В городе мастеров Чусте…

Post navigation

В городе мастеров Чусте…

В махалле «Камарсада» города Чуста Наманганской области трудно найти женщину, не владеющих искусством изготовления тюбетеек, которые давно стали брендом этого древнего города. Чтобы изготовить это чудо, надо сделать множество стежков и других невидимых несведущему глазу операций, механизации никакой — на конвейер это дело поставить нельзя, и поэтому каждая тюбетейка — штучное произведение искусства.

 

Чустские тюбетейки давно стали брендом этого древнего городаЭтот процесс занимает много времени, и мастерицы успевают за работой поделиться сокровенным друг с другом: обсудить домашние и другие проблемы, помыть и поскоблить языками косточки мужьям, притом, на нескольких языках. Испокон веков в мире и согласии здесь живут таджики и узбеки, есть и представители других национальностей. Русским языком владеют многие — положение обязывает, туристы бывают часто, и, переступая порог мастерской известной в районе мастерицы Мухаббатхон Хайдаровой, мы слышим дружное «Здравствуйте!».

 

Мухаббатхон-опа является еще и советником председателя СГМ Камарсада по религиозно-просветительской и духовно-нравственной работе, щедро делится секретами с молодыми тюбетеечницами. Две ее дочери Мадина, Мохира, невестки Дурдона и Зебо уже стали опытными ремесленницами и работают самостоятельно. Правда, с внуками — заминка, все они — мальчики и пока народными ремеслами не интересуются. Однако последовательниц у нее хватает, Нина Ахмедова, Алия Матбоева и др. также входят в число знатных мастериц древнего Чуста.

 

Их изделия пользуются большим спросом на рынках Чуста, Намангана и Андижана. Правда, андижанские мастера шьют тюбетейки по другому фасону и головной убор более высокий, резко ссужается в нижней части. Однако рисунок в виде стручкового перца одинаковый у всех.

 

Мастерицы неоднократно принимали участие в выставке «Кули гулдир узбек айелни» в Ташкенте, конкурсах «Ташаббус» и других мероприятиях, всюду их изделия производят фурор.

 

— С обретением независимости развитие национальных ремесел словно обрело второе дыхание и вышло на новую ступень, — говорит Мухаббатхон-опа. — В этой весьма перспективной отрасли кроется большой потенциал для развития занятости и выполнения Антикризисной программы, а также для развития туризма. Ведь каждый иностранный турист считает своим долгом купить какой-нибудь сувенир: чустский нож и декоративную саблю, которые также стали символом древнего Чуста, сюзане, статуэтку в национальном стиле, посуду, расшитый золотом чапан или ту же самую тюбетейку. Эти вещи будут храниться долго как визитная карточка Узбекистана, еще десятки лет турист и его дети будут вспоминать нашу страну добрым словом.

 

Многие женщины и девушки увлекаются этим промыслом, прославляют страну и вносят весомый вклад в семейный бюджет. Это и есть признак стабильности и благосостояния, ведь безделье до добра не доводит. Изделия, сделанные искусными руками Гулбахор Мирзарахимовой, Гулжахон Абдуллаевой, Зулфинисо Тожибаевой и др. всегда пользуются большим спросом у покупателей как яркое совершенство форм и пропорций, Их покупают по случаю на какое-нибудь торжество: свадьба, «суннат-той» и пр., и они хранятся в качестве парадного головного убора.

 

А вот для народного ремесленника Рахимжона Убайдуллаева тюбетейка — рабочий головной убор, он очень много времени проводит в работе. В его мастерской очень жарко. В печи полыхает тысячеградусное марево: пламя очищает металл. Обломки старых автомобильных рессор, клапанов, подшипников и прочий металлический хлам словно озарился багрянцем. Они вот-вот расплавятся и станут заготовками, чтобы возродиться в новом качестве. Здесь за века ничего не изменилось: горн, наковальня, молот, зубила, сверла, резцы, точильные камни…

 

— История нашего ремесла уходит в глубь веков, так ножи делали мой дед и отец, — говорит мастер, внимательно следя за процессом плавки металла. — Сейчас нам снова придется ковать железо пока оно горячо, потом займемся отделкой и доводкой. Вот так рождаются звенящие узбекские ножи…

 

Чустский ножМастер Рахимжон Убайдуллаев наладил экспорт ножей и декоративных сабель и мечей в Россию, постоянно участвует в конкурсах «Ташаббус». Мастерам по силам изготовить любой клинок. Это могут быть обычные узбекские ножи, которые пользуются большим спросом у туристов, уникальная сувенирная сабля из высококачественной стали с инкрустацией из драгоценных камней в ножнах из змеиной кожи на подставке — настоящий шедевр, и даже японский меч-катана для мастеров восточных единоборств. Под стать ему и его сын Азимжон Убайдуллаев.

 

— Хотя число членов районной ассоциации ремесленников «Хунарманд» колеблется около ста, изготовлением тюбетеек и национальных ножей занимаются очень многие, — говорит председатель ассоциации Акмал Каримов. — Среди мастеров по изготовлению ножей можно отметить династию Убайдуллаевых, которые занимаются этим делом уже много лет, мастеров Собиржона Мамажанова, Улугбека Носирова и другие.

 

Указ Президента от 31.03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке дальнейшего развития народных ремесел и прикладного искусства» стал мощным импульсом для развития народных ремесел, им предоставлен ряд таможенных и налоговых льгот.

 

С того времени минуло уже шестнадцать лет, и наши ремесленники прославляют Узбекистан на различных международных фестивалях и форумах, создали одну из составляющих туризма — производство сувениров, которые так любят гости нашего города. Мы же стараемся оказать им всестороннюю помощь, содействуем в получении кредитов, сбыте продукции, рекламе и пр. Словом, делаем все, чтобы приумножить славу нашего города мастеров.

 

Игорь РЕШЕТНИКОВ

 

Источник: http://www.centrasia.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня