Татарский язык и судьба России

Post navigation

Татарский язык и судьба России

Влияние татарского языка и культуры на Русь и Россию в прежние времена было огромно, это даже видно по количеству тюркизмов в русском языке и количеству дворянства из татар в элите России. В более поздний период было определенное влияние русской культуры, а через русский язык и мировой культуры на татарское общество. Это и сейчас два взаимозависимых элемента на просторах Евразии.

У проблемы татарского языка, судя из названия статьи, есть внешний фактор и внутренний фактор. Поговорим сначала о внешнем факторе.

У нас, оказывается, в языковом строительстве политики нет!

Влияние татарского языка и культуры на Русь и Россию в прежние времена было огромно

Мне показалось, что теперешняя дискуссия на страницах печати о проблемах татарского языка в Татарстане ведется в очень узких рамках, полностью лишена какого-либо историко-политического контекста. Власти республики сразу же попытались наложить табу на некоторые темы, например, на связь языка и политики. Прозвучали такие фразы как «Не политизируйте проблему языка!». Но разве не существует языковой политики у России, у Татарстана? Сразу вспомнились идеологические штампы советских времен типа «В СССР секса нет». Сейчас пытаются внушить населению, что «В языковом строительстве политики нет».

С моей точки зрения вопрос татарского языка — это в стратегическом смысле именно политический вопрос. В.И. Ленин бы сказал, это – архи политический вопрос. Попытаюсь продемонстрировать это.

Известно, что по конституции РФ национальные республики в составе Федерации являются государствами, и они могут устанавливать свои государственные языки. По конституции Татарстана татарский язык объявлен государственным, и является наряду с русским обязательным предметом для преподавания во всех русскоязычных школах республики.

Вопреки этому, президент РФ несколько месяцев назад на Совещании в Йошкар-Оле заявил, что обучение государственному языку республики для школьников, для которых этот язык не является родным, должно быть добровольным. Таким образом, получилось полное игнорирование положений двух конституций. Подобное заявление, во-первых, подрывает государственный статус республиканских языков, во-вторых, подрывает статус республик как государств, составляющих РФ. Ведь язык является очень важным определителем как республиканской, так и национальной идентичности. Тут политика в чистом виде.

Ясно, что это была реакция президента на определенные жалобы родителей русскоязычных школьников. Но эту проблему можно было и нужно было, я считаю, решить, не нарушая статей сразу двух конституций.

Чтобы понять подобные позиции, необходимо, хотя бы вкратце посмотреть на развитие массового русского сознания за последние сто лет.

Итог 100 лет пути России

Сто лет назад Россия была русской феодальной империей с колониями. Затем в феврале 1917 года была попытка перехода к буржуазности. Решили развивать империю под белым буржуазным флагом. Но перехода к капитализму не последовало, как не последовало его даже в 1991 году и до сегодняшних дней. Но нерусские народы уже были сыты по горло колониализмом, и империя стала разваливаться по швам.

Тогда коммунисты, почувствовав это, пообещали всем нерусским народам равноправную федерацию (типа СССР). Таким образом, русские коммунисты перехватили инициативу у буржуазии. В Гражданской же войне белые проиграли красным, так как белые воевали под лозунгом восстановления единой и неделимой империи.

Затем, кроме десяти лет (1917-1927гг.), периода, когда руководство КПСС заигрывало с националами в «равноправие народов», российская империя разбухала под красным флагом.

В 1991 году красная империя рухнула, союзные республики получили независимость, но остались республики внутри России. Им оставалось только надеяться, что в условиях демократии они будут жить в действительно федеральном государстве под названием Россия. Но этого не случилось. Де-юре Россия была провозглашена федерацией, а де-факто она стала унитарным государством.

После хаоса и бандитского «капитализма» 1990-х годов, который ассоциировался у населения с либерализмом (хотя, ничего общего он с либерализмом не имел, а имел место просто грабеж в условиях бардака), вместе с Путиным В.В, пришел определенный порядок и тучные годы для населения за счет дорогой нефти. Олигархи были поставлены под контроль, власть во многом контролировалась ФСБ и губернаторами, лично преданными президенту и им поставленными в регионах.

«Самодержавие, православие, народность» в век смартфонов и айфонов

Что касается национальной идеи России, которую никак не могут сформулировать на государственном официальном уровне, то де-факто Россией проводится политика на базе идеологии Николая I. (1830 г.) «Самодержавие, православие, народность». Эту идеологию предложил царю тогдашний министр народного просвещения граф Уваров.

Сейчас у президента РФ реальной власти больше чем было у Николая II. Царь, например, не мог действовать вопреки конституции России. Характерны высказывания некоторых русских деятелей о президенте РФ как фактически о некоем царе в решении вопроса о языках в республиках.

Например, его пресс-секретарь Д. Песков сказал, что решение республиканских языковых вопросов находится в ведении республики Татарстан, но президент РФ уже сказал свое слово! Тут явный намек на то, чтобы власти РТ не зацикливались на конституциях, а следовали распоряжениям «царя».

Ему же вторит сотрудница высокого ранга из Министерства образования РФ Ольга Артеменко: «Как можно что-то обсуждать, когда есть прямое распоряжение президента РФ?». Им поддакивает снизу председатель Общества русской культуры из Казани: «Что вы, татары, уперлись в конституции, законы, все это бесполезно. Делайте, что велит Путин В.В. и все!».

Это мне напоминает русскую присказку «Барин вот приедет, барин нас рассудит!». Чисто феодальный менталитет. И это не какие-то низы русского общества, а – верхи!

Есть еще известное высказывание одного московского политического деятеля «Путин – это Россия. Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России!». Так что, можно сказать, что принцип «самодержавие» уже в общественном мнении почти сформировался.

О православии как об одном из столпов идеологии нет особой надобности рассуждать. Православие уже преподается в русских регионах, хотя в России религия отделена от государства.

Принципу «народности» будет аналогом «единая российская нация». Некоторые знаковые русские интеллигенты, типа Н. Михалкова, уже предложили все национальности называть «русскими», только с прилагательными. Типа татарские русские, чувашские русские, чеченские русские. Видимо, товарищ проговорился о перспективных планах «российской нации».

По сути, создана неофеодальная империя, укрепляющая себя в трех направлениях. Во-первых, увеличение территории государства. Во-вторых, укрепление армии и флота. В третьих, стремление к ликвидации в РФ национальных республик и превращение России в союз географическо-территориальных образований.

Недаром, ведь, глава государства считает, что в свое время деление государства СССР на национально-территориальные республики было миной замедленного действия и привело к катастрофе. Значит, по этой логике и теперешние национальные республики в России должны быть ликвидированы.

И вот в двухтысячных годах вопреки федеральной конституции власти РФ стали открыто издавать распоряжения и законы, ущемляющие права нерусских языков, ведущие к их ассимиляции и к их исчезновению с арены истории. Правящие круги сейчас пытаются решить национальный вопрос путем языковой и культурной ассимиляции нерусских народов, чтобы они исчезли вообще с карты истории. Как говорится, нет народов – нет проблем.

Главной причиной развала как царской (1917 г.), так и коммунистической империй ( 1991 г.) была нерешенность национального вопроса. Российская власть, вместо того, чтобы сделать выводы из истории и создать истинную Федерацию в России, пошла старым путем – путем создания унитарного государства.

А ведь стоит посмотреть лишь на Швейцарскую конфедерацию, где все народы уже около 600 лет живут свободно и равноправно, и никто не хочет покидать эту конфедерацию. Может российским властям поехать туда и перенять тамошний опыт, в том числе и языковой, чем опять наступать на старые грабли.

Провозглашать, но не делать!

Теперь поговорим о внутреннем факторе нашей проблемы с татарским языком. Да, совершенно верно, что нужны новые методики, новые учебники и талантливые учителя татарского языка. 25 прошедших лет почему этого не делалось? Думаю, все это будет сделано. Снижение количества часов на татарский язык с 5-ти до 2-х – это нарушение равноправия языков. Это я расцениваю как жертву со стороны татарского руководства для достижения компромисса с Москвой. Но компромисса со стороны Москвы, думаю, не будет. «Царь» ведь уже сказал свое слово. Следующим словом будет, я думаю, слово о ликвидации республик.

Главным, чтобы наш язык выжил и развивался, является не все выше перечисленное, а главная мотивация для изучения татарского языка — это обязательная необходимость знания татарского языка (наряду с русским) для того чтобы жить, работать в разных сферах производства и бизнеса, делать карьеру в государственных органах. При приеме на государственные должности требовать от поступающих на работу путем экзамена знания двух гос. языков. Для работников, использующих в работе оба языка, платить надбавки к зарплате.

В 1992 году была принята языковая программа на 10 лет. В 2002 году двуязычие должно было вступить в жизнь, и оно должно было использоваться на рабочих местах, согласно конкретным законам и правоприменительным актам о языках. Но ничего этого не было сделано за 25 лет. Даже парламент, состоящий на 70 % из татар, и который сам и провозгласил государственность татарского языка, за 25 лет не ввел татарского языка в свою работу. Его спикер Фарит Мухаметшин за все эти годы ввел в свою работу лишь два татарских слова «Хормэтле депутатлар!», что означает «Дорогие депутаты!».

Поистине титаническая работа по введению татарского языка в жизнь. Два слова – за 25 лет!

Я с одной стороны понимаю русских родителей, которые говорят: «Зачем моему ребенку учить татарский, который в жизни и на работе нигде не требуется». Они как бы говорят татарам: «Сделайте ваш язык живым и функционирующим и везде востребованным, тогда моя позиция может и изменится». Но 25 лет внедрение татарского языка нигде не осуществляли, надбавки массово не платили. Но зато за баснословные деньги Татарстан приобретал из-за заграницы футболистов и хоккеистов. Себя чиновники тоже не забывали. И никто, ведь, из правящей элиты не объяснил народу, почему бездействовали 25 лет. Это было связано с внутренним или внешним фактором? Тайна сия пока велика! Видимо, узнаем эту правду через 100 лет, как про Ленина и Троцкого. А пока эти умники говорят нам: «Не политизируйте языковой вопрос!». А народ им должен сказать: «Ответьте за свою преступную бездеятельность за 25 лет, которая привела татарский язык к катастрофе!».

Чтобы показать, что главная мотивация для изучения языка – это его необходимость в реальной жизни и работе, хочу привести небольшую, но поучительную аналогию. Например, руководство какой-то страны решило, чтобы все граждане сдали на водительские права, и открыло для этого 10000 автошкол. Но никто не захотел учиться в них, потому что цена на автомобили была не ниже миллиона долларов, дорог для автомашин никаких не построено, бензозаправок нигде нет, автосервиса нет, на всех грунтовых дорогах стоят знаки, запрещающие въезд на машинах.

Вот и с татарским языком то же самое. Заходишь в какое-нибудь госучреждение или в магазин, часто люди, работающие там не знают татарского языка, и некоторые из них плевать хотели на татарстанскую конституцию, потому что нет массы конкретных законов и распоряжений, регулирующих этот вопрос. А просто ссылкой на конституцию этот вопрос не решить.

Все это не так просто, но можно. Я верю, что татары это не сборище бездарей, лентяев, безвольных людей или коррупционнеров. Мы – талантливый и трудолюбивый народ, претерпевший все невзгоды, начиная с 1552 года, и дальше, думаю, будем бороться за свои права.

Чтобы решить этот запущенный вопрос с татарским языком, необходимо, чтобы наша правящая элита вместе с народом приняла и осуществила следующие решения:

1. Создать Министерство по практическому внедрению татарского языка в республике. Оно должно быть под патронажем президента РТ.

2. Создать научно-исследовательский институт по координации создания терминологии в разных отраслях, необходимых словарей, учебников на татарском языке, а также по изучению зарубежного опыта по внедрению
двуязычия в разных странах.

3. Создать Национальный Татарский университет. (Региональные ВУЗы создавать российский закон не запрещает).

4. Создать Татарский педагогический университет.

5. Создать хотя бы один нормальный канал телевидения, работающий только на татарском языке.

6. Создать минимум в каждом районном центре РТ и в каждом районе Казани образцово-показательную престижную среднюю школу с татарским языком обучения, со спортзалом, футбольным полем, бассейном и конференц-залом.

Это – просто пока минимум, который мы должны осуществить. Да, все это — не легко. Будут и административные препятствия сверху, и финансовые затруднения. Народ может только через выборы, демократию влиять на работу руководителей в этой сфере. Вот, если бы наша элита с такой же прытью как на хоккей и футбол, навалилась и на спасение татарского языка, было бы просто здорово. Для этого должен пройти очистительный ветер, и внутренний фактор заработает в полную силу.

Рафаэль Мухаметдинов

«Звезда Поволжья», № 43 (866),

г. Казань, 16 ноября 2017 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня