Бекир Чобан-заде в составе КрымЦИКа

Post navigation

Бекир Чобан-заде в составе КрымЦИКа

В мае общественность отметит 120-летний юбилей выдающегося поэта, классика крымскотатарской литературы, ученого-тюрколога, общественного деятеля Бекира Чобан-заде.

 

В мае 2013 года крымская общественность отметит 120-летний юбилей выдающегося поэта, классика крымскотатарской литературы, ученого-тюрколога, общественного деятеля Бекира Чобан-задеИнтерес ученых и исследователей различных стран к творчеству, научной деятельности и жизненному пути Б. Чобан-заде с каждым годом возрастает. Проведение международных конференций, круглых столов, творческих вечеров, концертов, публикация монографий, статей способствуют всестороннему изучению и популяризации его обширного научного и поэтического наследия.

Предлагаемый вниманию читателей материал освещает краткий (с ноября 1921 по октябрь 1922 года) период деятельности Б. Чобан-заде, избранного на I Всекрымском съезде Советов (7 — 10 ноября 1921 г.) членом Центрального Исполнительного Комитета Крымской АССР (КрымЦИК), а впоследствии — с 26 января 1922 года — членом президиума КрымЦИКа.

Съезд положит конец периоду «военного коммунизма» (ноябрь 1920 — ноябрь 1921 г.) на полуострове — периоду жестокого террора, чрезвычайного положения, безмерных поборов (продразверстка) и реквизиций с населения. Повсеместная разруха, нищета, безработица, политика «военного коммунизма» приведут к катастрофе 1921-1923 годов — крымскому голодомору — гибели мученической смертью 100 — 110 тысяч жертв, из них — 76 тысяч крымских татар.

Ко времени избрания в КрымЦИК 28-летний Бекир Чобан-заде являлся одним из признанных лидеров Милли Фирка, преподавателем на факультете востоковедения Таврического университета, членом президиума Симферопольского городского совета, членом коллегии Крымнаробраза, членом Крымского комитета помощи голодающим Поволжья. Он совместно с единомышленниками, национал-демократами (А. Озенбашлы, Х. Чапчакчи и др.) вошел в КрымЦИК с группой национал-коммунистов (В. Ибраимов, И. Фирдевс, О. Дерен-Айырлы и др.), прилагал всю свою кипучую молодую энергию, знания для решения тяжелейших социально-экономических проблем, развития образования, облегчения трагической участи народа.

На первой сессии КрымЦИКа (состоявшего из 50 членов и 15 кандидатов) был утвержден президиум из пяти человек, председателем президиума избран Ю. Гавен. 11 ноября 1921 года секретарем Президиума КрымЦИКа избран Вели Ибраимов.

Уже 15 ноября на заседании президиума КрымЦИКа заслушан вопрос о помощи голодающим Крыма и принято постановление о создании Комиссии (Гавен, Елагин, Бененсон) «для выяснения продовольственного положения Крыма и степени нужды», поручено изучить и подготовить доклад по этому вопросу.

19 ноября президиум КрымЦИКа, заслушав доклады Комиссии по выяснению размера голода в Крыму и Комитета помощи голодающим Поволжья, постановил выяснить численность голодающих в районах и городах, наделить крестьян участками, провести неделю помощи голодающим, половину средств выделить Крыму, другую — в помощь Поволжью. На этом же заседании рассматривался вопрос о возможности Крыма принять несколько тысяч детей-сирот из Поволжья.

Однако подлинное отношение власти к проблеме голода в Крыму четко выявилось 24 ноября 1921 года, когда на заседании президиума КрымЦИКа первоочередным был заслушан доклад Елагина о масштабах голода на полуострове, было предложено и одобрено создание Постоянной комиссии помощи голодающим (Помгол) и ее структура. Против этого решения выступил Председатель КрымЦИКа Ю. Гавен и настоял на иной формулировке — ходатайствовать перед Москвой о включении Крыма в число голодающих районов. (Как известно, Москва включит Крым в число голодающих регионов лишь в середине февраля 1922 года, а с ноября 1921 по февраль 1922 года погибнут десятки тысяч людей).

На этом же заседании президиума КрымЦИКа были утверждены коллегии Наркоматов КрАССР, Б. Чобан-заде избран членом коллегии Наркомпроса; утвержден состав комиссии по татаризации советских учреждений Крыма (И. Фирдевс, Ю. Гавен, М. Поляков, В. Ибраимов, С. Меметов); принято решение о создании специальной комиссии по образованию во всех округах Крыма культурно-просветительских учреждений и др.

Именно на ниве просвещения Бекир Чобан-заде проявит себя как вдохновитель культурно-просветительской и педагогической работы вплоть до отъезда из Крыма в 1924 году. Наряду с активной педагогической деятельностью в Таврическом университете, Тотайкойском педтехникуме, татарском женском педагогическом училище в Симферополе (Акмесджиде), Б. Чобан-заде возглавит татуправление в Наркомпросе Крымской АССР, всемерно будет стремиться к сохранению, развитию крымскотатарского языка, школьной сети, подготовке педагогических кадров, учебников, открытию библиотек, молодежных клубов и т. д.

А в конце 1921 — 1922 года в тяжелейший период жуткой нищеты, разрухи, голодомора, когда гибли тысячи детей школьного возраста, педагоги, Б. Чобан-заде через структуры Наркомпроса всеми мерами стремится оказать содействие школам, детям, учителям (выделение пайков, одежды, обуви, наделение школ земельными наделами), открытию и функционированию детдомов для детей-сирот.

Самоотверженная, целеустремленная деятельность отмечена властями, и 26 января 1922 года Б. Чобан-заде введен в состав президиума КрымЦИКа и Комитета по татаризации советского аппарата, деятельность которого заключалась в переводе всех законодательных актов и правительственных сообщений, в написании и изготовлении на двух государственных языках (татарском и русском) вывесок, плакатов, лозунгов, штампов, печатей, бланков и т. д.

Таким образом, войдя в состав президиума КрымЦИКа, Б. Чобан-заде участвует в принятии важнейших решений. Так, в феврале 1922 года президиум КрымЦИКа принимает, в частности, постановления: о посылке в Турцию делегации и оказании помощи голодающим крымским татарам; передаче конфискованных контрабандных товаров ЦК помощи голодающим (ЦК Помгол); передаче вакуфных земель татарским сельским советам на нужды школ; организации курсов по изучению крымскотатарского языка для политработников не татар, организации культурно-просветительских крымскотатарских учреждений и проч.

В марте 1922 года власти под предлогом отсутствия средств для закупки продовольствия за рубежом приступают к изъятию церковных ценностей и в созданную комиссию включают, неясно, по каким соображениям, Б. Чобан-заде. Он же оказывает содействие крымскотатарскому сельскохозяйственному товариществу в получении государственного кредита для закупки продовольствия голодающим соотечественникам.

В апреле президиум КрымЦИКа принимает постановление, разрешающее сотрудникам соваппарата-крымским татарам разговаривать по телефону на родном языке (ранее опасались передачи секретной информации), через дипломатическую миссию в Константинополе татуправление при Наркомпросе, возглавляемое Б. Чобан-заде, приобретает необходимую литературу, создаются и оснащаются «детские очаги».

В мае президиум КрымЦИКа принимает постановление об использовании медицинского персонала и зданий Центрального управления крымских курортов (ЦУКК): «…Передать в ведение местных исполкомов дач… на предмет открытия детдомов…», выделении финансовых средств «на татаризацию Соваппарата… на издание спецлитературы, переводов…»

22 июня 1922 года постановлением президиума КрымЦИКа Б. Чобан-заде и А. Рефатов вводятся в состав президиума Центральной комиссии помощи голодающим Крыма (ЦК Помгол), в связи с распространением эпидемии сыпного тифа в деревнях Крыма, необходимостью мобилизации медперсонала больниц, недостаточностью медикаментов, изоляторов для больных, предотвращением закрытия «татсанатория в Ялте».

В августе 1922 года президиум КрымЦИКа санкционирует «развертывание детского питания среди голодающих Крыма Организацией АРА (Американская администрация помощи. — И. А.), ежемесячно выделять ЦК Помгола Крыма 10 млрд. руб. и т. д., привлекает на полуостров продовольствие, поставляемое миссиями Нансена и правительством Голландии.

Осенью 1922 года при КрымЦИКе создается Центральная комиссия по ликвидации последствий голода (ЦК Последгол). Бекир Чобан-заде и А. Рефатов постановлением президиума КрымЦИКа были введены в состав президиума ЦК Последгол. Впереди была тяжелая зима 1922 — 1923 годов, унесшая тысячи человеческих жизней.

 

Ибраим АБДУЛЛАЕВ
Газета «Голос Крыма»
№ 19 (1009) от 10.05.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня