Зачем русские в Крым едут…

Post navigation

Зачем русские в Крым едут…

Многие русские едут в Крым по старой памяти за вкусом советского детства, — пишет Екатерина Забродина в Российской газете.

 

Эксперты туриндустрии отмечают новый тренд: в этом году россияне потянулись на отдых в Крым. Чтобы проверить, так ли это, корреспонденты «РГ» отправились на популярные крымские курорты южного побережья.

Сало в багажнике

Многие русские едут в Крым по старой памяти за вкусом советского детства— В Крым летите? Везет! Я тоже через неделю в Ялту собираюсь, жду не дождусь, — вздыхает сотрудница авиакомпании, оформляя регистрацию на рейс Москва — Симферополь. — Сижу без загранпаспорта, как сапожник без сапог, зато с Крымом никаких проблем.

Хотя перелет не дешевый (купить билеты в районе 8 тысяч рублей в один конец считается большой удачей), «аэробус» забит под завязку. Бюджетным выходит путешествие на поезде, но оно съедает два дня.

— На пятерых нам дорога туда и обратно обошлась в 73 тысячи, и это еще со скидкой для троих детей. Бронировали сильно заранее, — рассказывает попутчица в самолете. — К родственникам едем на неделю, никогда в Крыму не были. Вот, решили посмотреть, как там.

В этом году, по данным нашей погранслужбы в аэропорту и на переправе в Керчи, россиян больше на 18 процентов.

Запах моря обдает прямо с порога симферопольского аэропорта. Хотя никакого моря тут, конечно, нет. В крымской столице туристы обычно не задерживаются и сразу разъезжаются кто куда. Каждый второй — на южный берег. Именно там находятся самые «ходовые» и раскрученные курорты: Ялта, Алушта, Алупка, Гурзуф, Мисхор, Симеиз, Форос. Добраться можно на такси — за «трансфер» приготовьтесь выложить 500-600 гривен (чтобы посчитать в рублях, умножаем на четыре).

 

Но особый изыск — не спеша прокатиться от Симферополя до Алушты или самой Ялты всего за 9 или 12 гривен на знаменитом крымском троллейбусе мимо сосен, кипарисов и виноградников. Это местная «фишка», о которой многие и не подозревают.

На Ангарском перевале смотрите внимательнее: справа промелькнет симпатичный памятник — троллейбус-ветеран марки «Шкода» семидесятых годов, который перевез 20 миллионов пассажиров. По пути можно поболтать с попутчиками из местных, которые вам запросто все про Крым расскажут, так что и путеводитель не понадобится.

Корреспонденты РГ в Симферополе все же задержались: заглянули в министерство курортов и туризма автономной республики, чтобы узнать, как тут принимают россиян.

— Конечно, мы очень заинтересованы в притоке ваших соотечественников, — рассказывает заместитель министра Николай Маринов. — Среди отдыхающих россияне — на втором месте после самих украинцев. Это примерно четверть всех, кто приезжает в Крым. В этом году, по данным нашей погранслужбы в аэропорту и на переправе в Керчи, россиян больше на 18 процентов. А в Донецкой и Харьковской областях, где россияне пересекают границу на поезде или автомобиле, говорят минимум о 20-процентном росте.

Кстати, совет от украинских друзей: если вы решили рвануть в Крым на машине, обязательно купите на границе местную симку и заранее узнайте телефон «горячей линии» ДАИ. Туда всегда можно позвонить за консультацией. Дороги, и правда, пестрят российскими номерами. Питер, Москва, Тверская, Смоленская, Белгородская, Астраханская, Ростовская области, Татарстан — кажется, пол-России сорвалось к берегам Тавриды. А вот украинцев и белорусов поубавилось — это в один голос подмечают все, кто обслуживает туристов.

— В прошлом году на пляжах было не протолкнуться, — рассказывает таксист Андрей. — Прямо как в советских фильмах: люди приезжали и до вечера мыкались с чемоданами в поисках жилья. Этим летом почему-то не так. С Украины едут меньше, чем обычно. И экономят на всем. Даже привозят свое сало в багажнике. Чего вы смеетесь? Если бы не русские, то туристический сезон в этом году не выгорел бы.

О том, как и на чем экономят предприимчивые братья-славяне, ходит много веселых баек. Говорят, сотрудники одной ялтинской гостиницы зафиксировали небывалый расход электроэнергии. Оказалось, что постояльцы приладились закатывать в номере банки с компотом: их потом загружали в фургоны и увозили куда-то на продажу.

Крым со вкусом детства

Сколько наши люди оставляют денег в Крыму, местные власти точно сказать не берутся.

— В год к нам приезжает более полутора миллионов россиян. В среднем они проводят в Крыму четырнадцать дней. Украинец, как правило, отдыхает десять дней. Среднестатистический турист из России тратит здесь около 1250 долларов. За сезон набегает под два миллиарда, — производит нехитрые расчеты Николай Маринов.

Правда, сетуют крымские чиновники, львиная доля поступлений в частный сектор проходит мимо казны. Ладно еще бабушкины хибарки, а то понастроят коттеджи в шесть этажей и заселят их «родственниками» на все лето — поди что-нибудь докажи. Власти пытаются легализовать мини-отели на 10-30 «койкомест». Но выходить из тени и платить туристический налог в размере одного процента от стоимости сдаваемых номеров крымские «хотельеры» пока не готовы.

Впрочем, какая уж там тень: под жарким южным солнцем они целыми днями караулят туристов с табличками «жилье». Под вечер от бесконечных объявлений рябит в глазах. На трассах обычно стоят «маклеры», готовые отвезти вас прямо в номер мечты у самого синего моря «вот как на этой картинке».

 

Со сдачи комнат и всевозможных гостевых домиков кормятся почти все местные, а на заработки сюда массово приезжают жители других регионов Украины. «На летний сезон требуется повар чебуреков со своим оборудованием» — подобные объявления «радуют глаз» на каждом шагу.

Россияне обычно выбирают номера или комнаты в пределах полутора — трех с половиной тысяч рублей. Самые продвинутые домовладельцы давно освоились в Интернете, там можно подобрать вполне уютные варианты для неприхотливого отдыха — «главное, чтобы с горячей водой, кондиционером и не очень далеко до моря».

 

Проехав по побережью от Алушты до Фороса, корреспонденты «РГ» убедились: найти жилье здесь можно на любой вкус и кошелек — от уголка в поселковом «скворечнике» за 160 гривен в день до «императорских апартаментов» в одном из самых дорогих «премьер-отелей» Ялты по цене 14 с половиной тысяч гривен в разгар сезона. На пляж, закрепленный за гостиницей на пятачке городского побережья, посторонних не пускают.

— Сюда нельзя, уходите! И фотографировать тоже запрещено! — боевая тетушка на входе грудью заслоняет заповедную зону. — Вы, что, не понимаете? Люди здесь оздоравливаются. Артисты известные приезжают. Какие? Я на эти темы не распространяюсь.

Со сдачи комнат и всевозможных гостевых домиков кормятся почти все местные, а на заработки сюда массово приезжают жители других регионов Украины.

Местные жители советуют: хотите проникнуться атмосферой настоящей, нетуристической Ялты, приезжайте осенью или даже зимой, когда цветут розы и пахнет можжевельником. Сами крымчане летом предпочитают места потише. Они уезжают подальше от сумасшедшей суеты куда-нибудь с палатками на дикие берега западного Крыма, привлекающие разве что хиппующих экстремалов.

На южном побережье пляжи небольшие и галечные. На платных народу все-таки поменьше, чем на общественных, а плата символическая — 10 гривен в день (максимум попадаются за 50). Как проверила на своем нелегком опыте корреспондент «РГ», главное — успеть занять лежаки с утра пораньше.

— Лежишь себе в тени крупноблочных сводов санатория, хрустишь горячей кукурузой и запиваешь местным лимонадом со вкусом детства, что еще надо?! Солнце и песок, благословенная совдепия, — умиротворенно передает «с места событий» знакомая, отдыхающая в Форосе.

Что и говорить, многие русские действительно едут в Крым по старой памяти, за «вкусом детства», от которого остались одни воспоминания.

Укатать россиян

— У меня все занято, свободных мест нет, — довольно сообщает Рустем, хозяин гостинично-ресторанного комплекса на набережной Алушты. Это второй по величине курорт на южном побережье, он считается некоторой альтернативой «гламурной» Ялте. Набережную отстроили с помощью российского инвестора, даже дизайнера из Англии выписали.

 

Здесь всегда оживленно: на мангалах дымится шашлык, из кафешек доносится подходящая классика про «шашлычок под коньячок вкусно очень», колоритные афрокрымчанки с энтузиазмом плетут афрокосички маленьким модницам. Рустем держит бизнес уже двадцать лет, его все в округе знают. Он из крымских татар, но гордо называет себя «тавром» и «южнобережным аборигеном Крыма».

— Половина моих клиентов — россияне, — рассказывает он. — Не сомневайтесь, вам тут обязательно понравится. Всех на катерах укатаем. И вообще укатаем. Главное, что к русским всегда можно подход найти: с кем ласково, а кому и крепкое словцо ввернешь, но всегда без обид. Мы все вместе, Россия — она же наша!

Вечером, когда центр города превращается в бурлящий муравейник, на белой «Ниве» по Алуште разъезжает мэр Станислав Колот. Контролирует обстановку в режиме ручного управления.

— У нас тут многое развивалось по принципу: Ванька поставил ларек, и я прилеплюсь. Долепились до того, что теперь переизбыток всего на свете, — признает градоначальник, продираясь сквозь сувенирные ряды с китайскими поделками. — Я называю это «острая точечная недостаточность».

Он увлеченно показывает московским гостям здешние достопримечательности: вот самый большой в Европе аквариум с экзотическими рыбами, аж два дельфинария в десяти минутах ходьбы друг от друга. А недавно на территории городского парка открыли огромный музей под открытым небом «Крым в миниатюре». Местные дизайнеры соорудили макеты чуть ли не всех архитектурных сокровищ Крыма: Воронцовский дворец, Ласточкино гнездо, Генуэзская крепость — всего восемьдесят с лишним экспонатов. Вечером они красиво подсвечены — в восторге и дети, и родители.

— По-прежнему приезжает много россиян подлечиться в наших санаториях. Уровень квалификации врачей очень высокий, — уверяет Станислав Колот. — Многие соотечественники, эмигрировавшие на Запад, узнают о наших оздоровительных курортах «по сарафанному радио», через знакомых. Едут даже из Америки, Англии.

Искусство улыбаться

Чтобы о крымских здравницах узнавали не только по «сарафанному радио», в министерстве туризма полны решимости продвигать бренды на просторах Интернета.

— Мы разрабатываем новую систему, когда «лечебные туры» можно будет бронировать онлайн, подбирать индивидуальную программу со всеми показаниями и противопоказаниями для пациентов, — делится планами замминистра Николай Маринов.

 

— Крымский туристический продукт очень сложная штука. К сожалению, нас пытаются сравнивать с Турцией, Египтом, Болгарией, но это неправильно. Мы никогда не были сильны в организации отдыха категории «все включено», и теперь поздно догонять этот поезд. Да, кое-где в Крыму сервис может быть еще специфический. В силу менталитета мы не всегда улыбаемся, но зато можем на ноги поставить.

Научить крымчан улыбаться пытаются евросоюзовцы. На одном из кабинетов в здании министерства красуется вывеска проекта ЕС по «диверсификации туристического сектора Крыма». Под это дело выделили 5 миллионов евро. С местным персоналом проводят тренинги, внедряют стандарты мирового уровня. Здесь надеются, что рано или поздно туристы из Западной Европы тоже подтянутся в Крым.

 

Впрочем, обнаружить их в здешних местах пока задача не из легких. Корреспондент РГ чудом выловила двух одиноких немцев у берегов Фороса во время вечернего заплыва. Неожиданному появлению у буйков корреспондента РГ со словами «Гутен таг!» заброшенные в чужой край немцы ужасно обрадовались:

— Знаете, тут ведь и по-английски никто не говорит, это так удивительно! Иностранцам очень тяжело из-за языкового барьера. Мы вот с другом решили посмотреть, что такое Украина, а заодно в море искупаться. Были вчера в Бахчисарае, там невероятно красиво, просто потрясающе!

Здесь был Пушкин

В Бахчисарае действительно красиво, как и везде в Крыму.

— Крымом надо уметь пользоваться. Здесь у каждого местечка свой колорит, свой микроклимат, свое лицо. Кому-то больше нравится восточное побережье с его тихими живописными поселками, кто-то стоит с палатками в степи, а другие гоняют на велосипедах от Бахчисарая до Ялты. На каждого найдется свой Крым, надо только его открыть, — уверен киевский предприниматель Дмитрий, который исколесил полуостров вдоль и поперек.

Можно сто раз побывать в Крыму, но ни разу не встретить рассвет у церкви Воскресения Христова на форосской горке, не пройтись заповедной Голицинской тропой, не спуститься по «канатке» с Ай-Петри, не увидеть Млечный путь через телескоп знаменитой крымской обсерватории, не поздороваться с пушкинским кипарисом, который помнит гостившего тут поэта, не заглянуть в гости к Чехову в Ялте, не поклониться могиле Волошина, не возложить цветы к памятникам павшим в Севастополе, — да мало ли что еще!

Одни видят голую скалу, а другие — фантастические очертания «Замка искусств», несбывшейся мечты Федора Ивановича Шаляпина, который хотел устроить прямо на камнях что-то вроде вольной академии для творческой молодежи. Панораму со скалой, которая открывается с летней веранды гурзуфской кафешки, пришли писать Евгения и Роман. Они художники из Красноярска, специально прилетели работать над этюдами для «крымской серии». Внимательные, улыбчивые, совсем чеховские.

— Мы добирались с пересадкой в Киеве. Для нас это очень дорого, но мы не могли не приехать, — рассказывает Евгения. — Я знаю, что многие московские художники тоже любят эти края. Посмотрите, какие блики потрясающие. Это ведь места Коровина, Айвазовского.

Евгения смеется: в Ялте хозяйка все удивлялась, чего это странные туристы не идут купаться и почему водку не пьют.

— А уж когда мы попросили молоток и гвозди, посмотрела как на сумасшедших. А для нас это как губная помада в женской сумочке… В Коктебель мы уже, наверное, не успеем, жалко.

В Гурзуфе смеркается. В центре поселка бронзовый Коровин пишет портрет бронзового Шаляпина. Дети гроздьями висят на богатырских фигурах, весело обхватив их за шеи. Крым такой, каким вы его видите, и это чистая правда.

Более полутора миллионов россиян посетили Крым в прошлом году.

Источник: http://korrespondent.net

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня