Камень на камне

Post navigation

Камень на камне

Миллионы лет они лежали под землей. Наступление их звездного часа для кого-то означало одно: пробил его последний час. Сквозь череду столетий эти камни несут потомкам историю их предков — историю, которая практически не изучена. Корреспондент «еТатар» на этой неделе постарался приподнять завесу неизвестности над многотонными камнями татарской истории.

Нурулла Гариф - кандидат исторических наук, член Союза писателей Татарстана, автор более 30 трудов по татарской историиНурулла Гариф считает себя состоявшимся человеком. Слово «состоявшийся» здесь ключевое. Кандидат исторических наук, член Союза писателей Татарстана, автор более 30 трудов по татарской истории. «Я могу себе позволить заниматься этим», — говорит он. Дети выросли. Дом построен. Дерево посажено. Нужно оставить что-то еще после себя. И это что-то не дает ему покоя.

Родившийся и выросший в деревне Я?а Сала, что в Рыбно-Слободском районе Татарстана, Нурулла абый с детства увлекался историей. Оно и не мудрено. Ведь когда-то в его родных краях располагался город Чаллы. «Он существовал еще со времен Волжской Булгарии и был разрушен русскими после завоевания Казани в 1556 году. Во времена Казанского ханства это был второй крупнейший город государства после столицы Казани», — рассказывает ученый. — «Наша деревня возникла чуть поодаль от бывшего города, все исторические пласты которого очень хорошо сохранились и были доступны нам».

 

Так, им была написана и с достоинством защищена кандидатская диссертация по административному делению Казанского ханства (Чаллынский улус в Казанском ханстве:опыт изучения феодально-вассальных отношений в постзолотоордынских тюрко-татарских государствах). Центром одного из его улусов было Чаллынское городище. Затем была написана история освободительного движения татар после падения Казани в 1552 году. И вот совсем недавно в свет вышла книга под названием «Казан ханлыгы чоры ташъязмалары» («Эпиграфические памятники Казанского ханства»). Сейчас автор работает над книгой «Болгар-татар ташъязмалары» («Булгаро-татарская эпиграфика»).

— В моей последней книге собрана информация о надгробных камнях периода Казанского ханства с 1445 по 1552 годы. Всего было найдено 297 камней. География нахождения этих памятников истории впечатляет: 330 километров к северу от Казани (местечко Карино в Кировской области); 160 километров на запад — территория современной Чувашии (Ядринский район, деревня Чебак); 130 км к югу от Казани — территория Тетюшского района и 115 км на восток — село Берсут Мамадышского района.

— Т.е. это та территория, где была захоронена татарская знать того времени?

— По расположения эпиграфических памятников так. Но многие памятники не сохранились. Это территория центральной части Казанского ханства. Камни ставились для увековечения памяти представителей высших сословий татарского общества: беков, мурз, султанов, карачей, саидов и многих других представителей высшей знати, военных и духовенства. Около 20 процентов камней поставлены в память шахидам, погибшим, защищая свою родину от врага.

Как правило, каждая надгробная надпись начинается с религиозного текста на арабском языке. Достаточно часто встречаются такие молитвы (дога): «Нет Бога кроме Аллаха», «Он бессмертный, а всё остальное имеет свой финал», «Всякая душа вкушает смерть, потом вы (все) к Нам вернетесь», «И не знает душа, в какой земле она умрет» и т.п. Затем идут изречения на татарском. Например, «Д?нья — ?л?кс?дер, а аны? артыннан куучы — эттер» («Мир — это падаль, а тот, кто за ним гонится — собака». Дальше — информация о том, кому поставлен этот камень. Сначала указывается имя отца, иногда дается и имя деда, после чего прописывается титул умершего (бек, мурза, саид). Потом идет год и месяц установления камня. В редких случаях указывается имя того, кем был поставлен этот камень.

Многие татарские надгробные камни были использованы в строительстве церквей. Например, в Казанском Кремле стоит Благовещенский собор. Известно, что в его стенах находится два надгробных камня. Один стоит над самым входом. На нем можно прочитать слова «Д?нья гел болай тормас, гел ?зг?решт?н торыр, ч?нки Алла?тан башка карар юк» («Мир не будет таковым всё время, он постоянно будет меняться. Ничего не случается помимо воли Аллаха»). Интересно, что это один из приблизительно ста камней, высеченных по единому стандарту. Эти камни разбросаны на территории в радиусе 120 км. Понятно, что это школа одного мастера.

— А кто занимался изготовлением надгробных плит?

— Золотых рук мастера! Это очень сложный труд. Камни доставали на берегах рек. Пролежав миллионы лет во влажном воздухе, они достаточно легко поддавались обработке, были мягкими как известь. Мастера их пилили, шлифовали, ножом вырезали буквы и оставляли сушиться под солнцем. В течении месяца камень затвердевал и окончательно приобретал ту форму, которую мы сейчас лицезреем.

— Получается, что каменных дел мастера хорошо зарабатывали?

— Цена одного камня была равна стаду овец. А в одном стаде насчитывалось 20-25 животных. Бывало, что за надгробный камень отдавали пять коров или пару хороших лошадей. Мастера жили небедно, но, повторюсь, и работа была нелегкой: средний такой камень весит чуть больше тонны. А в 1938 году Николай Калинин измерил камень, находившийся на территории Казани, вес которого составил 3,5 тонны. Ширина этого камня — 1 метр, толщина — 60 см, высота — 3,5 метра. Этот камень находился на территории Кабанского городища, высота которого не меньше 20 метров над уровнем озера Кабан. Представляете, какого было тащить такую махину в условиях средневековья? А ведь иногда мастерам приходилось доставлять готовый камень за несколько десятков километров от места изготовления.

— Меняется ли стиль надгробных камней из века в век?

— Самый древний из найденных надгробный камень датируется 1147 годом. Немало камней дошло до нас с 1290-х годов. Это период расцвета Золотой Орды. Самое интересное, что надгробные камни встречаются только в наших краях. Например, в Саратовской области был найден всего лишь один камень, несмотря на то, что там располагались центральные районы Золотой Орды. Я связываю это с булгарской традицией. В одном только городе Болгар найдено более 200 камней. Первоначальные основатели Золотоордынского государства не были мусульманами. Ислам исповедовали волжские булгары. Но парадоксально то, что до сих пор не найдено ни одного надгробного камня периода Волжской Булгарии!

— Но вы же сами говорите — «булгарская традиция»?..

— Именно! Надгробные камни встречаются, в основном, на территории бывшего Булгарского государства и его преемника Казанского ханства. Но нет камней, датируемых периодом Волжской Булгарии. Почему? Историкам еще предстоит найти ответ на этот вопрос. Что касается изменения стиля, то его отчетливо можно проследить вот на этих фотографиях.

Безусловно, у каждого мастера был свой почерк. Свой неповторимый узор. И если этот человек больше работал, больше делал камней, то, конечно, именно его камни встречаются чаще.

— Изменилась ли традиция надгробных камней после падения Казанского ханства?

— Некоторые камни XVII века очень легко спутать с камнями периода Казанского ханства, т.к. орнаменты и традиции абсолютно одинаковые. Что интересно, камней XVII и XVIII веков очень мало. А вот в XIX веке мы наблюдаем настоящий бум надгробных камней. Беков и саидов к этому времени уже не существует. Камни ставятся в память о муллах и суфиях.

— Кто сегодня занимается изучением надгробных камней?

— К сожалению, эпиграфиста, который работал бы в должности, в Институте истории нет. Существует лишь отдел археологии, в котором усердно работает десяток отважных археологов. Почему их мало и почему нет должности эпиграфиста? Чтобы дать ответ, тут уж придется из науки перейти к политике…

На территории Кремля найдено 10 камней. 9 из них — периода Казанского ханства. А вот десятый обнаружен в 1955 году Н.Ф. Калининым. Сначала все думали, что это средневековый памятник истории. А оказалось, что он был поставлен в 1920-х в память о татарском революционере, погибшем от рук белых. На сохранившейся части надгробного камня вырезан полумесяц со звездой и размещена надпись: «Л? ил??? ил?лла?» («Нет Бога кроме Аллаха»).

Из современных ученых можно назвать Марселя Ахметзянова, Джамиля Мухаметшина, Раифа Марданова, Ирека Хадиева, ну, и всё. Больше нет! Удивительно, что в 1941-42 годах, когда немцы уже почти дошли до Москвы, было составлено три фотоальбома с информацией о найденных плитах в городе Булгар. Сегодня же этой сфере нашей истории не уделяется абсолютно никакого внимания! Перечисленные мной ученые занимаются изучением камней в дополнительное время, просто потому, что их судьба не дает им покоя. К сожалению, в нашем институте истории есть только отдел археологии. Вот если бы был отдельный институт археологии, в нем, несомненно, был бы и отдел эпиграфики. А сегодня нет сотрудников, которые занимались бы изучением надгробных плит. А ведь новые камни находятся постоянно.

Я видел много татарских кладбищ. Но самым большим и богатым на исторические памятники это — татарское кладбище города Чистополя. Это удивительное место! Древнейший находящийся там камень датируется 1296 годом. Камней XIII века там около десяти. Сотни камней XIX века. Их никто не читает и никто не изучает. Татар, родившихся в тех краях и ставших настоящими светилами в татарском мире, намного больше тех, кто родом из Старо-татарской слободы. Близ Чистополя было очень сильное национальное движение. Но опять-таки — никто не изучает его историю.

На днях ездил в Куркачи. В 150 метрах от трассы «Казань-Пермь» расположено кладбище беков. Население близлежащего села к нему абсолютно равнодушно. Эти камни в ужасном состоянии. Земля около надмогильных камней изрыта — по всей видимости, искали сокровища. Некоторые камни лежат плашмя. Большая часть территории кладбища спахана, и там часто встречаются осколки бывших надгробных камней…

Роберт БОЛГАРСКИЙ

 

СПРАВКА:

Изучением татарских надгробных камней еще в XIX веке занимались Шигабутдин Марджани, Гайнутдин Ахмеров, Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Ризаэддин Фахреддин.

В 1877 году было создан историко-этнографическое общество по изучение древностей. В сохранении исторических памятников большой вклад внесли члены этого общества: русские историки И.А. Износков, С.М. Шпилевский, К.И. Невоструев, Н.А. Толмачев и др.

В 1930-40-х годах за изучение эпиграфических памятников берутся советские ученые Н.Ф. Калинин, Гали Рахим, который позже был репрессирован.

Огромный вклад в изучение истории татарских надгробных камней внесли Харун Юсупов, Ахмет Булатов, Н.И. Воробьёв, Х.Г. Гимади, Ш.Ф. Мухаммедьяров, Ф.С. Хакимзянов.

 

Источник: http://etatar.ru/20/41467

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня