В галерее Славы крымскотатарского народа навсегда останется имя Абдурамана Абдуллаевича Молла (1920-1998) — участника Великой Отечественной войны и активного участника Национального Движения крымских татар. Он внес свой достойный вклад в нашу Великую Победу над фашизмом…
Абдураман Абдуллаевич Молла (1920 — 1996)
Абдураман родился в семье служащего Абдуллы Молла и его супруги Шемснур-ханум в южнобережном селении Алупка.
Его отец был участником первой мировой войны — воевал в 418-м Александровском стрелковом полку 105-й дивизии 32 корпуса. Участвовал в Брусиловском прорыве1916 г. и за проявленные доблесть и геройство в боях был награждён двумя солдатскими Георгиевскими Крестами.
У Абдурамана было две сестры. Одна — Ульвие — умерла в 1937 г. Другая — Алие (1932 г.р.) ныне живёт в селе Плотинное (Гъавр) Бахчисарайского района.
В своих воспоминаниях Абдураман Молла с благодарностью пишет о школьных учителях и, особенно, об Усеинове Кязиме Эмирусеиновиче, который будучи директором, преподавал крымскотатарский язык, географию, историю, анатомию и активно собирал народный фольклор: песни, сказки, предания.
(В 1936 г. в Симферополе вышла книга «Сказки и легенды крымских татар», которые собрал К. Усеинов. Тогда же вышла вторая книга Кязим оджа — «Анекдоты о Ходже Насреддине и Ахмет ахае». Предисловия к обеим книгам написал научный сотрудник Алупкинского воронцовского музея Ю.С. Коцюбинский. Книги вышли на русском и крымскотатарском языках).
Как вспоминал Абдураман агъа, в том, что он отлично знал географию и историю, была несомненная заслуга Кязим оджа. Вспоминал А. Молла и другого педагога — учителя математики и истории Рамазана Джетере, который одно время был и директором алупкинской школы: «Ввиду болезни Джетере Р. с началом войны в Советскую Армию не был призван. Но, когда немцы оккупировали Крым, Джетере стал пробираться в осажденный Севастополь к своим. На подступах к городу немцы схватили его и расстреляли».
После окончания школы Абдураман поступил в Харьковское пехотное училище, которое закончил 12 июня 1941 г. в звании лейтенанта 22 июня 1941 его назначили командиром мотострелкового взвода в 28-м мотобатальоне 18-й Армии Юго-Западного фронта. На фронте он оказался уже 23 июня 1941 года…
Как вспоминал сам А. Молла в своих автобиографических данных:
«Закончил Великую Отечественную войну штурмом города и крепости Кенигсберг. Последняя воинская должность — командир первого стрелкового батальона 1023-го ордена Кутузова стр. полка 307-й орденов Боевого Красного Знамени, Суворова I ст. и Кутузова I ст. Новозыбковской стрелковой дивизии. Последнее воинское звание — капитан».
На полях сражений Абдураман Молла был ранен восемь раз, из них трижды тяжело, стал инвалидом войны 2-й группы. Был награждён орденами «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны I ст.», дважды орденом «Красной Звезды», боевыми медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией»… Состоял в КПСС с 5 июля 1944 года до её самоликвидации в 1991 году.
Есть смысл чуть подробнее обозначить боевой путь фронтовика.
23 июня 1941г. он участвовал в оборонительных боях под Каменец-Подольском. Вскоре назначен помощником командира роты. 8 октября в бою под Большим Токмаком (Запорожская обл.) был ранен и эвакуирован в госпиталь в Красноярск… По выздоровлении был направлен в 112 стрелковую дивизию на должность командира роты. Воевал под Цимлянском, в р-не Волго-Дона, на подступах к Сталинграду. Дважды был ранен, но оставался в строю. Третий раз был ранен тяжело и отправлен на излечение в Саратов (затем в Уфу). После излечения был признан «ограниченно годным» и направлен командиром роты в 12-ю снайперскую школу под Бузулуком.
После выпуска курсантов-снайперов по личной просьбе был направлен в действующую армию. Командуя ротой, участвовал в освобождении Белоруссии: при форсировании реки Сож под городком Ветка Гомельской обл., при форсировании реки Березина в ноябре 1943 г., в затяжных боях в р-не Шацилка (ныне Светлогорск) и на реке Уклеть у городка Быков в марте 1944 года. Старший лейтенант А. Молла отличился и в Белорусской наступательной операции (23.06.1944 — 29.08.1944 г.) при форсировании Немана. Участвовал в освобождении Польши.
Как писал в 1978 г. бывший командир 1023 стрелкового полка подполковник в отставке И.Ф. Мельников: «… в боях под крепостью Осовец и взятии г. Гонендз, особенно при форсировании реки Бежба и Августовского канала в боях в Восточной Пруссии, уже в должности заместителя командира батальона капитан Молла был опытным, инициативным, храбрым, высококультурным офицером. Ему больше всех поручались ответственные задачи, которые он выполнял с присущим ему знанием дела и малыми потерями, за что заслуженно пользовался признательностью и уважением солдат и офицеров батальона и полка и был на особом счету у командования дивизии».
К началу штурма Кенигсберга (6-9.04.1945г.) командир батальона капитан Абдураман Молла был уже кавалером двух орденов Красной Звезды. Как вспоминал его комполка Мельников о комбате Молле: «…командуя батальоном с присущей ему храбростью, умением и инициативой, первым со своим батальоном прорвал сильно укрепленную оборону противника, чем способствовал успешному выполнению задачи всем полком, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. По окончании штурма Кенигсберга капитан Молла был отозван из полка и назначен начальником физической подготовки дивизии…».
В то время как десятки тысяч воинов крымских татар, среди которых был и Абдураман Молла, сражались на фронтах Великой Отечественной, крымскотатарский народ был выселен с родной земли и рассеян в спецпоселениях по ссыльным краям: Узбекистану, Казахстану, Заволжью, Уралу, Таджикистану…
Ветеран войны А. Молла, проживавший в Мелитополе, с 1956 гола включился в Национальное Движение, добиваясь возвращения народа в Крым. В архивах НДКТ хранятся документы, свидетельствующие об этом. Под письмом одиннадцати крымских татар-фронтовиков к министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову (май 1957 г.) подписались Биджанов М.А., Аблаев Э.М., Молла А.А., Алиев И.К, Чолах Б.М., Эмирасан М., Балабанов Э., Гаргу У.А., Мухтаров З., Люманов М.А., Сулейман Якуб.
Вот выдержка из письма:
«…Как известно, до начала Отечественной войны татары доставляли 30-35% населения Крыма. В первые месяцы войны все боеспособное население Крыма, в том числе татары, были мобилизованы в ряды Советской Армии и доблестно сражались на фронтах…
Тысячи верных сыновей и дочерей татарского народа сложили головы в защиту Родины. Мало таких семей, из членов которых не было павших на фронтах, искалеченных, замученных и расстрелянных немецко-фашистскими извергами в годы оккупации Крыма… в итоге был наказан весь народ и выслан из своих веками насиженных мест, включая воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков и их семей.
Таким образом, 17 мая 1944 г. (так в тексте — прим. ред.) был положен конец существованию Крымской автономной республики… В исправление допущенных ошибок решением XX-да КПСС 6-я сессия Верховного Совета СССР восстановила суверенные права калмыкского, чеченского, ингушского, карачайского и балкарского народов, что представило этим народам великую радость, о такой же радости с надеждой живет и трудится крымскотатарский народ, который в настоящее время разбросан по огромной территории нашего Союза…».
Письмо заканчивалось призывом к маршалу:
«Объективно оценив наши искренние чувства к любовь к родному краю, и законные чаяния, войдите с ходатайством перед Верховным Советом СССР о полной реабилитации нашего народа и восстановлении его прежнего положения для национального существования в семье народов СССР».
Все эти фронтовики, в их числе и А. Молла, проживали в Мелитополе и других местах Запорожской области. В письме на имя Председателя Совета Национальностей ВС СССР т. Лациса (написанном тогда же) фронтовики писали в частности:
«В феврале месяце 1957 года чеченцам, ингушам, калмыкам, карачаевцам Указом Верховного Совета СССР восстанавливаются их республики и организованно возвращаются в родные места. Справедливость восторжествовала, эти народы восстановлены во всех правах.
Мы горячо поздравляем их, желаем успехов в дальнейшем развитии этих народов в многонациональной социалистической семье нашей Родины. Но мы, крымские татары до сих пор не реабилитированы до конца.
Окончательной и полной реабилитацией может быть только возвращение крымскотатарского народа в родной Крым и восстановление во всех лишённых правах. Четырёхсоттысячный народ до настоящего времени находится в разобщённым, разбросанным на необъятной территории Советского Союза… Наш народ не может согласиться с создавшимся для него положением…».
Далее в письме приводились факты дискриминации крымских татар, пытавшихся поселиться в Запорожской области, «чтобы быть поближе к родному Крыму, в надежде скорого возвращения в родные места», даётся критика писателей-клеветников А. Первенцева, И. Вергасова и А. Абульгасана, Козлова.
Обращение завершалось утверждением-призывом:
«Крымскотатарский народ с нетерпением ждет справедливого решения… — вернуть его в родной Крым и восстановить во всех правах наравне со всеми народами великого Советского Союза»…
В письме крымских татар-ветеранов войны, проживавших в Мелитополе и окрестностях, в адрес Президиума ЦК КПСС (1957 г.) сказано:
«Сотни татарских семей, живущие в городе Мелитополе и Мелитопольщине с нетерпением ждут того радостного дня, когда наше правительство примет решение вернуть крымских татар в родные места, как это уже сделано в отношении некоторых народов… Родные горы и поля, где трудились многие поколения нашего народа, для нас стали священными».
Письмо завершалось призывом:
«…мы считаем единственно правильным решением по отношению крымских татар вернуть нас в родные места и дать возможность крымскотатарскому народу трудиться и развиваться как равному среди равных народов нашего многонационального государства».
Эти примеры приведены не случайно: Абдураман Молла и Энвер Аблаев были инициаторами настойчивой работы, борьбы за восстановление прав нашего народа среди сотен семей крымских татар, проживавших на юге Украины в то время.
Абдураман Молла был одним из инициаторов и самым активным энтузиастом в другом важном для народа, для его борьбы за национальное равноправие деле: «Естественно, как и всякому человеку, и мне очень хотелось узнать о судьбе моих сверстников в эти тяжёлые годы испытаний (период ВОВ — прим. авт.), о моих земляках в целом. То, что большинство из них защищали родину, я не сомневался, но узнать более конкретно подталкивал и другой вопрос, связанный с маем 1944 года» (Из рассказа А. Моллы «Они сражались за Родину»).
Более чем за тридцать лет поисков он собрал информацию на более чем сто человек крымских татар — уроженцев Алупки, участвовавших в войне против нацистской Германии. В одном из списков (октябрь 1993.г.) фамилии 96 фронтовиков Великой Отечественной, 7 участников советско-финской войны. Он выявил фамилии четырёх уроженцев Алупки, сражавшихся в партизанских отрядах и погибших. Большую часть работы он проделал в период проживания в Сухуми — с 1960 по 1977 год. Это поистине был подвиг самоотверженного человека, патриота.
Об этом он вспоминал так:
«Я решил заняться поиском, но разбросанность нашего народа на больших пространствах страны сильно затрудняла дело поиска, но я решил не останавливаться перед трудностями. Дело оказалось гораздо труднее, даже чем я думал, но я не жалею о потраченном времени…»
В октябре 1978 г. А. Молла встретился с Константином Симоновым, которому показал рукопись своей книги «Трудные дороги».
Книга была издана позже (1985 — 1987) в Ташкенте в сокращенном варианте. Эту книгу еще раньше, в 1968 г. К. Симонов рекомендовал Абдураману Молле написать и издать. Тогда Абдураман агъа выразил сомнение: «… Кто напечатает мне, крымскому татарину, эту книгу?». Симонов обещал помочь.
Были изданы следующие книги А. Моллы: «Мушкуль ёллар» (1978), «Трудные дороги» (1985, 1987).
С 1987 г. А. Молла с семьёй жил в Анапе. Подготовил к изданию книгу «Эстафета поколений». Он был автором бесчисленных статей и заметок в самые разные газеты. Рассказывал о подвигах соотечественников в Великой Отечественной войне…
Он все время мечтал вернуться в родной Крым, в Алупку. Ждал и надеялся, что подойдет очередь, и он получит квартиру в Ялте или в родном городке. Неоднократно приезжал после 1990 года в Крым. В декабре 1994 г. он сдал в алупкинский музей Аметхана Султана огромный комплект предметов музейного значения: 116 фотографий, 13 газет, 7 журналов, две книги, другие материалы, всего 160 единиц хранения. Ему обещали, что в мае 1995 г., к 50-летию Победы, откроют большую выставку о крымских татарах-уроженцах Алупки, участвовавших в Великой Отечественной войне…
В феврале 1996 года Абдурамана Моллы не стало. Он похоронен на кладбище города Анапы…
Он прожил насыщенную и интересную жизнь, совершив большой душевный подвиг — собрал фотографии и биографические справки более сотни своих земляков-участников войны. Это целая неизданная Книга Памяти города Алупки. Он написал и опубликовал в «Ленин байрагъы» и «Янъы дюнья» множество очерков о своих земляках-героях. О нём самом большой очерк «Учъ кунь, учь гедже…» («Три дня, три ночи…») написал Сеитумер Эмин. Очерк опубликован в «Ленин байрагъы» от 22 и от 25 июня 1968 года.
Пришло время рассказать об Абдурамане Молле и в «Галерее народной памяти». Что мы и сделали для всех нас, для следующих поколений народа.
Асан Хуршутов,
2002 г.
(В подготовке материала участвовали Али Яячик (1954-2011) и Кемал Куку, а также младшая сестра Молла Абдурамана Алие Абдуллаевна Молла, проживающая в селе Гъавр Бахчисарайского района)
Опубликовано:
1). в вестнике НДКТ «АРЕКЕТ» № 16-17 (126-127) 27 ноября 2002;
2). в книге Хуршутов А.Р. ЭКЗАМЕН ЗА ВТОРУЮ ЧЕТВЕРТЬ.- Симферополь: ВГМИ «Таврия», 2007.- 296с. (с.164-169);
3). в книге : Молла А. Книга памяти города Алупки. (Составители:Хуршутов А., Холап Т.)- Симферополь:КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2010.- 120с. (с.6 — 12, в редакции 2010 года).