Российско-американская «перезагрузка» и ситуация вокруг Крыма

Post navigation

Российско-американская «перезагрузка» и ситуация вокруг Крыма

20 марта на встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым небезызвестный Генри Киссинджер заявил о приверженности Вашингтона «делу улучшения отношений между Россией и США… так как… это отвечает общим интересам наших народов и жителей всего мира». Но насколько сторонам удастся зафиксировать реальность сказанного, зависит от множества факторов, в частности от дальнейшего развития ситуации вокруг Крыма.

Вашингтонская хартия и крымский парламент

Как известно, 19 декабря 2008 г. была подписана украинско-американская Хартия о стратегическом партнерстве, основой двусторонних отношений назвавшая поддержку «независимости, территориальной целостности и нерушимости границ друг друга». «Углубление интеграции Украины в евроатлантические структуры», согласно хартии, «является взаимным приоритетом», а «партнерство в сферах обороны и безопасности отвечает интересам стран и региона в целом».

Отдельной строкой была отмечена поддержка США Украины «в плане по обеспечению безопасности, демократии… посредством расширения экономического развития», путем «активного» развития «сотрудничество с регионами Украины, включая Крым». Киев, в свою очередь, приветствовал «намерение США основать американское дипломатическое представительство (пост представителя США) в Симферополе». Раскрывая положения документа, американский посол на Украине Уильям Тэйлор подчеркнул, что в случае «нарушения границ» (Украины), «мы встретимся и обсудим наши последующие шаги». Тем самым, У. Тэйлор фактически объявил о возможной реакции Вашингтона на «будущие» «территориальные проблемы» в регионе. В ракурсе же диппредставительства в Крыму посол заявил об обсуждении «формата присутствия», могущего принять «структуру с определенными консульскими функциями».

Спустя месяц, по инициативе народного депутата от Компартии Украины, председателя Общественного совета по защите конституционных полномочий Крыма Леонида Грача было созвано Всекрымское вече, призвавшее Д. Медведева поддержать Крым «в борьбе за конституционные права» и способствовать культурно-экономическому «присутствию». При этом было обращено внимание на игнорирование «властными кругами Киева» воли крымского общества, «требующего остановить курс на присоединение Украины к НАТО».

18 февраля уже Крымский парламент заявил о нецелесообразности открытия на территории автономии представительского офиса США, призвав в обращении украинские власти «отказаться от этой идеи». Оцененную депутатами как направленную на подрыв политической стабильности, «дальнейшее ухудшение стратегически важнейших украинско-российских отношений, т. к. Крым является особым геополитическим регионом, а истинные цели США не вызывают никаких сомнений».

Мало этого, в обращении было подчеркнуто, что к компетенции крымского парламента отнесено участие в формировании и осуществлении основных принципов внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины по вопросам, касающимся АР Крым. Сессию парламента сопровождал митинг «патриотических сил Крыма», на котором звучал призыв: «Долой американских марионеток!» и был спален флаг США.

В контексте «конституционных полномочий», могущих «заговорить» в недалеком будущем, можно отметить ст. 135 Украинской Конституции, согласно которой «нормативно-правовые акты» властных структур Крыма «не могут противоречить Конституции и законам Украины». С другой стороны, ст.138 «к ведению Крыма» относит «организацию и проведение местных референдумов; …участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, …инициирование введения чрезвычайного положения… в отдельных ее местностях». Вопрос лишь в том — кто и как будет осмысливать (или уже осмысливает) эти положения.

Заявления и действия сторон

12 марта У. Тэйлор, отметив «исключительную важность» Киева в геополитическом плане, обратил внимание на «еще большую» приверженность администрации Барака Обамы «независимости и неприкосновенности территории Украины» по сравнению с «какой-либо предыдущей администрацией».

Через несколько дней в Вашингтоне увидел свет подготовленный экс-сенаторами Гари Хартом, Чаком Хейгелом, не нуждающемся в особом представлении Брентом Скоукрофтом и др. доклад «Правильное направление американской политики в отношении России» (19 «рекомендаций к выполнению» для администрации Б.Обамы во взаимоотношениях с Россией). Документ обратил внимание на целесообразность отказа Вашингтона от поддержки вступления Украины и Грузии в НАТО. Признав, с другой стороны, важность противостояния «любым усилиям России создать сферу влияния в Европе и в Евразии в целом, включая попытки отрицания права других государств вступить в НАТО или иные организации».

В целом в такой трактовке ничего удивительного нет, т. к. она идентична сказанному в конце прошлого года нынешним советником американского президента не менее известным чем Киссинджер, Збигневым Бжезинским. Говоря об «альтернативном варианте» для Киева, аналитик констатировал «две формы: включение Украины в программу НАТО по сотрудничеству или же предоставление США особых гарантий Киеву в рамках специального соглашения».

Поэтому не случайно, доклад из 19 пунктов резюмировал, что при попытках Москвы «создать сферу влияния на российских границах… Вашингтону не следует рассчитывать на конструктивные отношения» с Кремлем.

Как представляется, документ как бы «перепрофилировал» прокиевский акцент с НАТО на Европу. Так, 20 марта на саммите в Брюсселе лидеры стран-членов ЕС приняли решение выйти на качественно новый уровень сотрудничества со странами «Восточного партнерства» — ВП (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Беларусь и Украина). Для реализации проекта до 2013 г. планируется ежегодно выделять около 1 млрд. евро. В качестве одного из первых шагов предлагается создать зону свободной торговли, в целях способствования «ускорения реализации программ социальных и экономических реформ» в этих странах.

Весьма симптоматично заявление обозревателя Радио «Свобода» Ахто Лобьякаса за день до открытия саммита: «Официальные лица в Брюсселе говорят, что Россия начала массированное контрнаступление с целью… затормозить данный проект». По его словам, Москва «считает себя естественным гегемоном в данном регионе, а ЕС… стремится предложить странам альтернативу российскому владычеству, создав, по сути дела, новую сферу влияния».

На данном фоне Белый дом устами украинского посла вновь очертил «европейскую линию» для Киева: «Европа, чтобы быть целой, должна принять Украину как свою составляющую — лишь тогда Европа станет полной». После этого посол озвучил цели открытия представительства в Симферополе: «поощрить инвесторов увеличить инвестиции»; привлечь в регион «американских туристов»; наладить обмен между США и «Крымом особенно»; «распространить программы помощи, в частности, сфере здравоохранения»; «чтобы лучше понимать крымчан [а они] лучше понимали американцев». Вроде все. Никакой тебе политики…

Заключение

Как бы то ни было, вопрос вокруг Крыма постепенно может принять ракурс одного из «экзаменационных тестов» по «перезагрузке» российско-американских взаимоотношений. Тем более, что вокруг него фиксируются довольно весомые политические заявления.

Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал недовольство «доминирующей ролью США в системе европейской безопасности и тем», ее действиями со «странами, ранее входившими в состав СССР». Подчеркнув, что евробезопасность — «это дело ОБСЕ, а не НАТО или отдельных государств», министр сделал знаковое уточнение: «НАТО берет на себя ответственность принятия односторонних решений по обвинению или принуждению кого-то».

А тот же Леонид Грач охарактеризовал происходящее в следующем ключе: «Американцы видят, что Украину просто так не втянуть в НАТО благодаря позиции и России, и Крыма, и поэтому пытаются максимально усилить свое присутствие на полуострове». Добавив, что США (в т. ч.) хочет «прийти на прикерченские черноморские и азовские шельфы, где есть запасы газа и нефти… Америка будет делать все для того, чтобы столкнуть Украину и Россию лбами по такой же схеме, как это происходило в Тбилиси».

Таким образом, назвать обстановку вокруг Крыма безоблачной не получается даже с некоторой натяжкой. Возможно, именно в вследствие этого, 13 марта первый вице-премьер Украины Александр Турчинов очередной стадией мирового кризиса назвав «полное разрушение доллара», заявил о «невозможности остановить… надвигающийся хаос без сильной власти», стержнем которой «является МВД». Резюмировав: «Мы находимся в условиях надвигающейся трагедии, в условиях военных действий». С учетом того, что данные слова прозвучали на коллегии МВД страны, они приобретают особую окраску.

Вряд ли данное заявление можно оценивать спонтанным. Прозвучало оно вслед за сказанным экс-послом США на Украине Стивеном Пайфером: «Настойчивые российские усилия в поощрении крымского сепаратизма… могут стать главным пунктом повестки дня дебатов между США и Россией. Ведь последствия могут затмить результаты конфликта между Россией и Грузией»

Справка: Решением съезда крымских татар, с 1991 г. в автономии существует Курултай (официально не зарегистрированный национальный крымскотатарский парламент) и его исполнительный орган Милли Меджлис. В 2005 г. президент Украины Виктор Ющенко обратился к этому органу с призывом отказаться от Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа. Однако положительного ответа не получил.

Согласно данным переписи населения 2001 г., крымские татары составляют свыше 12% населения (270 тыс. чел.). Говорят на крымскотатарском языке (тюркская группа алтайской семьи языков), по религии – мусульмане-сунниты.

Теймур АТАЕВ, Азербайджан

Islam.ru

 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня