Все преграды сметала любовь к Родине

Post navigation

Все преграды сметала любовь к Родине

В последнюю пятницу на канале АТR прошла очередная передача «Гравитация». В эфире прозвучало, что якобы ЦК КПСС, Крымский обком партии не знали, что делать, когда началось массовое возвращение крымских татар на родину. Это далеко от истины. Они знали и предпринимали изощренные действия, чтобы не пустить крымскотатарский народ в Крым!

 

Любовь к Родине сметала все преградыЯ был членом Ферганской областной комиссии, созданной якобы для решения вопроса после известного Заявления ТАСС. В состав комиссии назначались люди из числа известных в области крымских татар.

 

Данные объединения фактически не имели никаких полномочий и прав. Делалось это для того, чтобы столкнуть между собой крымских татар. Крымские татары обращались в партийные советские органы, а их направляли в эту указанную комиссию.

 

И народ шел с проблемами в комиссию, которая ничего не решала. Естественно, между соотечественниками возникали конфликты.

 

Я считаю, что для нашей истории важен каждый факт борьбы за возвращение на Родину. Так вот, хочу рассказать, чем занимались руководители страны, областей, Крыма, чтобы не пустить коренной народ в Крым. Это нужно знать молодому поколению, а то во время передачи один из выступавших на площади Ленина призывал все забыть, думать о том, как жить, заявил, что все мы здесь крымчане и.т.п.

 

В Узбекистане после известного «хлопкового дела» в 1982 — 1989 гг., которое вели следователи Генеральной прокуратуры СССР Гдлян и Иванов, были арестованы многие руководители. ЦК Компартии Узбекистана обратился в ЦК КПСС с просьбой прислать на руководящие должности кадры из Москвы и других регионов в Узбекистан для наведения порядка. Таким образом, в Ферганском обкоме партии заведующим отделом организационной партийной работы стал В.И. Балала из Краснодарского края, а заведующим отделом административных органов — В.Власов.

 

Так вот, в арсенале их действий были оголтелая антитатарская пропаганда в СМИ, как можно больше лить грязи и активно дискредитировать активистов крымскотатарского движения. Запретили продажу авиабилетов в Крым, повсеместно организовывались собрания в коллективах предприятий, учебных заведениях, где осуждалось стремление народа вернуться на Родину, тем самым настраивали местное население против крымских татар.

 

Из ЦК КПСС шли прямые указания: делать все, чтобы не пускать народ на полуостров. Активизировались органы внутренних дел и КГБ. Создавалось впечатление, что у них нет других забот. На центральном стадионе в Фергане отрабатывались приемы избиения граждан крымскотатарской национальности, собравшихся на митинг. Я, как руководитель областного спорткомитета, получал указания организовывать всевозможные соревнования на площадях, чтобы там крымские татары не могли собраться на митинг.

 

Дело довели до абсурда. Так, в октябре 1987 года собрались проводить 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В обкоме партии проводили многочисленные совещания по вопросу подготовки и проведения главного праздника СССР. И здесь без конца внушали людям, что крымские татары собираются сорвать праздник, что они готовят провокации.

 

В результате весь город был перекрыт тракторами, автобусами, грузовым автотранспортом. Все улицы, ведущие к площади Ленина, наводнены милицейскими кордонами. Все въезды и выезды Ферганы были закрыты. К примеру, из Маргилана невозможно было проехать в областной центр. Я отвечал за спортивную колонну, которая должна была открывать демонстрацию. Так вот, спортивную колонну мне удалось с большим трудом провести на исходную позицию. С огромным трудом добирались до места построения участники демонстрации с предприятий, из учебных заведений.

 

Граждан, желающих посмотреть демонстрацию, вообще не подпустили к площади Ленина. А ведь многие горожане вышли на праздник с детьми. В результате демонстрация прошла по пустой площади, где с центральной трибуны махали руками идущим секретарь обкома партии и несколько руководителей.

 

Отдельно хочу сказать о действиях милиции и КГБ. Они расценивали данную ситуацию как возможность выслужиться, доложить руководству, что действия крымских татар пресекаются милицией.

 

Как-то один из офицеров милиции в моем присутствии хвастался тем, как он «мужественно» с сослуживцами дубинками избивал митингующих крымских татар в Ташкенте, за что получил повышение по службе.

 

Я ниже остановлюсь на действиях милиции и КГБ, когда в 1989 году в Фергане, Коканде и других населенных пунктах произошли трагические события.

 

Накануне этих событий уже были факты избиения турок-месхетинцев, в открытую завозились в областной центр булыжники, топоры, острорежущие предметы, а работники КГБ продолжали обрабатывать людей из числа крымских татар подписывать разные подготовленные ими послания, порочащие активистов крымскотатарского национального движения. Не стоял в стороне и Крымский обком партии.

 

Так, из Крымского облисполкома поступило письмо в Ферганский облисполком с просьбой не выписывать из Ферганской области крымских татар. Потом, видимо, очень «заботясь» о здоровье желающих возвратиться в Крым, сообщили, что в Крыму свирепствует эпидемия и поэтому нельзя в настоящее время туда выезжать.

 

В прокуратуру вызывали граждан из числа крымских татар, выезжавших в Москву или просто участвовавших на собраниях по данному вопросу, им выдавали письменные предупреждения, грозили всевозможными карами.

 

Состоялось заседание бюро обкома партии, где рассматривался вопрос участия в митингах на Красной площади в Москве крымских татар из Ферганы.

 

Как члену обкома партии, мне удавалось узнавать о действиях партийных руководителей, читать украдкой нужные документы. Однажды я сказал Балале (он курировал комиссию): «Неужели наш народ так плох, что ЦК КПСС тратит столько сил на противодействие естественному желанию людей жить на Родине? Почему по отношению к крымским татарам грубо нарушается Конституция СССР?» Он предложил уволить меня с работы. Отстояли меня секретари обкома партии, узбеки.

 

А потом начались кровавые Ферганские события лета 1989 года. Местные милиция и КГБ разбежались. Толпы обезумевших людей жгли, убивали, творили страшные преступления. Толпа ворвалась в обком партии. Балала, Власов и другие партийные руководители попрятались кто куда. Так продолжалось несколько дней.

 

В Москве медлили, не принимали никаких мер. Здесь есть огромная вина Горбачева. Только через несколько дней прибывшими из центра внутренними войсками в течение двух-трех дней был восстановлен порядок.

 

После этих трагических событий все пришлые «специалисты по крымскотатарскому вопросу» спешно покинули Узбекистан.

 

Крымские татары, преодолевая огромные трудности, избиваемые милицейскими дубинками, останавливая бульдозеры, сами возвращались на Родину.

 

Так что события 25-летней давности — это одна из ярких страниц истории борьбы за возрождение крымскотатарского народа.

 

Энвер АБЛЯКИМОВ

Газета «Голос Крыма»,

№ 35 (973) от 31.08.2012 г.


Похожие материалы

Ретроспектива дня