просто в текущей украинской истории с евроинтерграционными играми властей и оппозиции. Прежде всего, настораживает тот факт, что вопрос о компенсациях Запада за возможные украинские потери российского рынка возник едва не накануне самого саммита.

 

При этом известно, что Украина девять лет (со времен пришествия на гетманский престол Виктора Ющенко) готовилась к этому важнейшему для ее судеб и независимости событию. А тут за несколько дней до него ее власти проснулись, заявляя европейским партнерам о каких-то ничем не подкрепленных 160 млрд евро компенсации.

И это при том, что текст договора об ассоциации этими же властями ранее был одобрен на всех уровнях. Именно «сине-голубые» члены правящей Партии регионов убеждали и свой электорат, и все население страны в неотвратимости еврокурса и бесконечных выгодах от подписания этой бумаги.

Анализ всей ситуации, включая несколько тайных, по сути, «ходок» в Россию Виктора Януковича на встречи с Владимиром Путиным (никто до сих пор так и не в курсе, о чем же они говорили), свидетельствует о неких серьезных и пока не обнародованных договоренностях. Но результат их, как говорится, налицо. Он потряс не только Евросоюз, но и цепной реакцией перерос в новую революционную ситуацию на Украине.

Сейчас у меня нет сомнения в том, что план «Б» для Киева, конечно, существует. И этот план, похоже, называется балканизацией Украины. Остановку под называнием «федерализация», которую еще 25 лет назад, баллотируясь в первые президенты страны, предлагал львовский оппозиционер Вячеслав Чорновил, Украина уже «проехала». За годы независимости, свалившейся как снег на голову на коммунопослушный Киев после московского ГКЧП, две Украины — Западная и Восточная — так и не сумели стать единой сплоченной нацией с общими представлениями об истории, культуре и цивилизационных ценностях. А, значит, и единым государством.

И сколько бы не кричали в эти дни на новых евромайданах Киева «Восток и Запад едины!», — халвы во рту не прибавится. План «Б», который, скорее всего, сейчас пытаются, сговорившись, осуществить некие силы для Украины, сидящей вот уже более 20 лет на шпагате между Россией и Западом, некоторым образом напоминает мне 1939 год. С единственной разницей — мировой войны из-за Украины точно не будет. А война политическая и подковерная — невидимая митингующим — уже идет во всю. И вот-вот грозит перерасти в гражданскую. Если так, не дай Бог случится, — а провокаторы знают свое дело — то план по расчленению страны по образцу бывшей Югославии только ускорится.

Как мне представляется, у Европы вряд ли был план «Б» для Украины до саммита. Судя по тому, что даже гордая Ангела Меркель, которая, как радостно сообщала оппозиционная печать, на одной из международных встреч прошла мимо Януковича, как мимо тени, несколько раз буквально в последние часы Вильнюсского саммита героически предпринимала попытки убедить президента Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС.

Ради этого канцлеру страны одной из самых мощных экономик мира пришлось даже недоспать перед торжественным заседанием — Меркель сама попросила о встрече с Януковичем в восемь утра. Невиданное дело! Увы, даже это не смогло поколебать все время страдальчески улыбающегося президента Украины.

Лидеры Евросоюза, по моему мнению, не сразу даже поняли, как крупно они проиграли. Провалились. И какую смачную пощечину им влепил «евроинтегратор» Янукович. Ведь впервые в истории ЕС бедная страна сама отказалась от подписания договора с Союзом, куда все бывшие страны соцлагеря и многие экс-республики СССР готовы были ползти на коленях. При этом власти Украины не выполнили не то, что все предписания европейских «доктров» по трансформации национального законодательства, но и нагло, в пику всему еврохору защитников Юлии Тимошенко, не выпустили ее из заключения.

Подвели лидеров стран ЕС и руководства Евросоюза гордыня и самонадеянность. Они были уверенны: Киев должен посчитать за счастье, что ЕС пустит его всего-то в свой предбанник.

На самом деле многостраничную бумагу, которую пытались «впарить» большой стране с разворованной и разрушенной экономикой, мало кто из митингующих не то что читал, но и в глаза видел. А власть не удосужилась разъяснить народу, что в ожидании евроценностей ему придется сосать красивую пустышку. И сказочный конечный результат вовсе не гарантирован (примеры Болгарии, Венгрии. Румынии и т.д. — тому подтверждение). Наоборот — почти до самого саммита власть и сама радовалась этой перспективе, уговаривая граждан евроинтегрироваться.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Киеве на Евромайдане простодушные студенты заявляли корреспондентам телевидения, что подписание соглашения «дало бы сейчас безвизовый въезд в Европу». А колоритные бабульки еще советского разлива уверяли, что власти «брешут, что там будет плохо, а если они подпишут, то зарплаты и пенсии сразу у нас станут в 10 раз выше». Отсюда вывод: «Ре-во-лю-ция!»

План «Б» для Украины от Европейского Союза, пребывающего в первые часы в оцепенении от происшедшего в Вильнюсе, рождался, как можно предположить, уже по ходу организации людей на евромайданы. Прибытие в Киев эмиссаров Евросоюза — его вице-президента Яцека Протасевича, бывших главы Европарламета Ежи Бузека и главы польского правительства, лидера партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньського — только подтверждают эти подозрения.

А выступление одного из них на митинге в поддержку оппозиции и митингующих (даже без предварительного визита к властям, как это принято в дипломатии) выглядит, мягко говоря, крайней мерой. Даже истерикой. Запад пока не знает, что нужно сделать наверняка, чтобы Украина не уплыла к России. Навсегда. Видимо, требуемые при торге 160 млрд евро, заявленные Януковичем с потолка (никто не видел никаких расчетов), ЕС не вдохновляют.

И в этой ситуации (чем черт не шутит, когда Бог отдыхает) вполне вероятен раздел страны — по линии реки Збруч. Восток, юг и центр со столицей в Киеве. И западные регионы — со Львовом. Местечко районного масштаба Калуш уже объявило себя «городом, свободным от Януковича», а власти трех областных центров — Львова, Тернополя, Ивано-Франковска — призвали своих «подданных» к забастовкам. И сами к ним присоединились.

 

К забастовке от имени троицы лидеров оппозиции вчера призвал страну и глава националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок. (Кто будет бастовать на беспромышленном западе, однако, не совсем ясно. Почтовики или банкиры — себе в убыток, что ли?).

А генералы в отставке из всеукраинской общественной организации «Сила и честь» осудили жесткие действия правоохранительных органов на Майдане Незалэжности. Среди подписантов — генералы бывшего КГБ, а также — внешней разведки. Пертурбации начались и среди депутатов — из Партии Регионов и ее фракции вышли уже несколько человек, ожидается, что число вышедших может достичь 20. По инсайдерской информации, сейчас идут консультации о создании в Верховной Раде нового большинства.

В свою очередь донецкие, луганские, харьковские власти, а также руководство Крыма высказались в поддержку действий президента. На просторах украинского Интернета опять стали гулять документы Североднецкого съезда сепаратистов, который уже пытался после «оранжевой революции» решить украинский вопрос, а некоторые его лидеры даже отсидели по полгода на нарах.

Подогревают «котел» национал-радикалы, которых оппозиция называет провокаторами от власти. Не странно ли? Хотя после побоища в ночь с 29 на 30 ноября на майдане (ради, как объясняла власть, установки новогодней елки) действия ее тоже не вызывают доверия. Я заметила вчера на митинге молодую женщину интеллигентного вида с красной гвоздикой в руке, символом революции, и рукописным плакатом: «Україні не потрібна ёлка!» («Украине не нужна ёлка»). Последнее слово было написано по-русски и означало вовсе не ёлку, как можно догадаться, а Таможенный союз.

Борьба за власть, а вовсе не за подписание соглашения с ЕС — вот настоящая причина ожесточенного противостояния оппозиции на украинских майданах. Срыв подписания — только подвернувшийся удачный повод. Оппозиция жаждет реванша, как в 2004-м. Однако имея в своих сетях десятки тысяч желающих лучшей жизни граждан, она, как показали последние события, не в состоянии правильно ими распорядиться. Она слаба и звезд с неба не хватает, поэтому, как обычно, взывает за помощью к Западу. Здесь их интересы — заполучить Украину — полностью совпадают.

Только тактики достижения этого могут быть разные. Договорятся ли в итоге Россия и Запад о новом (со времен Второй Мировой войны) мирном разделе Украины на несколько республик, естественно, прикрываясь при этом обычной риторикой о демократии и праве больших групп людей жить в своих государствах со своими ценностями, или страну накроет стихийная балканизация, мы увидим в ближайшее время.

Алла Ярошинская

Источник: http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня