С коренными пора определиться

Post navigation

С коренными пора определиться

365 лет назад влиятельные европейцы, собравшись в Мюнстере, изобрели нечто изменившее историю: нацию в современном смысле этого слова.

 

Вестфальский мир создал набор институтов, который сделал мир другим: национальное самоопределение, исключительный суверенитет государств над оговоренной территорией, фиксированные границы и права гражданства для людей, живущих в пределах этих границ.

 

Участников протестов объединяет общее стремление перестроить отношения между правительством Канады и канадскими коренными нациямиОднако эти институты не принимали в расчет людей, которые жили на тех же самых территориях зачастую дольше европейцев, но не всегда воспринимали себя как часть вестфальских наций: туземные племена и кочевые народы.

 

Именно это упущение стало причиной некоторых из наиболее болезненных современных политических конфронтаций. Саамы, рома, синти, пэйви, бедуины, бушмены, ненцы, иннуиты и бесчисленные коренные племена Северной Америки с самого начала оказались в современном государстве в маргинальном, а зачастую и просто пагубном положении. Эти народы часто называют себя «нациями» — в Канаде с 1980-х годов термин «первые нации» по справедливости широко используется для описания коренных народов кроме иннуитов — но смысл этого понятия в данном случае так до сих пор и не был определен взаимоприемлемым образом.

 

Эта проблема лежит в основе новой волны общественной активности, порожденной движением «Хватит бездействовать» («Idle No More»). Участников протестов объединяет общее стремление перестроить отношения между правительством Канады и канадскими коренными нациями. При всех разногласиях о том, что конкретно это может означать, все они почти единодушно считают, что нынешняя патерналистская система федерального управления ни к чему хорошему не приводит.

 

Чтобы эти отношения могли функционировать, необходимо определить, что такое на самом деле коренные нации и как они устроены. В этом году мы отмечаем 400-ю годовщину первой такой попытки: Договора двухрядного вампума 1613 года, который старше Вестфальского договора на полстолетия. Его пурпурная и белая полосы наглядно провозглашают, что нации ирокезов и европейское колониальное правительство должны быть равными, непересекающимися, независимыми и не вмешиваться в дела друг друга.

 

Подобные договоры, в том числе Королевская декларация 1763 года, свидетельствовали о том, что коренные племена обладали некоторыми чертами современных государств: контролем над оговоренной территорией и над ее ресурсами, фактическим гражданством, самоуправлением. Последние 40 лет канадские суды, рассматривая неурегулированные земельные претензии, признают эти договоры юридически обязывающими. В 1982 году они также стали частью Конституции.

 

Таким образом, не вызывает вопросов, есть ли у коренных народов право на национальное определение. Остается вопрос о том, какого рода нациями они могут быть. Полноценными государствами в смысле, предусмотренном Вестфальским миром? Этнотерриториальными нациями вроде британских Шотландии и Уэльса или канадского Квебека? Или еще какой-то формой наций — менее конкретной и основанной на традициях?

 

Одна из проблем заключается в том, что допуская независимость, эти договоры практически гарантируют зависимость, так как они обязывают канадское правительство обеспечивать компенсации и услуги. В новом протестном движении радует в частности то, что оно направлено, в том числе, против родовых советов и их связей с Оттавой, выдвигая независимость на передний план.

 

Однако здесь возникает другая проблема. Государственность коренных наций, какую бы форму она ни принимала, скорее всего, означает образование так называемого государства-рантье, уровень независимости которого зависит от способности получать ресурсную и земельную ренту, а также субсидии извне.

 

Поэтому экологов, присоединившихся к движению в надежде, что суверенные коренные народы будут лучше охранять окружающую среду, чем Оттава, может ждать разочарование — очень вероятно, что наиболее независимые и успешные из новых образований будут похожи на прочие постколониальные страны с природными ресурсами. Скажем, гренландские иннуиты пришли к выводу о том, что лучший способ обеспечить себе независимость от Дании — это добыча нефти с агрессивным глубоководным бурением.

 

Однако, несмотря на все эти парадоксы, реальный путь к автономии существует — и мы знаем это уже не первое десятилетие. Он был сформулирован в 1983 году Специальным комитетом Палаты общин по самоуправлению аборигенов и в 1996 году Королевской комиссией по аборигенным нациям, установившими новый порядок управления, параллельно с провинциями и Оттавой.

 

Это дает коренным народам возможность пользоваться самоуправлением на земле, которой они законно владеют и которую контролируют, и позволяет нациям-внутри-наций после четырех столетий неопределенности, наконец, определиться с тем, что же они такое.

 

Дуг СОНДЕРС (Doug Saunders)
«The Globe And Mail», Канада

 

Оригинал публикации: What kind of nation is a first nation? We need to decide

Опубликовано: 12/01/2013

 

Читать далее: http://www.inosmi.ru/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня