Пять лет назад переехала жить в Крым. Купила однокомнатную квартиру в старом доме, продав однокомнатную в г.Алматы (Казахстан). 2008 год был началом кризиса, но об этом тогда умалчивали.
При переезде в Крым в кризисные годы потеряла почти все свои сбережения. Отец, мать, бабушки, все умерли в Узбекистане и лежат в чужой земле, хотя очень мечтали о возвращении в Крым. Из нашей семьи живы я и моя сестренка, и нам уже под 70 лет.
Мой отец в 1933 году купил дом в центре Симферополя.Полный пакет документов, оформленный в соответствии с законами того времени, сохранился у нас, потому что при депортации первым делом бабушка схватила Коран, а в нем лежали документы на дом. Договор купли-продажи зарегистрирован во всех государственных органах Симферополя Крымской АССР.
Но, к сожалению, в Украине отсутствует законодательная нормативно-правовая база по восстановлению прав депортированных граждан, в том числе и крымских татар, и возмещению морального и материального ущерба.
Я радуюсь, когда слышу по радио и телевидению, вижу и читаю в СМИ информацию, что начали выдавать земельные участки в районах полян протеста. Многолетнее противостояние окончилось положительным решением в пользу людей, а это хоть какая-то компенсация за ущерб, нанесенный нашему народу. Пусть будет эта победа какой-то группы людей, «Себата» или другой организации, они все крымские татары.
Участок земли не так уж много взамен того, что отняли у наших родителей. Потому мы требуем и просим у власти кусочек земли, чтобы построить дом, посадить огород и почувствовать себя хозяином земли.
Мои дети и внуки остались в Республике Казахстан. При наличии земельного участка, возможно, постепенно и они бы переехали в Крым. Все мои попытки узнать, как получить земельный участок в законодательном порядке (без захвата) не увенчались успехом.
Ходила в Меджлис, ничего утешительного они не сказали, взяли копию паспорта и передали ее в Рескомнац, список в Рескомнаце имеется. Перспективы получения земельного участка нет, все вопросы остаются без ответа. Мне уже 68 лет, часто болею и, кажется, не доживу до получения клочка земли, а захватывать нет ни сил, ни здоровья.
Для ускорения решения земельного вопроса в Крыму необходимо более тесное сотрудничество государственных властей — Рескомнаца, Комитета по земельным ресурсам и городских (местных) органов, которые при желании и доброй воле сняли бы напряженность в Крыму по земельному вопросу.
Возможно, к решению земельного вопроса необходимо подключить Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, определив приоритеты и полномочия в законодательном порядке и приравняв этот орган по статусу к государственной структуре управления для коренного народа.
Имея статус государственного органа, они смогут более конструктивно работать с властью, которая со временем все равно будет вынуждена решать наши проблемы.
Зарема КАДЫРОВА,
пенсионерка,
г. Симферополь (Акмесджид)
Газета «Голос Крыма»
№ 25 (1015) от 21.06.2013 г.