Китайцы берут под контроль евреев

Post navigation

Китайцы берут под контроль евреев

Зачем китайцы учат иврит? Что ищет Пекин в Тель-Авиве? На эти и другие вопросы отвечает профессор Захар Гельман в статье «Китайцы учат иврит», опубликованной в «НГ». Автор считает, что от Великой Китайской стены до Стены Плача теперь рукой подать…

Китайцы учат иврит

Китайская Народная Республика (КНР) представлена в Израиле пятым по величине персонала дипломатическим корпусомКитайская Народная Республика (КНР) представлена в Израиле пятым по величине персонала дипломатическим корпусом. Всего еврейское государство имеет дипломатические отношения со 159 странами мира. И при этом только дипломатические представители Соединенных Штатов, Великобритании, Германии и Индии в количественном отношении превышают число работников посольских и консульских служб КНР в Израиле. Но перечисленные четыре страны считаются ближайшими стратегическими союзниками еврейского государства, к которым Китай не относится. По крайней мере пока.

 

Почему же именно китайцы самого разного дипломатического и близкого к ним ранга наводнили Страну обетованную? В Поднебесной неожиданно проявился массовый интерес к библейской истории? С чего вдруг? Ведь известно, что в своем большинстве китайцы никак не связаны с авраамическими религиями. Только несколько сотен тысяч китайцев считают себя христианами, примерно столько же мусульманами и буквально единицы, именуемые кафынцами, исповедуют иудаизм.

 

Здесь к месту будет заметить, что за главнокомандующим ВМС Израиля адмиралом Элиэзером Меромом закрепилось прозвище «Китаец». Он и в самом деле похож на китайца, ибо этническим китайцем был его дед, принявший иудаизм. Так неужели китайский дипломатический корпус представлен в таком множестве на Святой земле только для того, чтобы вернуть израильского адмирала в лоно конфуцианства?

 

Религия здесь ни при чем

 

Отношения между Иерусалимом и Пекином нельзя охарактеризовать как особенно теплые или очень холодные. Вполне можно согласиться с авторитетным обозревателем израильской ивритоязычной газеты «Гаарец» Йоси Мельманом, который в статье «Чем занимаются китайские дипломаты в Израиле?», опубликованной на сей раз в англоязычной газете The Jerusalem Post, пишет: «Отношения между нашими странами находятся на разумном уровне, мы умеем договариваться друг с другом — но не более того».

 

У Иерусалима нет никаких рычагов давления на Пекин. Все попытки израильтян убедить китайцев присоединиться к политике санкций против Тегерана, рвущегося к обладанию ядерным оружием, терпят провал. Хотя в других аспектах израильско-китайские отношения развиваются успешно. Так, торговый оборот между двумя странами, равный 8 млрд. долл., в ближайшие три года возрастет до 10 млрд. Для сравнения: израильско-российский торговый оборот равен только 3 млрд. долл.

 

Дипломатические отношения между Пекином и Иерусалимом были установлены в 1992 году. Но еще в середине 70-х годов Израиль оказался единственным из развитых в технологическом отношении государств, поставлявшим Китаю передовое вооружение. Посредником в этих торговых сделках был ныне покойный израильско-австрийский бизнесмен Шауль Айзенберг. Именно с его легкой руки такие израильские производители вооружений, как концерны «Авиационная промышленность», «Тадиран» и РАФАЭЛ, смогли заключить с китайцами выгодные контракты на миллиарды долларов.

 

Несомненным «бриллиантом» в этих сделках следует признать проект «Фалкон», под которым подразумевалось установление на транспортных самолетах «Ил-76» российского производства израильской системы раннего предупреждения. После такой переделки бывшее воздушное транспортное средство превращалось в действенную боевую единицу китайских ВВС.

 

Этот же израильский концерн подписал с китайцами и другой контракт, предусматривавший модернизацию ранее приобретенных Пекином летательных аппаратов Harpy («Гарпия»). Однако все сделки расстроили американцы, воспринимавшие уже тогда Китай как страну, стремящуюся стать сверхдержавой, а потому как будущего соперника. Занимавший в те годы президентский пост Билл Клинтон поставил Иерусалиму ультиматум — немедленно отказаться от военных сделок с Пекином. В противном случае Вашингтон отказывался от стратегического сотрудничества с евреями.

 

Ставить на кон отношения с самой мощной державой современного мира Израиль, окруженный отнюдь не друзьями, разумеется, не мог. При этом надо иметь в виду, что военная промышленность еврейского государства в значительной степени использует американские комплектующие детали.

 

Таким образом, Иерусалим из-за давления Вашингтона не только потерял возможность расширять свое присутствие на одном из крупнейших мировых рынков, но и, по сути, продемонстрировал свою несамостоятельность. В качестве компенсациии за сорванную сделку Израиль вынужден был выплатить Китаю более полумиллиарда долларов.

 

Китайцев отличает упорство

 

Неудачи в военной коммерции с израильтянами Поднебесную не обескуражили. В конце концов в Пекине решили использовать еврейское государство как своебразные «ворoта» в мир высоких западных технологий.

 

«Так зачем же нужно было Китаю, — задает риторический вопрос в указанной выше статье обозреватель Йоси Мельман, — разворачивать такую дипломатическую армию и нанимать так много работников в тель-авивское посольство?» И ведь Пекин наводнил еврейское государство не только профессиональными дипломатами. «Почему китайцы, — продолжает риторически вопрошать Мельман, — представлены в Израиле в таких различных обличьях — политические и образовательные чиновники, научные и военные атташе и офицеры разведки?» «Ответ можно суммировать одним словом, — отвечает на свой же вопрос Мельман, — шпионаж».

 

Израильский обозреватель выражает готовность выразиться и более «осторожно», а потому называет действия китайцев в Израиле «усилиями по сбору и сортировке информации о еврейском государстве с особым вниманием к его современным техническим возможностям». Витиевато, конечно, но понятно, о чем речь.

 

Неверно думать, что китайский шпионаж развернут только в Израиле. Разведчиков из Поднебесной разоблачили и в Соединенных Штатах, где они пытались стать владельцами секретных характеристик пилотного проекта новейшего многоцелевого самолета F-35 и последних версий ракетной системы Patriot.

 

Сотрудники ШАБАКа (Израильской службы общей безопасности), выполняющей функции контрразведки, обратили внимание на проявленную китайцами особую активность в поиске «ходов» к структурам еврейского государства, имеющим отношение к заключению контрактов с американцами на поставки ЦАХАЛу (Армии обороны Израиля) тех самых самолетов F-35 и противоракетных батарей Patriot.

 

В Австралии китайская агентура смогла проникнуть в компьютерные базы местной разведки и похитить оттуда немаловажные сведения.

 

Осведомленная немецкая газета Frankfuter Allgemaine обращает внимание на «активность в Германии китайских шпионов из Министерства государственной безопасности». Немцы не сомневаются, что «китайцев интересуют в первую очередь научные и технические инновации, а также информация военного характера».

 

Для получения доступа к западным технологиям Пекин создал особую «программу извлечения информации», предусматривающую использование как легального сотрудничества, так и нелегальных методов». При этом особая роль принадлежит шпионам, имеющим дипломатическое прикрытие.

 

И тем не менее Пекин категорически отрицает действия своих дипломатов, несовместимые с их статусом. Прав Мельман, когда отмечает, что «в погоне за главной целью — стать крупнейшей военной и экономической сверхдержавой… китайцы готовы воспользоваться любой информацией из любой развитой страны, которая располагает более или менее сложными технологиями».

 

Израиль притягателен для Поднебесной, ибо, с одной стороны, считается высокотехнологичной державой, а с другой — обладает давними и прочными связями с военно-промышленным комплексом Соединенных Штатов и других западных стран. Агенты ШАБАКа зафиксировали несколько попыток китайских разведчиков завербовать ответстветственных работников израильской военной промышленности и офицеров армии.

 

Тайна воинской части в Шанхае

 

По всей видимости, китайское посольство в Пекине, подобно посольствам некоторых других государств, превратилось в базу для SIGINT (аббревиатура от signal intelligence — разведка электронных источников), иначе говоря, радиотехнического шпионажа внутри еврейского государства. В ШАБАКе предполагают, что суперновейшее оборудование, которым напичкано посольство КНР в Тель-Авиве, на каком-то этапе позволило китайцам проникнуть в израильские коммуникации и дешифровать перехваченные кодированные сообщения.

 

Один из ведущих израильских специалистов в области космической, кибернетической и технологической безопасности профессор Ицхак Бен-Исраэль, генерал-майор в отставке, автор книг «Диалоги о разведке» (1989) и «Философия разведки» (1990), недавно заявил, что ежедневно еврейское государство подвергается сотням кибератак.

 

Профессор Бен-Исраэль, которого два года назад премьер-министр Биньямин Нетаньяху назначил главой Управления по компьютерной безопасности, по разным причинам не стал уточнять, какие именно силы стоят за этими атаками. Однако источники, непосредственно связанные с ШАБАКом, не сомневаются, что среди хакеров, нападающих на израильские электронные ресурсы, стоит немало сотрудников китайских спецслужб и военных из специальных ведомств.

 

В этом отношении интересно расследование, проведенное известным журналистом авторитетной итальянской газеты Stampa Маурицио Молинари. Если принять на веру его информацию, то цитаделью китайских хакеров является войсковая часть № 61398, дислоцированная в Шанхае. Причем, по данным Молинари, из этой воинской части китайцы имеют возможность атаковать интерпространство всего мира.

 

Именно с целью противостояния хакерским атакам (и не только со стороны китайцев) в ШАБАКе было создано два технических подразделения. Одно из них призвано защищать компьютеры и компьютерные сети, содержащие секретную информацию. Например, о ядерном реакторе в городке Димона в пустыне Негев.

 

Второе подразделение действует традиционными методами «охоты за шпионами». Иначе говоря, ведет слежки, прослушивает телефонные разговоры и проникает в здания представительств. Однако с китайцами проведение подобной работы требует особой подготовки и тщательности. И причину такого подхода понять нетрудно. Йоси Мельман пишет в этой связи: «Проблема борьбы со шпионской деятельностью стран, не являющихся открытыми врагами Израиля, — дело деликатное, особенно если приходится бороться против гордой сверхдержавы».

 

Активная шпионская деятельность китайцев в Израиле отнюдь не означает, что Пекин чурается официального сотрудничества с израильскими военными и спецслужбами. Периодически армейские делегации обеих стран обмениваются визитами. Сравнительно недавно в Иерусалиме состоялись переговоры генерала Чэнь Биньде, начальника Генштаба китайской армии, с его израильским коллегой генерал-лейтенантом Бени Ганцем. Высокопоставленные военные обсудили организацию в еврейском государстве курсов для подготовки китайского спецназа для подавления террористических исламистских движений в китайской провинции Синьцзян.

 

В интервью, которое после встречи Чэнь Биньде дал израильским и китайским информационным агентствам, он подчеркнул: «Китайская сторона придает большое значение развитию связей с израильскими военными. Нашей целью является углубление прагматического сотрудничества и взаимовыгодных связей во всех областях».

 

Откуда у китайских шпионов «ноги растут»

 

Считается, что традиции китайской разведки заложены в классическом трактате «Искусство войны», принадлежащем перу знаменитого стратега Поднебесной Сунь Цзы, жившего, по разным данным, в IV или VI веке до нашей эры. Поразительно, но именно на этот труд ссылается небезызвестный американский разведчик, директор ЦРУ (1953-1961) Аллен Даллес в своем опусе, названном «Искусство разведки», который дважды в сокращенном варианте выходил на русском языке.

 

«В одной из глав своей книги «Искусство войны», озаглавленной «Использование тайных агентов», — пишет Даллес, — Сунь Цзы излагает основы шпионажа, каким он практиковался китайцами в 400 году до нашей эры и, собственно, в большей степени практикуется и сейчас».

 

По мнению Даллеса, именно Сунь Цзы впервые описал методику шпионажа и дал детальный анализ методов разведки. Трактат «Искусство войны» в разные годы вышел в переводе на английский, немецкий, французский, русский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.

 

«Сущность войны — обман. Искусный должен изображать неумелость», — учил Сунь Цзы. Несомненно, китайские шпионы прошли отличную школу, начиная с глубокой древности..

 

Захар Гельман,

профессор,
Иерусалим-Тель-Авив

 

Источник: http://www.ng.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня