Армянский «геноцид» глазами американского ученого

Post navigation

Армянский «геноцид» глазами американского ученого

«В течение долгих десятилетий история конфликта между турками и армянами писалась только с точки зрения армянских авторов. Последние указывают на смертные случаи армян, однако полностью игнорируют смертные случаи турок», — пишет в книге «Анатолия 1915: Турки также гибли» американский ученый Джастин Маккарти, долгие годы исследовавший документы периода начала 20-го века связанные с событиями в Османской империи.

«Относительно событий в Турции 1915 года в газетах пишется так, как если бы эти события, имели место сегодня…К сожалению, гласность не всегда подразумевает точное отражение исторического прошлого. То, что нам хотят представить, как истину фактически является лишь односторонним подходом к сложнейшей исторической ситуации, начавшейся еще за 100 лет до начала первой мировой войны, — отмечает Маккарти.

«В конце 18-го века Россия предприняла завоевание всех соседних народов. На их пути к продвижению в южном направлении стояли тюркские народы и другие мусульмане. Одна за другой их земли были аннексированы русскими. Мусульманские народы, проживавшие в Крыму и на Кавказе, были вынуждены эмигрировать. Те, кто сопротивлялся, особенно на Кавказе, были вырезаны. Царь желал иметь лояльное население на новозахваченных территориях. Поэтому русские и другие славянские народы были расселены в странах, не так давно принадлежавших тюркам и другим мусульманам.

Заселить все новозахваченные территории славянами было невозможно. Русским было трудно заселить своими единородцами даже земли Северного Кавказа. Поэтому в отношении территорий, находящихся к югу от Кавказского хребта, пришлось применить иную политику. Русские очистили юг Кавказа (Закавказье) от влияния двух мусульманских держав — Персии и Османской Империи. У них были все основания бояться мятежа со стороны тюркских народов, проживавших в областях, граничащих с Османской Империей. Чтобы предотвратить угрозу мятежа со стороны аборигенных тюркских народов, русские должны были заселить эти земли христианскими народами, которые были бы надежными союзниками. Армяне, проживавшие по всему Кавказу, в Анатолии и Персии, должны были использоваться больше, чем славяне (русские), используемые как христианская этническая группа, способная заменить выдворенных и вырезанных тюрок и мусульман.

Русские предоставили армянам множество выгодных условий. Те, кто примкнул к России, могли надеяться на лучшие экономические условия как часть европейской империи. Подобно другим Ближневосточным народам, первичная идентификация армян происходила по религиозному критерию. Они были убеждены в превосходстве и окончательном триумфе их христианской веры, и возможность примыкать с еще большей христианской державой, да еще на таких условиях, была соблазнительна. Возможно, позже были бы даже шансы на обретение независимости.

Сотрудничество армян с русскими началось с того момента, когда армянские вооруженные формирования помогали оккупантской армии Петра I и действовали в качестве шпионов против своих мусульманских правителей. Армяне впоследствии становились российскими солдатами и даже генералами, которые продолжали российские завоевания.

Ярчайшим из примеров русско-армянского сотрудничества является взятие области Ираван (сегодня Ереван, столица Армении). До вторжения русских войск большинство населения было мусульманским. После победы русских над Турцией и Персией в 1827-29 гг., 30 процентов мусульман Иравана либо умерли, либо вынуждены были эмигрировать. На их место вселили великое множество армян из Османской Империи и Анатолии. Еще больше армян поселились в Ираване в последующие годы, создавая то, что сегодня является Арменией.

С каждой войной между русскими и османами, еще больше мусульман было убито, еще больше было вынуждено оставить родной очаг, и еще больше армян прибывало на земли, откуда изгонялись тюрки. К 1922 году больше чем полтора миллиона мусульман эмигрировали из завоеванных русскими стран.

Конец XIX столетия ознаменовался увеличением числа армянских революционных движений на территории Османской Империи. Они стремились создать независимую Армению в Восточной Анатолии, то есть, на территориях, где мусульманское население преобладало втрое. Русские оказывали им поддержку всякий раз, когда чувствовали, что смогут использовать революционеров.

После неудачных кровавых восстаний в 1895 и 1909 гг. шанс революционеров появился в 1914 г., когда Россия вступила в очередную войну с Османской Империей. Армянские восстания вспыхнули по всей Турецкой Империи, и из тайников стали доставать российское оружие, и даже униформы. Десятки тысяч армян были сформированы в партизанские отряды. Крупнейший город юго-восточной Анатолии — Ван был захвачен армянскими мятежниками в апреле 1915, и большинство мусульман в городе и прилежащих деревнях были жестоко вырезаны. Город удерживали до тех пор, пока он не был сдан вторгающейся русской армии. Всюду по восточной Анатолии, армянские банды напали на мусульманских сельчан повсеместно. В свою очередь турки, и особенно курды начали нападения на армянские деревни. Это и было началом кровавой войны.

В течение пяти лет, армяне и российская армия боролись против турецких крестьян и армии Османской Империи. Большинству крестьян, несомненно, борьба была не нужна, но им приходилось в силу обстоятельств принимать в ней участие. Голод и эпидемии убили намного больше людей, чем пуля, штык или нож.

Из-за начала восстания, правительство Османский Империи поняло, что доверять армянскому населению невозможно. Издались приказы высылать всех армян из наиболее опасных областей. Османы, борющиеся с российским вторжением и безуспешно старавшиеся защитить мусульманские деревни от армянских бандитов, экономили на солдатах, и соответственно не имели возможности обеспечить должную защиту для колонн армянских беженцев, двигавшихся в Сирию. Большинство этих колонн были атакованы, и много армян подверглись нападениям, грабежу и убийствам со стороны курдов или вышедших из подчинения руководства чиновников. При этом по сравнению с армянскими беженцами вдвое больше мусульман вынуждены были покинуть родной очаг из-за нападений российских солдатами и армянских партизан.

Когда революция в России свела на нет власть императора в Анатолии, молодая армянская республика попыталась удержать территорию, завоеванную для них русскими. Их разгромили турки, и по мере отступления армяне вырезали всех турок-крестьян, которые попадали в их руки. От таких городов как Эрзинджан оставались руины, с телами мирных турок, валявшихся всюду на улицах. Армяне, которые были не в состоянии бежать вместе с отступающей армией, были также убиты своими же сородичами.

В Ираване (ныне Ереван) и других областях Закавказья при контроле армянского руководства все деревни с тюркским населением были разрушены, а жители либо были вынуждены бежать, либо погибали от рук армян. Две трети мусульманского населения города Ираван, проживавшие в городе до 1914 исчезли в конце войны. По этой причине аналогичная участь постигла армян в Азербайджане.

Наконец, почти 600000 из анатолийских армян погибли. Свыше 2,5 миллионов анатолийских мусульман также погибли, причем более трети из их числа настигла смерть в Восточной Анатолии. Смертность среди этнических групп на Кавказе была равно пропорциональной.

Сегодня идет поиск доказательства того, что правительство Османской Империи действительно измышляло геноцид армянского населения. Что найдено до сих пор? То, что «появилось», невозможно представлять в качестве доказательства; это фальшивки вроде нескольких телеграмм, написанные неумело подделанным почерком армянской рукой и не введенные ни в какие телеграфные отчеты; записи судебных слушаний, на которых так и не было приведено никаких свидетельств и на которых обвиняемые не обладали правом самозащиты. Свидетельства, которые опровергают все армянские заявления и указывают на то, что Османское руководство не отдавало приказа уничтожать армянский элемент, игнорируются (!!!) так же, как игнорировались сообщения об истреблении турок армянами. Но все же обвинения не прекращаются, и исследователи армянского вопроса пока что движимы националистическими чувствами.

Я считаю, намного объективнее и продуктивнее было бы применять подход к конфликту как к изучению страданий армян и турок. Сегодня националистическим чувствам будь то со стороны армян или турок, нет места в изучении проблемы. Мы должны исследовать судьбу миллионов, кто погиб по причине того, что России не терпелось захватить как можно больше земель и рассматривать последствия революционных движений, которые вели к какому-то «идеалу» через трупы людей из их собственного народа и многих других. Мы должны извлечь урок из того, что происходит, когда правительство не оказывается достаточно сильным, чтобы защитить своих сограждан. Важнейшие вопросы — вопросы человеческие, а не национальные.

Каждый год 24 апреля армяне собираются, чтобы помянуть своих покойных. Как правило, кто-то горюет о потерянном семействе или утраченных очагах предков. Однако необходимо помнить, что горюют о погибших не только армяне».

Ниже приводим газетные вырезки из американских и европейских газет периода Первой Мировой войны, по которым можно составить картину кровавой резни турецкого и азербайджанского мирного населения, устроенной армянскими бандформированиями в Турции и на Южном Кавказе.

Ризван ГУСЕЙНОВ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня