Украина: смутное время

Post navigation

Украина: смутное время

На полной скорости в никуда несется самая большая в Европе страна. Капитан-президент и старпом-премьер, сцепившись, как дворовые коты, катаются по палубе, радуясь каждому вырванному у противника «клоку шерсти». И ни один из них не хочет прекратить безумную и самоубийственную драку, взять, наконец, в руки штурвал. Психологический рубикон 10 грн за 1 долл вот-вот будет перейден, финансовая катастрофа для тех, кто при таком курсе должен выплачивать долларовые кредиты, неизбежна.

За ней последуют банковская катастрофа и окончательный развал экономики. Что при этом делает премьер? Она упрямо пытается «набирать очки», в надежде на аплодисменты «биомассы». Премьер, похоже, уверена, что именно безмозглая биомасса составляет большинство украинского населения.

Как еще можно оценить публичное натравливание прокуратуры на предпринимателей, «задерживающих зарплаты»? Юлия Владимировна, это предприниматели уничтожили рынки сбыта? Это они заблокировали банковскую систему, вот уже пять месяцев не выдающую кредиты? Чем им платить вовремя зарплаты? Может, в этом есть и ваша прямая вина, что они ее «задерживают»? Да вы в ноги кланяться должны подавляющему большинству предпринимателей, за то, что они в этих условиях выкручиваются, как могут, сохраняя хоть какие-то рабочие места!

В отдельных районах народ уже начал скупать соль, крупу и спички — симптом военного времени. Если задуматься, то понимаешь, что создавать дома склад продовольствия — это уже слишком. Но трезво думать не получается, когда отчаяние захлестывает с головой.

Еще пару месяцев назад казалось: ну, еще немного, еще чуть-чуть, доживем до весны — а там и раскрутимся потихоньку-помаленьку. Дожили. Не раскрутились. Лучше не становится — только хуже: в регионах люди штурмуют стоящие и месяцами не выплачивающие зарплату заводы, Киев превратился в митинг всех против всего. Президент с начала года не послал в парламент НИ ОДНОГО предложения по спасению экономики. Первый президент предложил третьему последовать его примеру — добровольно подать в отставку. Допустим. А нового из кого выбирать?

Что дальше? Анархия. Которая, кажется, уже началась. То, что эта страна до сих пор не развалилась на запчасти, — отнюдь не заслуга тех, кто ею руководит. У страны, как оказалось, хороший запас прочности. Но всякой прочности и всякому терпению есть предел. И если посмотреть на все то, что происходит сейчас в Украине, то кажется, он уже вот-вот наступит.

Без кредита МВФ гривня обречена

А падение национальной валюты не оставит никаких шансов на выживание банковской системы. Бесконтрольное падение гривни и накаляющаяся в связи с этим ситуация в финансовом секторе поменяли местами печальные приоритеты в украинской экономической политике. Если еще в январе полураспад госбюджета казался наибольшим злом, то теперь во главе траурной процессии — банковская система, почти ежедневно теряющая «бойцов».

Вкладчики выносят из горящей банковской системы свои депозиты (кто как может, с темпами 30 млрд. грн. в месяц), заемщики надеются, что под ее обломками будут погребены и их ставшие непосильными кредиты. На самом деле крах банков ударит по благополучию миллионов, а выздоровление экономики затянется на годы.

Правительство стремится спихнуть вину за обвал гривни то на НБУ, то на президента, то на прессу, но и его «вклад» в эту катастрофу немаленький.

Нежелание Кабмина соизмерять свои действия с программой МВФ, бремя внешних долгов, непрофессионализм НБУ, нежелание экспортеров продавать валюту, бесконечные политические «перестрелки» — список причин, приведших гривню к нокауту, можно продолжать бесконечно. Но гораздо важнее сейчас попытаться ответить на вопрос, что будет дальше.

Курс гривни и самочувствие банковской системы взаимосвязаны, как яйцо и курица. Обвал нацвалюты перечеркнет и без того небольшие шансы на возврат кредитов и взорвет остатки банковской системы. Прогноз премьера о том, что уже в следующем году Украина оставит позади кризисную полосу, сбудется лишь в случае, если правительство спасет банки. Сегодня они уже не столько в руках у опростоволосившегося НБУ, сколько у Кабмина.

На рекапитализацию банков в «фантастический» госбюджет заложено 44 млрд. грн. Но судя по заявлениям западных политиков, Европа готова помочь деньгами, ведь тем самым она спасет и себя. К примеру, та же Австрия долго не придет в себя, если рухнут банки в Восточной Европе, в т.ч. и в Украине. Но лишь при условии, что украинские политики продемонстрируют согласованность и заработает программа сотрудничества с МВФ.

Кстати, от возобновления диалога с МВФ напрямую зависит судьба нашего финансового сектора. Без этого кредита гривня обречена. Миссия МВФ, судя по заявлениям его чиновников, уже и рада бы приехать в Украину, чтобы, среди прочего, пересмотреть лимит НБУ на израсходование золотовалютного резерва в первом квартале. Ведь очевидно, что расходуя в пределах лимита по $30 млн в день, НБУ гривню не спасет.

Но МВФ вынужден блюсти лицо, ожидая, что правительство и НБУ выполнят хотя бы одно из условий. А правительство заартачилось, не соглашаясь на нелицеприятные меры в преддверии выборов.

Так что до новости о приезде в Украину миссии МВФ гривня будет сползать до 10 единиц за доллар, с учетом еще и того, что 7 марта — срок расчетов «Нафтогаза» перед «Газпромом».

Доколе?!

Средний класс — в тюрьму, остальных — дурить и дальше?

«Охота на ведьм» и манипуляции с экономическими показателями — вот и все методы борьбы с кризисом, которымы овладели наши власти .

«Газета по-киевски» уже не раз писала о том, что властям пора, наконец, прямо и честно говорить с народом о том, что происходит в стране. Но, увы, правительство продолжает «охотиться на ведьм» и назначать виноватых, например, в росте безработицы, сокращении или невыплате зарплат. Еще осенью «крайними по кризису» Тимошенко назначила местных чиновников. А вчера объявила новых «ведьм», натравив прокуроров на предпринимателей, вынужденых сокращать персонал и зарплаты.

Более того, денежные штрафы вскоре еще «цветочками» покажутся. 19 февраля Верховная Рада приняла в целом закон «Об изменениях в Кодекс Украины об админнарушениях и Криминальный кодекс Украины об усилении ответственности за несвоевременную выплату или безосновательную невыплату зарплаты, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат». Как только президент этот документ подпишет, за задержку выплат более чем на месяц будут сажать — от трех до пяти лет, между прочим.

Неужели правительство думает, что предприниматели под страхом заключения бросятся наполнять бюджет? Это вряд ли. Большинство представителей среднего класса, которых государство пытается причислить к «рвачам-олигархам», окажется перед выбором: плюнуть и закрыть свой бизнес или уйти в тень, наладив работу так, чтобы точек соприкосновения с государством было поменьше.

Среди предпринимателей, задерживающих сегодня зарплату, наверняка есть и те, кто делает это «под шумок», и они заслуживают порицания. Но львиная доля проблем, возникших у бизнеса, вызваны, по сути, несостоятельностью того же правительства. Ведь вместо толкового антикризисного экономического менеджмента премьер-министр и Ко предлагают нам муляж «жесткой руки», на которую ожидается на следующих выборах значительный спрос.

Меняют ли президентов в кризис?

Можно назвать несколько аргументов «против» отставки, к которой на днях призвал Виктора Ющенко экс-президент Леонид Кравчук. Во-первых, конечно, можно вспомнить, что «коней на переправе не меняют», равно как и президентов лучше не сбрасывать в условиях кризиса. Борьба за освободившееся место, которая, несомненно, вспыхнет в случае отставки Ющенко, явно не пойдет на благо стране.

Как и любые выборы, которые у нас традиционно сопровождаются популистскими социальными программами, разбазариванием бюджетных денег, а затем новыми поборами с целью покрыть дефицит. Не говоря уже о том, что, как правило, при выборах замирает деятельность всей административной вертикали: частично она работает на одного из кандидатов, частично откровенно занимается дерибаном, справедливо рассудив, что со сменой президента на их места придут другие люди, не менее прожорливые.

Но так у нас было в благополучные годы. Сегодня же, надо полагать, в состоянии той дезинтеграции, в которой находится страна, досрочные выборы могут привести к хаосу. А если кандидаты в президенты возьмутся отстаивать свою правоту с помощью уличных акций или апелляций к сепаратистским движениям?

Кроме того, отставка президента в условиях, когда до очередных президентских выборов осталось десять месяцев, как минимум, глупа. Напомним, что по Конституции даже парламент нельзя распускать за год до очередных выборов, и это вполне логично. Смысла в таком роспуске нет, зато можно сколько угодно ставить под сомнение законность нового голосования. Что, конечно же, тоже не пойдет на благо обществу.

Тем временем

В Чернигове и Донецке запасаются солью и спичками, а в Одессе — валютой
Призрак бродит по Украине, призрак дефицита. К нему и к голоду, который может начаться в любой момент, украинцев еще советская власть накрепко приучила. Большинство из нас пока противостоит паническим настроениям, но кое-где уже «искрит»…

— В конце прошлой недели услышала от знакомых, что во всем селе нет соли, — рассказывает жительница районного центра Куликовка в Черниговской области Анна Мешок. — Магазинов у нас много, мы с мужем отправились проверить, и действительно — соль нигде не продавали. Конечно, это тревожный признак. Каждый знает, что соль и спички — тот самый товар, на который в смутные времена можно было обменять практически все.

У нас соль продавалась в стандартных пачках по 1,5 кг и стоила 1,60 грн. Когда соль пропала, многие отправились покупать ее в область, на базу. Там уже продавали по 1,30 грн. за пачку, это оптом. Так что владельцы куликовских магазинов, пополнив запасы, на следующий день выставили соль по 2,60 грн. Кроме 30 кг соли, которые мы взяли для себя и родных, мы купили также мешок сахара. На торговых базах Чернигова было много тех, кто приехал скупаться на черный день.

В Черниговской области ажиотаж вызвали слухи о закрытии солевого завода, хотя, опросив местных, мы выяснили, что люди сами не знают, какой завод и где будет закрываться. Зато это знают в Донецкой области, там находится завод «Артемсоль» — крупный поставщик для всей Украины. О его проблемах заговорили сотрудники предприятия, и паника передалась населению.

В то же время на Западе Украины никакого ажиотажа с солью или спичками не наблюдается. Нет паники и в Одессе. Как рассказала нам одесситка Анна Совиченко, большинство ее знакомых — моряки либо как-то связаны с заморским бизнесом. Так что все заработки, в основном, в валюте. И люди действительно запасаются — но долларами и евро, старясь ни дня не держать личные сбережения в гривнях.

Станислав ГОЛУБЕНКО
Николай ПОЛИЩУК

Газета по-киевски, 26 февраля 2009

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня