Поле боя — Интернет

Post navigation

Поле боя — Интернет

Подготовленный Совбезом и МИД РФ проект конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности» запрещает использование Интернета в военных целях и для свержения политических режимов. Таким образом, Россия, потерпев ряд неудач в информационных войнах, стремится обезопасить себя на международном правовом поле.

 

Подготовленный Совбезом и МИД РФ проект конвенции ООН "Об обеспечении международной информационной безопасности" запрещает использование Интернета в военных целяхПосле кавказского конфликта 2008 года российское руководство самого высокого уровня было вынуждено признать, что развернутая одновременно с реальными боевыми действиями информационная война против России была ею проиграна. Особую тревогу вызвал тот факт, что вся российская система СМИ не смогла противостоять медиа-ресурсам глобальной информационной системы Запада.

 

Несколькими годами позже, после шквала среднеазиатских «цветных революций» и бурной «арабской весны», в России заговорили об опасности, которую таит в себе возможность использования сети Интернет для мобилизации и координации населения в целях разжигания антиправительственных выступлений. Справедливости ради стоит отметить, что эта проблема уже давно изучается в России на уровне экспертного сообщества, а также «других заинтересованных министерств и ведомств». И вот вчера в Екатеринбурге на закрытой встрече руководителей спецслужб и силовых структур 52 стран, организованной Совбезом РФ, был представлен проект конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности».

 

По информации газеты «Коммерсант», документ, на принятие которого Россия рассчитывает уже в 2012 году, запрещает использование Интернета в военных целях и для свержения режимов в других странах, но при этом оставляет властям полную свободу действий внутри национальных сегментов сети «в целях защиты национальной и общественной безопасности». К слову, это уже давно сделано в Китае и Иране.

 

В перечне основных угроз, с которыми предлагают бороться авторы документа, — использование информационных технологий для подрыва политической, экономической и социальной систем государств, манипулирование потоками в информационном пространстве других государств, а также массированная психологическая обработка населения для дестабилизации общества и государства. Подобные действия предлагается считать составными частями «информационной войны» и, как следствие, преступлением против международного мира и безопасности. Россия также добивается закрепления в конвенции принципа невмешательства государств в информационное пространство друг друга.

 

Очевидно, что, понимая катастрофическое отставание от передовых в информационном отношении государств, в Москве подобными превентивными мерами стремятся получить гарантии собственной безопасности. Между тем, в эпоху глобальной информатизации вряд ли представляется возможным четко определить границы информационного пространства какой-либо конкретной страны. Неясно, например, являются ли вмешательством во внутренние дела одного государства какие-либо высказывания в Интернете, в частности в блогах, в ЖЖ или в Faсebook, если они написаны людьми, являющимися гражданами другой страны.

 

Как отмечают специалисты информационно-аналитического центра «Сова», применительно к Интернету функционирование механизма запрета экстремистских материалов особенно затруднено. По их словам, например, в России «запрет должен в соответствии с КоАП влечь наказание за массовое распространение, но трудно найти, кого наказывать». «Суды могут выносить — и выносят — обеспечительные решения, предписывающие интернет-провайдерам блокировать доступ к сайтам, но соблюдаются эти решения очень плохо, так как они противоречат закону о связи и основанным на нем коммерческим обязательствам провайдеров», — отмечают эксперты. «По существу, — утверждают специалисты, — запрет должен бы относиться к определенному тексту или группе текстов и только изредка — к целому сайту, если он, что будет доказано в суде, систематически размещает экстремистские материалы».

 

В этом смысле характерен пример сайта «Кавказ-Центр», позиционирующего себя как «чеченское независимое международное исламское интернет-агентство». В разное время сервер сайта базировался в разных странах, неоднократно изменяя свое местонахождение по требованиям местных властей. Например, основанием для закрытия сайта в Швеции стало официальное обращение посольства РФ в этой стране.

 

По сути, это решение шведов можно характеризовать как «акт доброй воли» в отношении России. Не зря юридический владелец серверов «Кавказ-центра» Микаэль Стурше называл такие действия нарушением закона, продиктованным политическими мотивами. И вот уже довольно давно сайт существует в Финляндии, а на все попытки российской стороны добиться его закрытия в Суоми не реагируют, ссылаясь, в частности, на принципы свободы слова и информации. Кстати, в настоящее время некоторыми интернет-провайдерами России доступ к сайту закрыт, однако его вполне можно получить при помощи средств обхода интернет-цензуры.

 

Очевидно, что если разработанная российскими специалистами конвенция «Об обеспечении международной информационной безопасности» будет принята в ООН, Россия сможет на законных основаниях потребовать от любого государства прекращения функционирования нежелательных ей интернет-ресурсов. Между тем, вызывает сомнение, что данная конвенция будет безоговорочно поддержана всеми мировыми державами. И первыми, кто будет всячески препятствовать ее принятию в ООН, скорее всего, станут США. В этой стране не считают, что меры по взлому цензурных барьеров других стран являются вмешательством во внутренние дела.

 

Андрей ЛЕМКЕ

Источник: http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня