Я спросил у менялы

Post navigation

Я спросил у менялы

Центральный банк России ужесточил правила купли и продажи валюты. Новые нормы, регулирующие процесс обмена долларов и евро, вступают в силу с 28 декабря 2015 года. Теперь, чтобы купить валюту на сумму свыше 15 тыс. рублей, надо будет не только предъявить паспорт, но и заполнить специальную анкету.

Центральный банк России ужесточил правила купли и продажи валюты

Речь идет фактически о полной идентификации клиента. Разве что пока обходится без процедуры дактилоскопии. В досье нужно будет указать ФИО, адрес места жительства, место работы, актуальный номер телефона, адрес электронной почты, а также ИНН.

 

Прежде в «обменниках» клиента также могли попросить предоставить дополнительную информацию о себе, но только в том случае, когда сумма операции превышала 600 тыс. рублей.

 

Нововведения не затрагивают безналичный обмен валюты, так как при данной операции клиент идентифицируется при открытии счета. По официальной версии, новые правила вводятся в соответствии с требованиями федерального закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Радости от нововведений не испытывают ни сами банки, ни их клиенты. Появление лишнего барьера явно не ускорит работу обменных пунктов. Заполнять анкету должен сотрудник банка. На его плечи ляжет и разъяснительная работа с клиентами.

 

Мало кто верит, что ужесточение правил — способ борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Об истинных целях введения поправок можно только догадываться.

 

Одна из версий — правительство и Центробанк сделали первый шаг к введению налога на валютообменные операции.

 

О том, что правила обмена валюты могут ужесточить, говорили еще в апреле 2015 года. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главе Минфина Антону Силуанову оценить возможность взимания НДФЛ с операций физических лиц при продаже валюты.

 

Из-за непрерывных скачков курсов доллара и евро популярность валютообменных операций среди российского населения заметно возросла. Ведь это стало способом легкого заработка. Гражданин может купить евро или доллары по одной цене, а спустя определенное время продать их по гораздо большей.

 

Однако доход от курсовой разницы налогом не облагается. Представители Министерства финансов как раз делали акцент на том, что иностранная валюта, согласно Налоговому кодексу, является имуществом, а значит с дохода при ее купле-продаже необходимо заплатить 13%. На практике же этот доход никто не декларировал.

 

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров уверен, что инициатива по ужесточению правил обмена валют связана именно с попыткой организовать сбор информации для определения возможностей сбора налога на доходы физлиц, получаемого при совершении операций с иностранной валютой.

 

Базы, которая бы содержала информацию о том, сколько и чего покупает и продает в обменниках россиянин, не существовало. Анкеты являются хорошим элементом для ее формирования. Собранную информацию систематизируют и проанализируют. После этого можно будет сделать вывод о том, нужно ли «дисциплинировать» российского налогоплательщика, который не исключает для себя возможности заработка на курсе валют.

 

При этом пока неясно, как будет решаться вопрос декларирования этого самого дохода. Когда клиент совершает операцию в обменном пункте, ему выписывают чек, подтверждающий приобретение валюты. Обычно люди выбрасывают этот документ сразу же при выходе из «обменника». А это значит, что если в дальнейшем возникнут проблемы, доказать свою правоту будет невозможно. Пока можно только посоветовать россиянам не выбрасывать и хранить кассовые чеки.

 

Экономист, профессор Никита Кричевский также считает, что эти нововведения — предпосылка к налогообложению по НДФЛ операций по продаже валюты.

 

«Весной этого года я уже писал об этом, но тогда камнем преткновения была налоговая база, то есть налогооблагаемая выгода, которую можно было получить, купив валюту по одной цене, а продав по цене несколько выше. Мы же выбрасываем обменные квитанции, не так ли?

 

Теперь вся информация о наших операциях будет храниться в досье, и вычислить, сколько мы должны по НДФЛ родному государству, не составит проблем. Да, имущественный вычет в 250 тыс. рублей никто не отменял, так что 99% меняющих валюту могут спать спокойно».

 

Директор консалтинговой компании Nova Team, экономист, блогер Вадим Жартун считает, что ужесточение процедуры обмена будет иметь целый ряд «неприятных последствий».

 

Попытка Минфина взимать подоходный налог с граждан, которые продают валюту — только одно из них. По словам эксперта, при дальнейшем падении курса рубля и попытках правительства это падение сдержать, вполне возможно применение мер неэкономического регулирования валютного рынка, в том числе ограничение суммы продажи иностранной валюты физическими лицами — либо на некоторую максимальную сумму в день, либо ограничение суммы разовой сделки. «Процедура идентификации пользователя может помочь этому следующему шагу», — считает Жартун.

 

Существует и еще один момент. «С целью снижения спроса на валюту возможно дальнейшее усложнение административных процедур, в том числе — обязательство для граждан предоставлять обоснование для покупки валют. Например, выезд за рубеж может быть таким обоснованием», — отмечает эксперт.

 

По мнению экономиста, профессора ВШЭ Андрея Заостровцева, скорее всего, информация о сделках физлиц с валютой так или иначе окажется в Федеральной налоговой службе. А, следовательно, к людям, которые часто посещают обменные пункты, может быть проявлен определенный интерес. Но все-таки, что именно будут налоговики делать с этими данными — предмет для размышления. Об истинных целях ужесточения пока можно только догадываться. Пока каких-либо фатальных последствий эксперт не прогнозирует.

 

«Да, увеличится нагрузка на сотрудников, увеличатся издержки, очереди, но это все-таки не «Платон». Другое дело, что это может быть подготовкой к более серьезным ограничениям. Например, к введению квот на обмен валюты, как в Туркмении. В данном случае будет нужна четкая идентификация, чтобы человек не смог купить, обменять свыше того, что ему положено», — подчеркивает Заостровцев.

 

Экономист, профессор Европейского университета Дмитрий Травин считает, что не стоит ждать тотального закрытия обменных пунктов.

 

На данный момент непонятно, является ли полная идентификация в обменниках лишь первым шагом к полному запрету на операции с валютой, или просто бюрократическая машина проложит плодить бессмысленные инициативы.

 

Ситуация выглядит абсурдной. При этом Травин отмечает, что смысл в ужесточении правил отсутствует еще и потому, что проблема обмена валюты при выезде за границу довольно легко решается с помощью банковской карточки.

 

Александр Калинин

Источник: http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня