Беседа с Волканом Оздемиром - аспирантом Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, Москва
— Волкан, вы — молодой учёный, занимающийся исследованием энергетического сотрудничества России и Турции. Почему вы избрали такую тему и в чём её актуальность для обеих стран?
— Главные направления двусторонних отношений между Россией и Турцией были в разные годы различными. После распада Советского Союза сначала осваивались социальные вопросы, затем приоритетным стал туризм — эти отрасли долгое время были основными, а сейчас на первом месте — сотрудничество в энергетической сфере. Это и понятно, поскольку энергетические проблемы становятся всё более острыми и распространенными во всём мире.
Конечно, стоит отметить, что неожиданно и стремительно развивающиеся отношения в сфере энергетики (а это нефть, газ и, наконец, ядерные ресурсы) между нашими странами ускорили непрерывный процесс сотрудничества, который шёл ранее по иным направлениям. Получив в Турции опыт работы в этом секторе, я решил углубленно изучить вопрос, чтобы, находясь уже в России и понимая специфику российской стороны, понять наши общие перспективы на практике, а не только на академическом уровне.
— Вы сейчас живёте в Москве. Каковы впечатления о городе и его жителях — в сравнении с вашим опытом в Турции?
— Я могу сказать, что все страны и даже все города в мире уникальны — в них есть свои лица. Понятно, что жизнь и люди в Москве отличаются от жизни и людей, например, в Анкаре или Стамбуле. Однако также есть и много сходства. Как и Стамбул, Москва — мегаполис, здесь жизнь такая быстрая, динамичная и, скажем даже, агрессивная. Могу подчеркнуть, что главное отличие в том, что люди в Турции — более общительные, альтруистические и живые.
— В последние годы в Москве и вообще в России появилась турецкая диаспора, и она растёт. Кто эти люди, насколько им комфортно работать и жить здесь? С какими трудностями они сталкиваются?
— Турки в Москве уже проявили себя с точки зрения экономической активности. Мы успешны в России благодаря нашему духу предпринимательства и менталитету в бизнесе. Тем не менее, я вижу, что здесь отсутствует политическая диаспора — турки не могут пока сформировать влиятельную диаспору со своей политической повесткой дня. Но при этом оговорюсь: я никогда не слышал, чтобы народы, создавшие великие империи (например, англичане, немцы, русские, французы), имели за рубежами своих государств влиятельные политические диаспоры. Может быть, великим нациям они и не нужны, и турецкая диаспора здесь не исключение. И вряд ли стоит ожидать создания такой же диаспоры, как, скажем, у армян.
— Что бы вы желали ещё узнать о России, где побывать, с какими сторонами жизни познакомиться?
— Думаю, для того, чтобы «почувствовать» Россию, следует посетить другие города, а не только Москву или Петербург. В России такое разнообразное население! Я хотел бы поехать в Сибирь, побывать в сельских районах, познакомиться с разными людьми — это стало бы новым большим опытом для меня.
Беседовал: Джаннат Сергей Маркус
Источник: http://islam.ru/content/economica/2071