С евразийством Рерихов роднит…

Post navigation

С евразийством Рерихов роднит…

Взгляд на Россию как на особую цивилизацию, сформировавшуюся под сильным влиянием Азии, роднит Рерихов с течением евразийства

 

Еще до революции, изучая тему миграций, Николай Рерих пришел к выводу, что восточные славяне были гораздо теснее связаны с Востоком, чем с Западом и что именно на Востоке необходимо искать разгадки многих особенностей культуры Древней Руси.

Взгляд на Россию как на особую цивилизацию, сформировавшуюся под сильным влиянием Азии, роднит Рерихов с течением евразийства

Он изучает не только славянский орнамент и византийско-русскую иконопись, но и татарские вышивки и персидскую миниатюру. О так называемом «монголо-татарском иге» художник писал: «О татарщине остались воспоминания, только как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь снова слушала сказку о чудесах, которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого пути в греки».

 

И возникший после революции «Великий План» Рерихов носил отчетливо евразийский характер.

 

Уже в 1922 году, описывая предполагаемый состав рериховского посольства, Елена Рерих (или сам Мория ее рукой) пишет: «Посольство состоит из русских, тибетцев, турок, индусов, персов, китайцев и японцев» . Заметим, что русские оказываются в этом перечне вместе с восточными народами.

 

В записи, сделанной на следующий день, рисуется картина встречи этого посольства: «С Торою выйдет навстречу Авирах (духовное имя американского сотрудника Рерихов Мориса Лихтмана — примеч. А.И.). Последуют приветствия татар, бурят, караимов, киргизов, сартов. Явление русских положит путь с народом».

 

Николай и Елена Рерих, также как и их сын Юрий, были знакомы с трудами евразийцев и с восхищением отзывались о них. В письме американским сотрудникам в 1931 году Елена Рерих приводит большой отрывок из работы П. Н. Савицкого «Поворот к Востоку», называя эту работу «чудесной статьей» . Данный отрывок содержит и такие строки: «Напряженный взор прозирает в будущее, не уходит ли к востоку богиня Культуры, чей шатер столько веков был раскинут среди долин и холмов Европейского Запада? Не уходит ли к голодным, холодным и страждущим?..».

 

Как известно, Николай и Юрий Рерих переписывались с жившим в Америке видным представителем евразийского движения Г. В. Вернадским, с которым обменивались литературой и о котором были очень высокого мнения. В написанном в 1937 году очерке «Университет» Николай Рерих сообщает: «Сейчас вышла отличная книга Г. В. Вернадского «Звенья русской культуры» .

 

В том же году он, вторя евразийцам, писал: «Было время, когда по неведению и неразумению считалось неуместным называть себя азиатами. Но затем трудами многих просвещенных людей этот нелепый предрассудок сгладился. Прозорливый поэт уже воскликнул: «Да, азиаты мы». Как же мы не азиаты, когда сокровищница русская вся Сибирь, неизведанная, сохраненная, занимает большую часть Азии, в чем уже никто не будет сомневаться. (…) Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, чем западники старались это представить (…)». («Азия»).

 

В письме самому Г. В. Вернадскому Н. Рерих высказывал надежду: «Русские люди поймут, что их задачи не на Западе, но именно в бескрайних просторах азийских. Уже пятнадцать лет мы живем в Азии и личными прикосновениями и познаниями можем удостоверить, насколько правы все, кто принимают Россию как Азию. Для случайных туристов Азия — будет ли это Индия, Монголия, Тибет, Китай — явят один лик, но для живущих в ней долгое время проявятся иные сокровища. И как близки русскому сердцу все эти дары Востока».

 

Впоследствии, в годы войны Н. К. Рерих назовет Г. В. Вернадского «очень ценным ученым с широким кругозором». Он будет восхищаться его работой «Начертание русской истории» , а на вопрос, какую книгу по истории России он советовал бы прочесть, отвечал, что это «История России» профессора Вернадского . И явно в духе евразийства Елена Рерих написала за год до своей смерти следующие строки: «Мы — русские — имеем много восточной крови в нас, немало заимствовали и полезной мудрости Востока в свое время от монголов. Вот и моя прабабка А. Ельчанинова была из рода Чингисхана. И, должна признаться, люблю восточников!».

 

Но, пожалуй, из всей рериховской семьи к евразийцам ближе всех стоял Юрий Рерих. Глубокий интерес к истории народов Центральной Азии отличал его с ранних лет. Уже в 18 лет он писал своим родителям и младшему брату: «Сегодня была очень интересная лекция проф[ессора] Rostovzeff о среднеазиатских влияниях на искусство юга России. (…) Из лекции Ростовцева еще раз убедился, что Средняя Азия — это Египет будущего, в смысле археологических открытий. Меня очень заитересовали татары и монголы, особенно их былины и песни кочевий».

 

В книге «По тропам Срединной Азии», посвященной Центрально-Азиатской экспедиции, он будет писать об истории кочевых культур как о своеобразной terra incognita, требующей прежде всего археологических исследований.

 

В зрелые годы Ю. Н. Рерих создает фундаментальный труд — «История Средней Азии», представляющее собой культурно-исторический обзор исторических процессов на обширном пространстве от гор Кавказа на западе до Большого Хингана на Востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере с древнейших времен до XIV в.

 

Политические взгляды Ю. Н. Рериха первой половины 30-х гг. тоже были близки «третьему пути» евразийцев. Как он писал Л. Хоршу, и капитализм, и социализм являются порождением материалистической эпохи, и на смену им должен прийти новый мир, основывающийся на культурных ценностях.

 

Андрей Игнатьев,

г. Калининград

Источник: http://www.centrasia.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня