Андеграунд украинской экономики

Post navigation

Андеграунд украинской экономики

В экономике, с точки зрения охвата ее статистикой, можно выделить официальную и теневую части. И если в большинстве ведущих стран мира социальная жизнь строится вокруг официальной экономики, то для населения Украины жизненной необходимостью является ее теневой сектор.

В целом, выделяются две составляющие теневой экономики. Первая — это формально законный «уход в тень» на основе использования различных лазеек и неточностей в правовых актах. Наибольшей популярностью в Украине пользуется так называемая «оптимизация налогов», когда предприниматели, открыто не нарушая законов, искусственно увеличивают расходы, прикрываются благотворительной деятельностью, обналичивают средства в специальных конвертационных центрах, используют услуги «фирм-однодневок». Обычно для объяснения этой ситуации применяют правило «чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики». Но на самом деле в Украине уровень налогообложения намного меньше, чем в таких социально-ориентированных экономиках Запада, как Швеция, Дания, Норвегия или Франция. И дело тут совсем не в том, что там хотят платить налоги, а у нас это считают зазорным. Желание платить налоги само по себе анормально. Различие в том, что в развитых странах понимают: уплата налогов является необходимостью, поскольку они формируют доходную часть бюджета, из которой оплачиваются социальные программы. Поведение же украинских предпринимателей обусловлено, в первую очередь, историческим фактором, ведь на постсоветском пространстве неумение воровать у государства воспринимается как отсталость в развитии. Между прочим, около 73% предприятий, в которых ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, являются государственными. Однако в нынешних условиях все большее значение принимает другая причина — громоздкая система налогов и их непрозрачность. В Украине, по данным Всемирного банка, полученных в рамках проекта Doing Business, компании среднего размера приходится платить 99 различных платежей и налогов, причем по простоте их уплаты ниже нас в рейтинге находится только Беларусь. К примеру, в Великобритании таких налогов всего 8, в США — 10, Франции — 11, Турции и Италии — 15, Германии — 16. Более того, по данным того же Всемирного банка, в соседней России предприниматели обязаны вносить лишь 22 платежа.

Вторая составляющая теневой экономики — криминальный сектор. Торговля наркотиками, принуждение к проституции, труд нелегальных мигрантов, незаконная торговля оружием, коррупция — вот далеко не весь спектр видов деятельности, включаемых в него. Украина занимает первое место в Юго-Восточной Европе по количеству жертв торговли людьми, второе место в мире по уровню алкогольной и никотиновой зависимости, входит в двадцатку стран мира с наибольшим объемом пиратской и контрафактной продукции. Ситуация удручающая, но вряд ли было бы честным обвинять в росте этой сферы теневой экономики только государство. Скорее здесь проявляются проблемы «больного» общества, в котором стремительно падает уровень морали, истощается духовность, деформируются понятия чести и достоинства и обесценивается справедливость.

По мнению экспертов, в Украине теневой оборот есть во всех отраслях, но больше всего его в торговле, строительстве, недвижимости, игорном бизнесе, общественном питании и промышленности. Попытки измерить масштабы теневой экономики предпринимаются Министерством экономики Украины. Оценивая ситуацию на конец 2008 года, оно определило уровень тенизации в размере 30% ВВП, то есть порядка 300 млрд. грн. Но в реальности, по мнению многих экспертов, этот показатель в 1,5-2 раза выше, и в кризисных условиях можно ожидать его значительного увеличения. Так, ограничение доступа к кредитам, повышение процентных ставок и ужесточение банковских требований уже привело к росту теневого рынка финансовых средств. В то время как в большинстве стран снижают налоги для поощрения предпринимательства в условиях кризиса, в Украине налоги повышают: возрос транспортный сбор, импортная пошлина, акциз. В период, когда экономия на всем становится вопросом выживания, нетрудно догадаться к чему приведет такой рост налогового давления. Кроме того, как это ни прискорбно звучит, но законодательное повышение минимумов заработной платы, пенсий и пособий тоже сыграло немаловажную роль в стимулировании «ухода в тень» и возврата к зарплатам «в конвертах».

Понятно, что такие угрожающие объемы «андеграунда» украинской экономики не могут не заботить руководство нашей страны. Ведь это то гнездо, которое можно при необходимости разворотить с целью увеличения поступлений в бюджет. Для этого применяются стандартные административные методы, в основном борьба с коррупцией и усиление контроля со стороны государственных служб. Например, в ходе проверок ГлавКРУ за 10 месяцев 2008 года было выявлено финансовых нарушений в сумме 38,2 млрд. грн. и привлечено к административной ответственности за нарушения финансово-бюджетного законодательства около 24 тыс. человек. В течение 2008 г. благодаря действиям Гостаможслужбы было возбуждено 328 криминальных дел общей суммой свыше 5,5 млрд. грн. (кстати, нетрудно посчитать, что в среднем стоимость контрабанды составляла 16,8 млн. грн. — и откуда в «нищей» стране у людей такие деньги?).

Тем не менее, таких мер явно недостаточно. В то время как в развитых странах уже давно сделали выбор в пользу косвенных методов регулирования экономики, мы продолжаем использовать «дедовские» прямые. Формирование более простой и прозрачной налоговой системы (заметим, это не означает более низкий уровень налогообложения) в сочетании с повышением уровня ответственности за уклонение от уплаты привело бы к намного более высоким результатам, чем усиление контроля. Стимулирование внутреннего инвестирования и развитие национальной инфраструктуры обусловили бы более значительный и долгосрочный эффект в отношении проблемы перетекания украинских капиталов в оффшоры, чем простая отмена конвенций о предотвращении двойного налогообложения с этими странами (в настоящее время более 95% украинских прямых иностранных инвестиций направляются в такие страны как Кипр, Панама и Британские Виргинские острова).

При всем негативном отношении, которое вызывает понятие «теневой сектор», невозможно не признать, что на данном этапе развития от него есть некоторая польза. Значительная часть населения еще не опустилась за черту бедности только благодаря умению выживать, скрывая часть своей трудовой деятельности и доходов. В тенизации даже наблюдается определенная логика: если высшее руководство позволяет себе незаконно присваивать доходы государства, то и «низы» имеют право на часть таких доходов. Однако не нужно быть философом или фантастом, чтобы представить себе, к чему такое отношение может привести в конечном счете. Первоначальный этап гниения с головы уже давным-давно пройден, и теперь этим страдает вся рыба. Поэтому крайне важно консолидироваться и начать реформирование на всех уровнях общественной жизни. Ведь время и силы еще есть.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

«Полуостров» №8 (312) 27 февраля — 5 марта 2009 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня