Память с запахом моря

Post navigation

Память с запахом моря

Джавид Кудусов был юнгой Северного флота

В дни, когда вся страна поздравляет мужчин, мне захотелось окунуться в своем воображении в настоящую эпоху защитников Отечества и убедиться, что о них помнят. И волей судьбы я очутилась на пороге казанской 94-ой гимназии. И абсолютно не случайно.

Джавид Кудусов был юнгой Северного флотаЗабегаю с трескучего мороза в вестибюль школы, и вижу, как вся детвора носится в военных пилотках и что-то бормочет себе под нос. «Это они к конкурсу строевой песни готовятся, — объясняет встретившая меня Татьяна Викторовна Аввакумова. — Я почти сорок лет в этой школе работаю, возглавляю музей памяти Соловецких юнг…».

Мы входим в музей, и меня встречает высокий моряк в бескозырке и на груди его блестит медаль. Конечно, он оказался манекеном. Но это не помешало мне ощутить силу человека, от рук которого пахнет соленым ветром, и в глазах мертвым грузом лежит печаль… Напротив него стоит такой же мальчишка — юнга Северного флота. «Во время войны в школу юнг ушло 300 мальчишек, — рассказывает мне историю Татьяна Викторовна. — Из них только треть вернулась обратно…

-Что значит «по-настоящему познакомиться»? — удивляюсь я.

— В 1974 году в нашей школе была организована встреча с ветеранами. Все они пришли, встретились и очень удивились… 
«Ты разве тоже юнга? — спросил тогда ведущий инженер завода Ибрагим Валиуллин мастера по сборке аппаратуры Геннадия Просвирина.

— Третьего набора. 

— Что же ты раньше не сказал?

— А ты спрашивал?»

В этом незнании не было их вины. Тогда еще не было ни советов ветеранов, ни встреч однополчан. И лишь стараниями учительницы нашей школы Маевской Клары была организована такая встреча. С тех пор и появился отряд пионеров, который отыскивал юнг. Отряд имени героя Саши Ковалева.

— Как продвигался поиск юнг?

— Уже в 74 году ребята отыскали 26 юнг-ветеранов в Казани. Потом этот список увеличивался, найденных юнг-ветеранов стало 86. Искали их уже не только в Казани, но и по всему Татарстану…

— Похоже, что у нас немало активных ветеранов?

— Это правда. Есть еще один удивительный человек, он тоже юнга-ветеран. Это Джавид Кудусов. Он создавал Казанский Институт культуры и потом много лет преподавал в нем. А по национальности он крымский татарин. И когда ему было 70 лет, вы только представьте, что он делает! Обычно, что люди делают в его возрасте? Подводят какие-то итоги своей жизни, ищут покоя, заботятся о здоровье. А что делает этот человек? Ему позвонил его друг, который работает в институте в Крыму, и сказал: «Ты Казани всю свою жизнь отдал, создал там институт, поднял татарскую культуру на такой уровень, а о своем родном народе и не помнишь, бросай всё и приезжай. Создадим свой факультет». И вы представляете, так всё и было! Он всё здесь бросил и уехал. И там сейчас до сих пор работает. Вместе с этим другом создали факультет, и культуру крымских татар он поднимает. В прошлом году Джавид Кудусов приезжал к нам. Это человек, который поражает мое воображение. Это редчайший случай, долг его обязывает, он всё бросает, едет и делает.

Если бы меня спросили, каким словом вы охарактеризуете всех этих юнг-ветеранов, я бы сказала, что они величайшие патриоты. Потому что всю свою жизнь они трудятся, чтобы свою идею пронести и донести детям…

— В Казани есть улица Соловецких юнг. Это не случайно?

— Конечно, не случайно! Мы сами ходили в комитет по топонимике и просили, чтобы в нашем городе появилась такая улица.

И еще во дворе нашей гимназии установлен памятник Соловецким юнгам и якорь — подарок моряков.

Я считаю, мы нужное дело делаем, раз наши дети и по сей день хранят в памяти имена своих героев.

Наталья ИТРЫН,

специально для «Города 24»

По материалам: http://kazan24.ru/news/59136.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня