Вернуться в отнятый Крым

Post navigation

Вернуться в отнятый Крым

В Узбекистане еще немало наших соотечественников живут мечтою о родной земле. Утратившие в детстве родину, подорвавшие непосильным трудом здоровье на чужбине, они по сей день видят в своих снах Крым.

 

В Узбекистане еще немало наших соотечественников живут мечтою о родной землеК сожалению, по ряду независящих от них причин, многие из них так и уходят из этой жизни с несбывшейся мечтой о возвращении.

 

В своей книге известный исследователь, доктор исторических наук Валерий Возгрин собрал воспоминания людей, переживших депортацию из Крыма 18 мая 1944 года.

 

Прошло почти 70 лет с того страшного утра. О тех днях я до сих пор вспоминаю с болью и горечью. В то роковое утро каратели выгоняли стариков, женщин, детей из дома. Я не осознавала весь ужас происходящего.

В 4 часа утра к нам ворвались два вооруженных солдата с криком: «Выходите быстрее из дома!». На вопрос мамы: «Куда нам выходить?» один из них ответил: «Вас выселяют, возьмите все необходимое, повезут очень далеко». Мама взяла документы, фотографии и еще что-то, я — свою тряпичную куклу.

На улице стояли машины. Люди испуганно жались друг к другу. Никто ничего не понимал. Нас в грузовиках повезли на железнодорожную станцию в Симферополь. Солдаты прикладами винтовок загоняли в вонючие, грязные вагоны, в которых перевозили скот. Не помню, сколько мы ехали, в вагоне не было ни воды, ни туалета. Дети плакали, просили пить и есть.

 

Моя бабушка на одной из станций пошла за водой, поезд тронулся. Она бежала, не могла заскочить в вагон, и обе ее ноги перерезали колеса. Ее туловище втащили в вагон, она истекала кровью, медпомощи не было. Когда поезд остановился, бедную бабушку унесли на носилках. Больше я ее не видела. За что ей такие мучения?! Я и сейчас не могу выразить свою боль словами.

 

Восемь ее сыновей в то время защищали Родину. Один из них мой папа — офицер! В вагоне люди умирали от голода, было очень душно. По ходу поезда умерших выбрасывали на железнодорожную насыпь.

Привезли нас в Андижанскую область и на двухколесных арбах развезли по колхозам, разместили в бараках. Рано утром погнали на хлопковые поля на прополку. Обращались с нами очень жестоко. До нашего приезда местных жителей предупредили, что приедут страшные люди — предатели и чтобы детей своих не выпускали. Нас встречали враждебно, на улицах было пусто. Началась эпидемия дизентерии и малярии, каждый день умирало много людей.

 

Жители наблюдали за нами с опаской, но вскоре поняли, что приехавшие — измученные, истощенные люди и стали нас подкармливать. Помню, как нам давали сушеную дыню. Может, это спасло нас. Наш многострадальный народ выжил благодаря своему труду, упорству, а также гостеприимству узбекского народа, протянувшего руку помощи в трудную минуту. Каждый месяц мы ходили в спецкомендатуру отмечаться. Неявка каралась строго — тюрьма на 10 — 15 лет.

Когда я вспоминаю весь этот кошмар, на глаза наворачиваются слезы.

Сейчас я живу в г. Намангане (Узбекистан). Мне 76 лет, но всего того ужаса я не могу забыть. Бедная моя мама до конца своих дней мечтала вернуться на Родину. Но, увы!

Очень хочется вернуться на свою любимую Родину, изгнана из Крыма ребенком, а теперь бабушка.

Мы, дети войны, три года были под бомбежкой, видели все ужасы оккупации и депортации своими детскими глазами. Кто нам вернет наше отнятое детство?!»

 

Ление Асанова,
г. Наманган, Узбекистан

Газета «Голос Крыма»
№ 31 (1021) от 02.08.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня