«Предатели» и «враги». О разрушении крымскотатарского национального движения

Post navigation

«Предатели» и «враги». О разрушении крымскотатарского национального движения

На днях в Крыму состоялось событие, почти не замеченное печатью, но которое будут использовать, чтобы поставить под вопрос легитимность Меджлиса и Курултая как представительных органов крымскотатарского народа. 

В прошлые выходные в Судаке прошло собрание представителей ряда оппозиционных Меджлису общественных и общественно-политических организаций, которое его инициаторы, Милли Фирка, назвали «Общенациональным собранием крымских татар». И это лишь одно звено в длинной цепи политических и религиозных проблем, которые переживает когда-то единое и мощное крымскотатарское движение.

По сообщению пресс-службы Милли Фирка, в мероприятии приняли участие свыше 300 делегатов. Правда, из-за отсутствия журналистов на «собрании», не известно, кто и как делегировал этих представителей и какие у них были полномочия.

Тем не менее, участники собрания, как информирует пресс-служба Милли Фирка, в итоговых документах признали деятельность Меджлиса «губительной относительно крымских татар», а его лидеров объявили «предателями народа». Они также призвали делегатов нынешнего Курултая созвать внеочередную сессию и распустить этот общенациональный съезд и созданные им структуры.

Следует сказать, что в отличие от «Общенационального собрания крымских татар», Курултай избирался по известной и прозрачной, хотя и сложной схеме. Его делегаты представляют все регионы полуострова и места компактного расселения крымских татар в Украине. Часть из них также избиралась от общественно-политических организаций по пропорциональной системе. Как попали на «общенациональное собрание» упомянутые 300 делегатов — не известно.

Вместе с тем, известно, что Милли Фирка, как организованная оппозиционная лидерам Меджлиса структура, активно проявилась лишь несколько лет назад. Ее создали активисты маргинального «Национального движения крымских татар», к тому времени совсем исчезнувшего с политической карты полуострова, и группа бывших членов Меджлиса и Курултая, которые по разным причинам не попали в состав представительных органов крымских татар и потеряли поддержку их лидеров.

Новообразованная структура взяла себе название легендарной среди крымских татар Народной партии Милли Фирка, которая после падения в Российской Империи монархии, провозгласила на полуострове независимую Крымскую народную республику. Те лидеры Милли Фирка, которые пережили красный террор начала 1918 года, погибли в начале сталинских чисток 1934 года.

Вопреки этому историческому опыту, руководители новой Милли Фирка с начала своего создания заняли пророссийскую публичную позицию в оценках украинской внешней и внутренней политики. Впрочем, это обстоятельство не воспрепятствовало им стать партнерами Блока Юлии Тимошенко. И хотя они публично отбрасывают такую политическую заангажированность, но «партийная» газета «Полуостров», редактированная лидером Милли Фирка Васви Абдураимовым, держит свою редакцию в помещении крымского штаба БЮТ. Именно это издание пестрит стандартными материалами анонимных авторов в поддержку «решительного украинского премьера» и критикой ее «слабых политических оппонентов».

Цветочки — хизбы и ягодки — такфиры

Если деятельность Милли Фирка и других радикальных оппонентов Меджлиса преимущественно происходит в виртуальной медиа-сфере, лишь изредка спускаясь на землю, как это было на днях в Судаке, то активность «нетрадиционных» исламских движений среди крымских татар беспокоят уже не только Меджлис и Духовное управление мусульман Крыма, но и правоохранителей.

Международную Исламскую партию освобождения (Хизб-ут Тахрир) руководитель крымской милиции Геннадий Москаль требует запретить не столько за радикальные или экстремистские действия, о которых, собственно, неизвестно, а за пропагандирование идеи создания всемирного исламского государства Халифата, где бы Шариат составлял основу законодательства. Генерал милиции считает это посягательством на территориальную целостность Украины. Но, на его призывы к Службе безопасности Украины принять меры, сейчас, публичного ответа от спецслужбы не было.

Украинские эксперты отмечают, что до сих пор крымские хизбы декларировали лишь ненасильственные действия и ограничивались просвещением среди мусульманской общины. Такая деятельность вызвала сопротивление и критику со стороны Меджлиса и Духовного управления мусульман Крыма. Последнее предъявляло обвинение Хизб-ут Тахрир в распространении религиозной ереси и политизации Ислама. Лидеры же Меджлиса называют деятельность хизбов «раскольнической» и обращают внимание на то, что те отбрасывают необходимость защиты крымскими татарами своего языка, культуры, этнической идентичности вообще.

Если сперва крымская печать писала о Хизб-ут Тахрир как о религиозных радикалах и, совсем не имея на это оснований, как об экстремистах, то теперь на эту роль нашлась новая религиозная группа – Ат-Такфир валь-хиджра. По сообщению пресс-службы крымского главка милиции, идеология этого радикального течения позволяет объявить любого человека, который не разделяет ее взглядов, «неверным» (кяфиром) и уничтожить. И члены этой религиозной группы, по данным правоохранителей, все чаще прибегают к осуществлению тяжких преступлений на религиозной почве.

Отдел связей с общественностью Главного управления МВД Украины в Крыму сообщил о покушении такфиров на граждан Арсена Д. и Ленура А., которые были приверженцами салафистского течения в Исламе. А также — об убийстве семьи Агарковых, организатором которого оказался гражданин Ирака А. — активный член группы Ат- Такфир валь-хиджра.

А 6 октября крымская милиция заявила о задержании в Симферопольском районе трех «вооруженных радикальных исламистов» — одного этнического русского и двух крымских татар. По данным правоохранителей, они сблизились с Ат- Такфир валь- хиджра, отказались от посещения мечети, сожгли паспорта, после чего начали готовиться к вооруженному «джихаду». Они приобрели два охотничьих ружья, из которых изготовили обрезы, и два пистолета системы «наган». В крымских горах выстроили бункер, вербовали граждан для привлечения к радикальной экстремистской деятельности, осуществляли кражи на территории Симферопольского района, чтобы получить деньги для «финансового обеспечения преступной деятельности», сообщил Отдел связей с общественностью Главного управления МВД Украины в Крыму.

По данным генерала Геннадия Москаля, такфиров в Крыму не больше 70-80 лиц, тогда как под влиянием хизбов находится уже близко 30 тысяч крымских татар. В Духовном управлении мусульман Крыма называют эту цифру преувеличенной, но признают, что 2-3 десятка религиозных общин находятся под контролем Хизб-ут Тахрир (из почти 400 официально зарегистрированных), в том числе — самая большая на Южном побережье Крыма мечеть Юкары Джами в Алуште. Там же в Алуште хизбы издают массовую газету «Возрождение», тираж которой иногда достигает 50-100 тысяч — фантастические для периодической крымской (а тем более — для крымскотатарской) прессы цифры.

Должно ли государство вмешиваться в крымскотатарские проблемы?

Какие-то догматические трения между верующими мусульманами временами перерастают в физические столкновенья, как это произошло в сентябре нынешнего года в одном из сел Кировского района или в декабре прошлого года в Симферополе. Причем, один против одного руки распускали односельчане или ветераны национального движения, которые знают друг друга десятки лет. Все это беспокоит лидеров Меджлиса, которые, видимо, все же утрачивают контроль над ситуацией.

Один из лидеров Меджлиса Рефат Чубаров сказал местным журналистам, что так называемое «Общенациональное собрание крымских татар» полностью провалилось, потому что собрали вдвое меньше участников, чем было заявлено организаторами. Он также убежден, что политические заявления о необходимости запрета Хизб-ут Тахрир, которые периодически звучат из уст украинских и крымских политиков и чиновников, не решат проблемы. Рефат Чубаров считает, что без консолидации крымскотатарского общества не сохранить языковую, культурную и религиозную идентичность крымских татар.

Вместе с тем, часть крымских экспертов убежденные, что Киев тоже должно было бы обеспокоить положение крымскотатарского сообщества, поскольку именно крымскотатарское национальное движение играло важную стабилизирующую роль в кризисные времена разгула пророссийского сепаратизма 1990-х лет.

Аналитик и журналист Николай Семена считает, что роль государства должны быть деликатной, но последовательной. Он припоминает, как украинские спецслужбы сообщили, что российский дипломат из одесского генконсульства занимался созданием пророссийской антимеджлисовской организации среди крымских татар. Но потом Министерство иностранных дел Украины отозвало свое решение о выдворении этого дипломата из страны. Судя по нынешней деятельности Милли Фирка, задача не только было выполнена, но и перевыполняется.

Владимир ПРИТУЛА, Симферополь — Киев — Прага 

По материалам: http://www.radiosvoboda.org

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня