Россия явно недооценивает Среднюю Азию

Post navigation

Россия явно недооценивает Среднюю Азию

Президент Дмитрий Медведев вчера отбыл с государственным визитом в Узбекистан.

Как заявил в интервью «Росбалту» председатель Совета Института демографии, миграции и регионального развития Серафим Мелентьев, Россия недостаточно активно проводит самостоятельную политику в Средней Азии, и в перспективе ей это может дорого обойтись.

— В последнее время регион, ранее именовавшийся Средней Азией, все чаще называют «центральноазиатским». Правильно ли это?

— Я сторонник того, чтобы называть этот регион Средней Азией. Определение «Центральная Азия» появилось в последние десять лет — после развала Советского Союза и старта американского проекта «Большая Центральная Азия». Кроме того, традиционно в российском востоковедении этот регион называется Средней Азией.

— В последнее время Россия уделяет достаточно серьезное внимание отношениям с государствами Средней Азии. Отметим, что первый визит Дмитрия Медведева в качестве главы российского государства состоялся в Казахстан, теперь президент посещает Узбекистан. Какие общие проблемы, на ваш взгляд, имеются в отношениях России со странами Средней Азии?

— В целом, главная проблема одна: России следует занять определенную и очень четкую политическую и экономическую позицию в отношении этих стран. Нужно проводить линию на интеграцию со среднеазиатскими странами, а для этого и исходя из занятой позиции — выработать определенные предложения.

Те действия, которые предпринимаются сейчас, являются фрагментарными и слабо учитывающими специфику региона. В основном, в порядке двусторонних контактов все «завязано» на вопросы добычи и поставок углеводородов, а также различного сырья. Думаю, что нужно рассматривать более масштабные проекты в области инвестиций, промышленного развития, возобновления работы некоторых хозяйственных объектов, которые строились еще во времена СССР. Естественно, не стоит забывать и о гуманитарных программах. В общем, России необходимо более масштабное присутствие в государствах Средней Азии, и не на уровне слов, деклараций и обещаний, а реальными делами.

Отмечу, что у стран Евросоюза, и уж конечно — у США, в среднеазиатском регионе имеются обширные интересы, что хорошо видно на примере проекта «Большая Центральная Азия». Этот план подразумевает тотальный контроль над регионом и «отрыв» среднеазиатских республик вместе с Афганистаном от России.

Напомню, что, задачей геопространственной доктрины Большой Центральной Азии является оказание содействия трансформации Афганистана и всего региона, ядром которого он является, в зону суверенных государств, поддерживающих позитивные отношения с США.

Так что если Россия не хочет окончательно потерять свои позиции в этом регионе, помимо добычи и транспортировки углеводородов, нужно заинтересовывать эти государства в комплексном развитии, а не только в сотрудничестве с точки зрения энергетики.

— А нет ли опасности, что Россию попросту «используют»?

— Речь идет не о том, чтобы раздавать деньги непонятно куда и непонятно кому. Речь идет о том, чтобы обеспечивать свое присутствие в регионе всеми доступными средствами. Оказывать помощь масштабно, но так, чтобы вложения подкреплялись политическими государственными договоренностями.

— У нас существуют такие организации как ШОС, ОДКБ…

— Реального сотрудничества в рамках этих международных организаций недостаточно. Не выдвигается масштабных общих целей и проектов, которые были бы интересны для всех стран. Без общих целей и подходов невозможно проводить общую политику. А на одних общих словах сотрудничества не построишь.

— Сейчас активно муссируются слухи по поводу заочного противоборства между РФ и США из-за военного аэродрома Манас в Киргизии. Насколько опасна эта американская база в Бишкеке?

— США сумели осуществить свои планы по доступу к военной инфраструктуре бывших советских республик. Это позволило модернизировать аэродромную сеть под американские стандарты, изучить особенности региона, установить контроль над аэронавигационным регионом практически всей Евразии.

Кроме того, развертывание на арендуемых базах соответствующих средств позволяет взять под контроль российские стратегически важные объекты. В зоне досягаемости американской авиации окажутся и военно-экономические объекты Урала и Сибири.

— Якобы в обмен на закрытие базы Киргизия рассчитывает на списание российской стороной части долга, который достиг уже $180 млн. Стоит ли ради этого отказываться даже от части долга?

— Думаю, если будут получены прочные гарантии, что база будет выведена с территории Киргизии, возможно, под это и можно списать долги. Однако делать это необходимо, только тщательно продумав все «ходы». Можно привести пример с Афганистаном, которому в прошлом году списали $10 млрд. долга, но никаких ответных шагов со стороны Кабула не последовало.

— Вы сказали о необходимости развивать всестороннее сотрудничество со странами региона. Почему такие предложения не делаются российским бизнес-сообществом?

— Регион просто недооценивается. Рассуждения представителей как экспертного сообщества, так и бизнеса строятся на том, что собственных ресурсов России достаточно, чтобы безбедно существовать, и незачем кормить бывшие советские окраины, потому что толку от них все равно не будет. Но анализ показывает, что среднеазиатский регион является для России одним из ключевых, поскольку его дестабилизация создаст массу проблем, которые без активного участия Москвы все равно не решить. Вот только цена такого решения будет неизмеримо выше.

Беседовал: Дмитрий ПАНОВКИН

ww.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня