Украина опять проиграла…

Post navigation

Украина опять проиграла…

Русская пословица гласит, что «ложка дорога к обеду». Если исходить из этого принципа, то информационная утечка, исходящая из военно-дипломатического источника в Москве, пришлась как никогда кстати.

 

Стало известно, что Киев «в течение мая-июня неоднократно направлял своих эмиссаров в Софию, Бухарест, Анкару и Тбилиси для ведения переговоров с представителями военного и политического руководства этих стран с целью добиться исключения России из числа участников Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (Blackseafor)».

Общая позиция черноморских стран состоит в том, что необходимо  сохранение существующего формата Blackseafor с участием в ней России

Напомним, что эта группа была создана 2 апреля 2001 года в Стамбуле, когда причерноморские страны — Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина, договорились «внести вклад в региональную безопасность, стабильность и укрепление добрососедских отношений».

 

Зоной ответственности группы было объявлено Черное море, а также была предусмотрена возможность выхода за его пределы «при условии согласия на это всех государств-участников».

Страны-участницы Черноморской военно-морской группы оперативного реагирования приняли всего лишь к сведению демарш Украины.

 

Источник уточняет:

«Общая позиция черноморских стран состояла в том, что необходимо сохранить статус-кво, что означает сохранение существующего формата Blackseafor с участием в ней России». Тем не менее, деятельность этой группы «заморожена» до нормализации обстановки на Украине».

При этом стали известны и некоторые любопытные детали. Источник подчеркнул особую роль Болгарии.

 

София отказалась в мае проводить на своей территории заседание группы экспертов высокого уровня Blackseafor, на котором украинская сторона намеревалась озвучить свое предложение об исключении России из состава этой структуры. Ее примеру последовали столицы и других черноморских государств, которые также отказались принимать у себя данный форум.

 

Более того, позиция Софии была поддержана Анкарой, Тбилиси и Бухарестом. Кстати, источник напомнил, что глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе визита в Болгарию 7 июля дал высокую оценку сотрудничеству Москвы и Софии в международных организациях. По его словам, «мы ценим наше сотрудничество с Болгарией в международных организациях, таких как ООН, Совет Европы, ОБСЕ, ЧЭС и Blackseafor».

Каждая из стран-участников Blackseafor, внимательно наблюдая за развитием кризиса на Украине, руководствуется, конечно, своими интересами. Так румынские эксперты, задолго до своих российских коллег, озвучивали в Европе сценарии распада этого государства с перспективой сползания к «реальной гражданской войне».

 

В этой связи в бухарестских СМИ были обозначены и территориальные претензии Румынии к Украине — возврат «исторических территорий» — Северной Буковины и Южной Бессарабии. Бухарест не видит смысла поддерживать политические амбиции Киева.

Что касается Грузии, то после кавказской войны августа 2008 года, когда она окончательно утеряла контроль над Южной Осетией и Абхазией, ее новые власти стали напряженно относиться к Киеву, который всегда имел «особые» отношения с президентом Саакашвили. Сейчас, после отставки, Саакашвили — официальный советник новых киевских властей.

 

Киев специально обозначил желанными для себя бывших правителей Грузии — Саакашвили и других представители Единого национального движения (ЕНД) — бывшей партии власти Грузии. В Киеве функционирует офис ЕНД, который, по некоторым сведениям, готовится к грузинскому «майдану». Сегодня украинские националисты обвиняют Тбилиси в проведении пророссийской политики, потому, что они «транслирует российские телеканалы».

Если же говорить о Болгарии, то она, по словам председателя Болгаро-российской торгово-промышленной палаты Жельо Добрева, не намерена терять Россию в качестве торгово-экономического партнера. В Софии быстро осознали, что Евросоюз реально не будет блокировать строительство «Южного потока», поскольку нуждаются в поставках российского газа. Из этого все и вытекает.

Теперь о Турции. Blackseafor специализируется на оказании гуманитарной помощи, выполнении поисковых и спасательных операций, операций по разминированию и по защите окружающей среды, может выполнять миротворческие операции, проводимые под эгидой Совета Безопасности ООН или ОБСЕ. При необходимости крупные политические вопросы деятельности Blackseafor могут выноситься на рассмотрение министров иностранных дел или министров обороны.

 

В свое время с целью использования в полной мере потенциала этой группировки Россия предлагала создать постоянный круглогодичный международный командный пункт на ротационной основе. С другой стороны, США и НАТО требовали распространения антитеррористической операции альянса «Активные усилия» (Active Endeavour) на регион Черного моря.

 

Россия и Турция выступили против этого. По их мнению, эти функции на Черном море способен осуществлять и Blackseafor. Две страны пыталась создать на Черном море региональную систему безопасности без распространения на него зоны ответственности НАТО. В ответ США инициировали создание военно-морской базы США в Румынии и баз в Болгарии, активизировали военно-техническое сотрудничество с Украиной.

При таком ходе событий Турция могла утерять позиции одного из лидеров в бассейне Черного моря, поскольку следующим шагом могло стать требование пересмотра конвенции Монтрё по Проливам. Вот почему, когда Вашингтон обратился с запросом к Анкаре о размещении на черноморском побережье Турции своей базы ВМС, то получил отказ.

Мы это к тому, что для Анкары не являлись секретом попытки Вашингтона начать выдавливание России из Черного моря через активизацию «игры» сразу на двух направлениях — турецком и украинском. Поэтому попытки Киева после воссоединения Крыма с Россией добиться ее исключения из числа участников Blackseafor не стали для Анкары сюрпризом.

Турция в Черноморско-Каспийском регионе, на наш взгляд, ведет осторожную политику ,прежде всего, в отношении Украины. С одной стороны, Анкара вроде бы не выбивается из общего западного ряда, заявляя о «необходимости сохранения территориальной целостности этой страны», с другой — осознает, что в происходящем процессе формирования многополярного мира у ней появляется исторический шанс занять в нем иное, более достойное для себя место.

В то же время она видит, как Киев пытается разыграть ее «карту» в своих отношениях с Россией, стремится использовать Анкару в качестве некоего опорного пункта, через который можно будет прорваться на Ближний Восток, в Африку и в Закавказье. При этом Киев пытается оказывать на нее давление через Вашингтон, предлагая проект новой коалиции — возможно, даже без участия ЕС- способный оказывать влияние на ход событий не только в этих регионах, но и в самой России.

 

Украинская дипломатия полагает, что Турция должна быть на ее стороне в силу ее вовлеченности украинскую политику из-за крымских татар. Но нужна ли Турции, которая сама является активным региональным игроком, слабая, погрязшая во внутренних конфликтах «альтернативная Россия» в лице Украины, которая воспринимается в качестве вассала Вашингтона?

 

Анкара сама стремится вырваться на Ближнем Востоке из жестких американских «объятий» и в этом смысле ее устойчивые торгово-экономические отношения с Москвой приобретают действительно характер стратегического партнерства.

Дело дошло до того, что, предвидя возможное ужесточение санкций Запада в отношении России, Турция предложила во взаиморасчетах полностью перейти на национальные валюты. Об этом заявил министр экономики Турции Нихат Зейбекчи своему российскому коллеге Алексею Улюкаеву в рамках недавнего форума «бизнес-двадцатки» в Австралии. Эта идея сейчас практически обсуждается в формате двусторонней рабочей группе по банковско-финансовому сотрудничеству.

 

Министры договорились продолжить работу на этом направлении в конце сентября в Стамбуле. Более того, в то время, когда Украина грозиться разорвать все торгово-экономические связи с Россией, турецкая сторона заявила, что заинтересована в строительстве в России транспортно-логистического центра, имеющего связь с морскими портами, аэропортами, а также железными и автомобильными дорогами.

Конечно, как подмечает в этой связи газета Cumhuriyet, такие шаги Турции могут «не понравится Украине», да и Западу. Но в самой Турции, как подчеркивает газета, существует более реалистическое представление о событиях на Украине. В свою очередь другая турецкая газета Dünya поясняет: «Россия — это партнер, которого никто не может беспечно изолировать».

 

Кстати, как заявил недавно член комитета по международным делам Совета Федерации, глава Российско-Турецкого делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Ахмет Паланкоев, «деловое сотрудничество России и Турции будет расти, а в случае введения новых экономических санкций со стороны Евросоюза турецкие компании смогут занять освободившиеся ниши».

Так что пока Киев выступает с различными демаршами, соседняя Анкара проводит в отношении Москвы в целом перспективную для своих национальных интересов реальную политику. Вот почему попытки Киева «ущемить» Москву через Blackseafor изначально были и оказались провальными.

Станислав Тарасов

Источник: http://www.iarex.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня