В субботу на заседание общественно-политического дискуссионного клуба «АйтPARK» в Алматы приехал самый, пожалуй, харизматичный политик соседней Киргизии — лидер партии «Ар-Намыс» Феликс КУЛОВ.
В самом начале заседания модератор клуба Нурлан ЕРИМБЕТОВ спросил Кулова, что он думает по поводу заявления нашей газете киргизского политолога Александра КНЯЗЕВА, который не исключил того, что Киргизия перестанет существовать как суверенное государство (см. «Грабли — киргизское проклятие», «Время» от 17.4.2010 г.).
— У нас было предложение: объявить войну Америке и на второй день сдаться, — невесело пошутил Феликс Шершебаевич. — Предложений и предположений много. Но когда говорят, что Киргизия — несостоявшееся государство, то правильнее говорить о несостоявшихся правителях. Наш народ — политически зрелый. Конечно, позор, что все эти события сопровождались кровопролитием и мародерством. Но это было неизбежно, потому что люди нищенствуют, они доведены до отчаяния. У них даже нет сменного белья.
О второй революции
— Бунт произошел стихийно. Переворота бы не произошло, если бы власти и силовики действовали умнее. Как вы знаете, 6 апреля были арестованы лидеры оппозиции, она была обезглавлена. Возмущенные такими действиями власти, люди устроили митинг, а в ответ силовики стали их разгонять. Но что могли сделать 150 молодых солдат против нескольких тысяч (митингующих. — Р.Б.)? Когда люди дошли до Белого дома (Дома правительства. — Р.Б.), против них было снова применено оружие. Снайперы стреляли в студентов — молодых ребят, которые разговаривали по мобильному. Власть же решила, что они — организаторы, и был отдан приказ их отстреливать. Это было настоящее преднамеренное убийство — по-другому это назвать нельзя. После такого остановить людей уже было нельзя.
О Бакиеве
— Где находится экс-президент Киргизии Курманбек БАКИЕВ, я не знаю, — заявил Кулов. — Он сейчас в сложном положении, и я даже не могу предугадать, какая страна смогла бы его принять.
На шокирующий вопрос журналистов: «Если Бакиев сегодня был бы мертв, это было бы хорошо или плохо?» Феликс Кулов ответил:
— Для него это было бы, наверное, лучше, а для меня все равно.
Отвечая на вопрос нашего корреспондента, почему временное правительство позволило Бакиеву покинуть страну, Кулов отметил, что у них не было другого выхода.
— Никто его не хотел отпускать, — пояснил политик. — Но я понимаю руководство соседних государств, которые сработали на предупреждение (кровопролития. — Р.Б.). Отпустить Бакиева не было инициативой временного правительства, но они сделали это — не под давлением, а потому что понимали: пока Бакиев в стране, напряженность будет расти.
И снова о граблях
— Создание временного правительства было большой ошибкой. 7 апреля я выступил с заявлением о том, чтобы парламент собрался и провел процедуру импичмента — отстранил президента от должности. Это было бы легитимным решением. Тогда бы удалось избежать всех этих беспорядков и кровопролития. Но этого не произошло. В мае будет проведен референдум, а примерно в июле — выборы. Конечно, мы их (сегодняшних рулевых Киргизии. — Р.Б.) будем поддерживать, но и критиковать тоже будем. К примеру, они оказывают такое давление на прессу, какого не было при прежних президентах. Это неправильно. Они наступают на те же грабли, что и АКАЕВ ( первый президент Киргизии. — Р.Б.) и Бакиев. Думаю, что членам временного правительства нужно дать время исправить ошибки.
О будущем Киргизии
— В экономике будет тяжело. После этих потрясений экономическая деятельность остановилась. В столице пострадало много бизнесменов. Еще более усугубить ситуацию может отмена временным правительством существующих тарифов на электроэнергию, тепло и т.д.: они были заложены в бюджете, но теперь его нужно пересматривать. Многое зависит и от предвыборных кампаний политиков. Каждая партия начнет тянуть одеяло на себя, что тоже создаст напряженность. Но наряду с этим у нас есть такое хорошее качество, как инстинкт самосохранения и выживания. Люди постараются не ухудшать ситуацию еще больше.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Из досье:
Феликс КУЛОВ родился 29 октября 1948 года в городе Фрунзе (нынешний Бишкек). Бывший председатель правительства КР, ныне — лидер оппозиционной партии «Ар-Намыс» («Достоинство»). При президенте Аскаре АКАЕВЕ был мэром Бишкека (1998-1999), главой Службы национальной безопасности (1997-1998), губернатором Чуйской области (1993-1997), вице-президентом республики (1992-1993), избирался депутатом Жогорку Кенеша (парламента). В 1999 году ушел в оппозицию Акаеву, а в 2000-м был обвинен в ряде должностных преступлений и дважды осужден — в общей сложности на 10 лет с лишением звания генерал-лейтенанта милиции. В ходе «тюльпановой революции», свергнувшей Акаева весной 2005 года, был освобожден из колонии по требованию народа и возглавил действия оппозиции. В апреле того же года Верховный суд Киргизии снял с Кулова все обвинения, и в сентябре 2005 года он был назначен премьер-министром республики. В декабре 2006 года вместе со всем своим кабинетом министров подал прошение об отставке, принятое президентом Курманбеком БАКИЕВЫМ. В последние годы возглавлял дирекцию проекта по развитию малой и средней энергетики Киргизии при Центральном агентстве КР по развитию, инвестициям и инновациям, которое возглавлял сын ныне свергнутого президента Максим БАКИЕВ.