Как украинцам строить будущее?

Post navigation

Как украинцам строить будущее?

Итак, после недавних заявлений ведущих политиков Франции, Германии и экспертов США даже нашим самым оптимистичным политическим прожектерам, которые были “глубоко уверены”, что мы будем в НАТО или хотя бы с ПДЧ в ближайшие несколько лет, теперь стало ясно: в НАТО нам дорога перекрыта. 

Вспомним заявления некоторых наших ведущих политиков о том, что Бухарест — это победа Украины. Теперь, перечитывая победные заявления нашего Президента и МИДа вплоть до декабрьского саммита НАТО, испытываешь чувство неловкости за своих высокопоставленных соотечественников.

Кем же перекрыт нам путь на Запад? Ответ для многих ясен: Россией, Германией и Францией. Но если принять эту установку за единственную истинную точку зрения, то мы никогда не приблизимся к Западу. Потому что дорогу на Запад главным образом мы перекрыли себе сами. Если бы Украина действительно была готова к вступлению в НАТО, то ни Россия, ни Германия, ни Франция помешать ей вступить в Североатлантический альянс не смогли бы, потому что НАТО — это не только Германия или Франция.

В чем же проявляется наша неготовность? Во-первых, в отсутствии достаточной поддержки большей части населения, о чем в наших СМИ уже говорено-переговорено. На это обычно возражают, что в некоторых других странах в момент вступления в НАТО поддержка со стороны населения была тоже невелика. Да, это так. Но в этих странах речь шла о сложившихся нациях, которые не имели противоположных точек зрения и по другим важным вопросам: языковой проблеме, направленности экономического сотрудничества, культурному и историческому наследию. Различное отношение к НАТО не являлось в этих странах проблемой, способной спровоцировать конфликтную ситуацию или даже раскол нации. У нас эта проблема тоже не была бы архиважной, если бы не ее связь и с другими вышеназваными очень важными проблемами. Практически проблема НАТО — это для нас проблема выбора вектора дальнейшего развития, и эта проблема не решена. Мы сами не знаем, какой вектор изберет наше будущее правительство и наш будущий президент. Кто хорошо знает ситуацию в Крыму или на востоке Украины, согласится, что устроить там кризисную ситуацию по поводу НАТО для антиукраинских сил не составит большого труда. Многие еще не забыли, как беспомощно выглядела наша центральная власть, когда антиукраинские силы в Крыму под руководством российских консультантов устроили дикую охоту на военных западного Альянса перед так и не состоявшимися по этой причине военными учениями. Подобное невозможно ни в одной другой стране, претендующей на вступление в НАТО.

Кроме этого, ни одна из стран Восточной Европы, вступавших или вступающих в НАТО, не находилась и не находится под таким мощным информационным влиянием другой страны, считающей НАТО соперничающим блоком, как Украина под российским влиянием.

И наконец, никакая другая восточноевропейская страна не находилась в таком глубоком и длительном политическом кризисе, как Украина. В своих анализах для внутреннего употребления мы честно заявляем, что пока не представляем себе отчетливо, как этот кризис разрешится. На Западе тоже этого не представляют.

И что очень тревожно — наши западные партнеры пока не находят у нас реальных политиков, от которых можно ожидать успешного выведения Украины из кризиса. Мы тоже их пока что не находим. Должно быть понятно, что нынешняя когорта наших ведущих политиков из-за своих совершенно непрофессиональных действий потеряла доверие большинства своих европейских коллег (несмотря на дипломатические улыбки и вежливо-обтекаемые фразы западных политиков и дипломатов). Более того — некоторые наши ведущие политики все больше превращаются в объект насмешек не только у нас и в России, но и на запад от украинских границ. Скажите пожалуйста, о чем свидетельствует устранение министра иностранных дел сразу же после того как он делает предупреждение вышедшему за пределы своих дипломатических полномочий послу России?

Это свидетельствует о полном изменении политического курса Украины Верховной Радой и правительством. Так это и понимается за рубежом. Если же наши политики, принимая такое решение, имели на уме что-то совсем другое, то значит нами управляют те, кого в свое время известный русский мыслитель Иван Ильин назвал “государственными младенцами и политическими недоумками”.

Следующее. Ни у одной восточноевропейской страны, вступавшей в НАТО, не было такой негативной репутации, которую Украина имеет сейчас. Авторитет, которым мы обладали после оранжевой революции, уничтожен практически полностью — благодаря лидерам этой самой революции после их прихода к власти. И они, эти политики, продолжают ухудшать наш имидж и далее. Если же учесть, что им в этом активно помогают парламентские партии КПУ и ПР, а также наши российские “братья”, то перспектив на исправление этого самого имиджа крайне мало.

Печально, что и большинство простых западноевропейцев связывает со словом “Украина” прежде всего негативные образы: это острые политические и экономические проблемы, коррупция, воровство российского газа, нищета значительной части населения, баснословные богатства олигархов и прочее… Мы не отгорожены от Европы железным занавесом, и нас знают в Европе неплохо. Обмануть нам никого не удастся. Во многих западноевропейских странах поддержка Украины их политиками может восприниматься населением как неразумная и очень рискованная политическая игра и будет грозить потерей многих голосов на выборах.

В восточноевропейских странах при различном отношении к вступлению в НАТО простого населения существовал консенсус по этому вопросу среди политической и экономической элиты. У нас подобного консенсуса нет, и его достижение в ближайшее время не предвидится. Ни западноевропейские, ни новые американские власти не станут поддерживать по вопросу присоединения к НАТО и к Евросоюзу украинских политиков, которые уже через год и даже ранее могут оказаться не у дел, после чего вектор ориентации страны может быть развернут на 180 градусов. Те западные политики, которые еще надеются на продолжение своей политической карьеры, не захотят посадить себя в лужу подобным образом.

У нас иногда ссылаются на страны Балтии, вступившие в НАТО при различном отношении населения к этому блоку. Но в этих странах было практически стопроцентное единство среди коренного населения, а у нас и этнические украинцы по некоторым вопросам, в том числе и по вопросу отношения к НАТО, разделены на две части.

Да и следует признать честно: всякий, кто побывал в любом прибалтийском селе или городе, понимает — это Европа. О большинстве же наших сел и провинциальных городов утверждать подобное — значит смешить европейцев и обманывать себя. Да и размеры проблем для НАТО после вступления маленьких прибалтийских и других стран и огромной разбалансированной Украины несопоставимы.

Вот эти факторы и являются главным барьером на пути Украины в НАТО и Европейский Союз. Над их устранением нужно усердно работать в первую очередь. Следует укреплять страну экономически и политически. Пора более решительно действовать нашим наиболее мудрым представителям крупного и среднего капитала — и в первую очередь им следовало бы вкладывать средства в модернизацию экономики и модернизацию политической жизни. То, что мы имеем сейчас, — это уже не демократия. Это преддверие авторитарного режима или дальнейшего ослабления и развала страны. Нашему бизнесу не следует подкармливать политических авантюристов и бездарей — это деньги, выброшенные на ветер, так как они, эти политики, провоцируют нестабильность, губительную для серьезного предпринимательства.

Конечно же, существуют и другие барьеры на пути в НАТО и Евросоюз. Это экономические и политические интересы Германии и некоторых других европейских стран, соперничающих с США и заинтересованных в партнерстве с Россией. А также боязнь этих стран получить в лице Украины потенциально мощного политического и экономического конкурента внутри своей “теплой компании”.

Но кто мешает нам сделать Украину привлекательной для капитала этих стран и связать их экономическими интересами? Появление в Украине иностранных предпринимателей является сейчас сигналом к атаке на их кошельки для десятков проходимцев во всевозможных украинских организациях — от пожарников до руководителей города и даже государства. Но и раздача взяток не гарантирует у нас окончательного успеха из-за рейдерства — как откровенно криминального, так и легального государственного. Поэтому большинство этих иностранцев в конце концов теряют интерес к Украине и отправляются в другие страны. И совершенно напрасно наши политики и дипломаты, убеждая всех своих западных коллег в нашей ценности для Запада, указывают при этом на авторитарность России. Именно нынешняя авторитарность России и Китая делает их ценными партнерами для западного капитала. Недавно германский концерн-гигант “Сименс” заявил о том, что выводит свои капиталы из Франции и начинает сотрудничество с российскими атомщиками по строительству атомных электростанций. Это сотрудничество особенно ценно для немцев, поскольку они, видимо, получат доступ к “горячим” технологиям (реактор и ядерное топливо), где из-за выхода Германии из ядерной энергетики они отстали от своих конкурентов. Меркель и Путин взяли осуществление этого проекта под свой контроль. При авторитарности российского режима и страхе перед ним чиновников это практически означает “зеленый свет” проекту без всяких проволочек. Поэтому для крупных германских предпринимателей авторитарность России — скорее плюс. И многим из них совершенно наплевать на права чеченцев или русских демократов. Печально, но факт. Наша демократия более всего нужна нам, а не немцам или французам. Это нужно учитывать. Возможно, после получения сигналов из США и после договоренности с Путиным о сотрудничестве в области ядерной энергетики А. Меркель и ужесточила снова свою позицию по вопросу вступления Украины в НАТО. Следует также учитывать, что именно очень влиятельные в Германии и Западной Европе немецкие социал-демократы в свое время начали наведение мостов с СССР; так что для них сотрудничество с авторитарными режимами стало уже традицией и испугать их российским авторитаризмом не удастся. О нарушениях демократии следует говорить с западноевропейскими правозащитниками и принципиальными либеральными политиками, а не с бизнесменами и представляющими их интересы политиками-прагматиками.

И конечно же, нам следует изменить отношение к России. Естественно, не стоит перед ней подхалимничать и сдавать свои экономические, политические и культурные интересы. Просто нужно вести себя умно и солидно — не лезть на рожон первыми, предлагать сотрудничество везде, где это взаимовыгодно, рассчитывать политическую ситуацию в нашем регионе и в мире на много ходов вперед, чтобы избежать возможной тотальной конфронтации, которая невыгодна ни нам, ни России. Если же конфликты интересов с Россией (как и с другими странами) все-таки возникают, то к их решению следует готовиться заблаговременно и действовать затем с полной отдачей сил — не рассчитывая, что все решится в нашу пользу только потому, что мы хорошие, а они все — плохие. И остров Змеиный, и газовые войны, и провал вступления в НАТО должны, в конце концов, чему-нибудь научить наших политиков. Следует исходить из того, что мы никому ничем не обязаны, но и нам тоже никто и ничем не обязан. Французские и немецкие власти действуют в интересах своих народов (а значит — и для своего национального капитала), и именно для этого они были избраны своими избирателями. Дай нам Бог побыстрее получить политиков, которые защищали бы наши национальные интересы так же умело, как это делают их французские или немецкие коллеги. У большинства трезвомыслящих аналитиков, например, складывалось впечатление, что в промежутке между двумя важными для нас саммитами НАТО украинские политические “мужи и жены” во главе с Президентом делали все возможное для того, чтобы показать Западу: хоть на словах мы и за НАТО, но в действительности нам абсолютно все равно, примете вы нас или нет. Отстранение от должности спикера за несколько дней до важнейшего заседания Альянса было верхом политического неблагоразумия пронатовской партии в наших властных верхах. Западноевропейские политики таких ляпсусов не прощают.

До тех пор, пока наши политики по своему профессиональному уровню не поднимутся до европейских, с Украиной будет очень сложно решать важные проблемы, а поэтому допускать ее в НАТО и Евросоюз для Западной Европы просто опасно. Поэтому следовало бы не продолжать бесплодные поиски виноватых в наших бедах за рубежом и утверждать, что германские и французские (а теперь и американские) политики недопонимают того, что понимаем мы — мудрые. Нам следует быстро исправлять ситуацию в своей стране.

Необходимо внести корректировку и для внешней политики. Не портя отношений с уже имеющимися партнерами и союзниками (США, Великобритания, Польша, страны Балтии), в то же время нужно продолжить поиск возможных экономических и политических партнеров или даже друзей вне НАТО и Евросоюза. В первую очередь следует обратить внимание на Китай, Японию, Казахстан и другие страны. У Казахстана, например, можно поучиться тому, как упорно и успешно защищать свои национальные интересы и в то же время сотрудничать с Россией по многим вопросам. Нужно “наводить мосты” с Францией, Германией и другими европейскими странами. Поэтому полезным является участие в любых совместных мероприятиях. Но важно, приобретая новых партнеров, не терять старых. Некоторым нашим СМИ, например, сейчас явно хочется поссорить Украину с Польшей.

И если все это нам удастся выполнить, то о наших планах (в том числе и о вступлении в Евросоюз или НАТО) мы будем вести разговор и с Францией, и с Германией на равных — с реальными шансами на успех. У всех наших потенциальных противников есть слабые места, которые можно будет использовать, чтобы заставить их считаться с нашими интересами.

Но это уже дело будущего.

Владимир ЛЕСНОЙ 

«День»

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня