Средняя Азия на пороге переворотов?

Post navigation

Средняя Азия на пороге переворотов?

Свержение Курманбека Бакиева в очередной раз подтвердило простую истину: авторитарные правительства рано или поздно будут сметены волной народного гнева, если они не в состоянии решать внутриполитические проблемы не силовыми методами и не делают ставку на политическую и социально-экономическую модернизацию.

В то же время переворот в Киргизии является весьма дурным знаком для остальных среднеазиатских режимов — прежде всего, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Есть основания полагать, что при сохранении существующих условий перевороты в этих государствах — это только вопрос времени. Но если оппозиция в Киргизии была нерелигиозной, то в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане оппозиционные силы будут представлены исламистскими организациями.

Для экспертов не является секретом, что исламистские движение различного толка сумели организовать в Средней Азии довольно устойчивые структуры, которые пользуются поддержкой местного населения, что не всегда можно сказать о правительствах. Особенно тревожным является проникновение исламистских течений и воззрений на территорию Ферганской долины, которая превратилась за последние годы в регион бедности, нестабильности и исламского радикализма. Но и в других регионах Средней Азии исламисты добились немалых успехов.

Достаточно назвать только нескольких акторов, для которых переворот в Киргизии станет сигналом к действию. В первую очередь, следует упомянуть исламистскую организацию «Хизб ут-Тахрир» (Hizb ut-Tahrir, „Партия освобождения»), которая пользуется в регионе поддержкой белее чем 20000 сторонников. Целью Хизб ут-Тахрир является неохалифат как объединение исламской уммы и введение Шариата. Важно то, что руководство этой организации отвергает военное давление на правительства: после «цветных революций» исламисты убеждены, что свержение авторитарных режимов возможно и средствами гражданского неповиновения, подтверждением чему является и переворот в Киргизии. Несмотря на то, что сторонники Хизб ут-Тахрир не являются приверженцами идей глобального джихада, они не отрицают возможность военного сопротивления. Но не с целью создания исламского государства, а с целью его защиты после восстания уммы.

Примером успешного «социального инжиниринга» с религиозным уклоном является локальная группа «Акрамия» (Андижан). Исходящая от нее опасность заключается в том, что ее приверженцы стремятся инфильтрировать и использовать в своих целях бизнес и муниципальную политику, чтобы легализовать пропагандируемый группой исламский порядок. Так называемая «Партия помощи» (Hizb un-Nusrat) состоит в отличие от «Акрамии» не из предпринимателей и муниципальных чиновников, а из проверенных кадров исламистского сопротивления. Не менее опасной является и «миссионерская деятельность» возникшей в 1920 г. в Индии организации под названием «Таблиги Джамаат», целью которой является создание на территории Центральной Азии исламского государства.

Следует также упомянуть такие организованные военные формирования как Исламское движение Узбекистана (IMU), Исламский союз джихада (IJU) и боевые группы Объединенной оппозиции Таджикистана, которые последние десять лет воюют в Афганистане и/или Пакистане. Несмотря на трансформацию целей этих групп, свержение режимов в их родных странах остается для них приоритетом. Тахир Юлдашев, Абдулло Рахимов и др. внесли весомый вклад в борьбу за Ислам на чужбине, теперь приходит время исламской революции на Родине. И боевые исламистские организации готовятся к продолжительному и эффективному наступлению на столицы среднеазиатских «танов». Учитывая неразвитость экономики и социальной сферы, а также коррумпированность элит, игра для исламистских революционеров в регионе не будет сложной. А если им удастся объединиться в единый фронт и использовать не только военные, но и «мирные» ресурсы, то шансы у местных автократов будут минимальными.

Отнюдь не случайно региональные правительства были так обеспокоены новой стратегией Вашингтона, который планирует с 2011 г. передать ответственность за безопасность в Афганистане местным властям. Только региональные элиты глубоко заблуждаются, если полагают, что все их проблемы связаны с Афганистаном. Военные действия США в Афганистане наоборот помогли «оттянуть» ресурсы из Средней Азии. Но по возвращении боевых формирований регион превратится в новый центр исламистского сопротивления.

Александр РАР, директор Центра Россия/Евразия Германского Совета по внешней политике,

Михаил ЛОГВИНОВ, докторант Кемницского университета (Германия).

www.rian.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня