Жертвам репрессий поставят памятники

Post navigation

Жертвам репрессий поставят памятники

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что попытка установки памятников Сталину и Дзержинскому будет противоречить утвержденной на днях правительством концепции госполитики по увековечиванию жертв политрепрессий. Члены СПЧ сообщили, что в документ пока не вошли предлагавшиеся правозащитниками жесткие оценки сталинизма и государственного террора.

 

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Михаил ФедотовУ членов СПЧ на пресс-конференции по разъяснению этого документа вчера поинтересовались: сможет ли новая концепция положить конец и нынешним политическим репрессиям? «Это сможет сделать только общество», — заявил Федотов.

 

А вот попыткам установки памятников Сталину и Дзержинскому он дал однозначную оценку: «Это будет противоречить новой концепции госполитики».

 

Федотов заметил в разговоре с «НГ», что считает правильным переименование Войковского района Москвы, названного в честь участвовавшего в расстреле царской семьи террориста-революционера Петра Войкова.

 

Член СПЧ Сергей Кривенко подчеркнул, что позиция совета — запретить увековечивание памяти лиц, несущих прямую ответственность за репрессии. Он напомнил, что только в 1937-1938 годах, в период так называемого Большого террора, устроенного государством, только по официальным данным, были расстреляны 800 тыс. человек. «Места захоронений рассыпаны по всей стране, на слуху лишь несколько, многие не найдены до сих пор», — подчеркнул он.

 

Принятый накануне документ возложит на власти ответственность по установке на местах захоронений мемориалов, пояснил Федотов. В ближайшее время также будут внесены поправки в законы о некоммерческих организациях и о реабилитации жертв гостеррора. А осенью на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова в Москве, как ожидается, произойдет закладка памятника всем жертвам политических репрессий.

 

Однако в целом, как сказал Кривенко «НГ», документ был принят в более сглаженном виде, чем предлагали правозащитники: «В новой концепции госполитики нет правового осуждения сталинизма и признания гостеррора как преступления. Дана оценка скорее результатам этого, словно некой эпидемии, а не целенаправленного механизма уничтожения целых слоев населения». В СПЧ, кстати, посчитали символичным, что концепцию приняли в тот момент, когда страна переживает ностальгию по СССР, в СМИ говорят только о победах того времени, а в регионах пытаются восстановить памятники Сталину.

 

В документе упор делается на создании мемориальных комплексов и памятников жертв советского периода, а именно: послереволюционных гонений, коллективизации и массовых репрессий 30-50-х. Среди задач значится «осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну и массовые политические репрессии». Об осуждении палачей и тех, кто отдавал им приказы, не говорится ни слова.

 

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков заявил «НГ», что двойственное отношение к сталинизму объясняется неоднородностью самой власти: «Есть разное отношение и понимание сути нашего очень трагического прошлого. Правительство посчитало, что концепция такая необходима, но когда дело доходит до реализации — иногда получается с точностью наоборот». С точки зрения Хомякова, именно поэтому «важно, чтобы эта концепция обсуждалась с правозащитниками, которые очень много делают для выяснения правды о нашем прошлом».

 

Эксперт считает, что те люди во власти, которые выступают за облегченный вариант данной концепции, играют на ту часть общества, которая считает, что, мол, «не так все было плохо, а это следствие нашей госпропаганды, где Сталин подается как эффективный менеджер». «Есть раздвоение по отношению к сталинской власти, репрессиям, оно как раз и усматривается в этом положении об увековечивании памяти жертв репрессий», — считает Хомяков.

 

Алексей Горбачев

 

http://www.ng.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня