Кому нести бремя Меджлиса

Post navigation

Кому нести бремя Меджлиса

На минувшей неделе свершилось то, о чём так долго предупреждал Мустафа Джемилев: сохранив в своих руках монополию на все международные связи (и деньги) он таки покинул свой пост и передал дела преемнику, кандидатура которого была названа ещё несколько лет назад.

 

Новый председатель меджлиса Рефат ЧубаровИнтересно, что результаты тайного голосования показали разрыв между кандидатами всего в 12 голосов: за Ремзи Ильясова проголосовало 114 делегатов, кандидатуру Рефата Чубарова поддержали 126.

 

Уроженец Самарканда и выпускник Московского государственного историко-архивного института Рефат Чубаров прибыл в Крым из Прибалтики — с 1983 по1990 годы работал в Риге, тогда ещё не ставшей частью Евросоюза. В отличие от своего главного соперника Ремзи Ильясова Чубаров с полным основанием может считаться политиком не регионального, а всеукраинского уровня — поскольку вместе с Джемилевым избирался народным депутатом Украины третьего, четвёртого и пятого созывов и хорошо известен в Киеве. Кроме того, с мая 2009 года он занимает должность президента Всемирного конгресса крымских татар.

 

«Рефат Чубаров — это видный политик, авторитетный человек, и власть всегда настроена конструктивно работать с лидерами общественного мнения», — сказал, отвечая на вопросы журналистов, глава крымского правительства Анатолий Могилёв.

 

Официальный уход с поста Мустафы Джемилева открывает перед новым главой нелегализованного этнического парламента возможности возобновить диалог с официальной властью. Момент самый что ни на есть благоприятный — поскольку европейцы явно покровительствуют меджлисовцам, а на носу — Вильнюсский саммит. Оговорка «по Фрейду» в поздравлении спикера Владимира Рыбака делегатам Курултая говорит о том, что и киевская власть готова пойти на некоторые уступки, чтобы угодить европейским партнёрам.

 

Вскоре после вступления в должность Чубаров заявил в интервью одному из киевских изданий, что Меджлис воздержится от обострения отношений с властью до подписания соглашения с ЕС.

 

«Сегодня очень много рисков на пути к Вильнюсскому саммиту. И мы исходим из того, что ответственные политики должны сделать все, чтобы исключить возникновение ситуаций, которые поставят под сомнение подписание договора. Мы, крымские татары, сегодня осознанно не обостряем постановку требований к власти, не рефлексируем на моменты, которые выглядят провокационно и в другой ситуации получили бы резкие ответные шаги со стороны Меджлиса.

 

И даже те политики, которые представляют более радикальные настроения в отношении власти, знают об этом и пытаются сейчас не озвучивать резкие заявления и не проводить акции протеста, — сказал новый глава Меджлиса. — Если соглашение не будет подписано сейчас, если Украина остановит движение в Европу, тогда проблематичными будут все блоки вопросов, о которых мы говорим. Решать которые, в том числе, призван и Международный форум крымскотатарского народа, проведение которого уже поддержали все страны — члены ЕС, но пока молчит правительство Украины».

 

О приверженности европейским идеалам не без меркантильного интереса — шантажировать украинские власти бесконечными доносами в международные инстанции говорил и Мустафа Джемилев.

 

«На встрече с комиссаром ЕС Штефаном Фюле 19 сентября этого года председатель Совмина автономии заявил в том смысле, что все проблемы крымских татар решены, они полностью равноправны, получили земли даже больше, чем русские, живут тоже ничуть не хуже, а даже лучше других, а посему говорить о каких-то мерах специально для них просто нет никаких оснований. Так что рассчитывать на какое-то содействие властей автономии в решении проблем крымских татар не приходится, — заявил в своей речи на Курултае Мустафа Джемилев.

 

— Поэтому меджлис крымскотатарского народа, наряду с поисками путей честного диалога с верховной властью Украины, вынужден будет, как и в советские годы борьбы за возвращение на свою родину, ещё больше апеллировать к международной общественности и к международным структурам. В том числе и по этой причине мы выступаем решительными сторонниками подписания между ЕС и Украиной соглашения об ассоциации, поскольку в этом случае откроется путь для постоянного и беспристрастного мониторинга положения дел с восстановлением законных прав крымскотатарского народа, как со стороны ЕС, так и иных международных организаций».

 

Сам Чубаров среди своих задач также назвал установление диалога с действующей властью и налаживание контактов с оппозицией. Откровенно говоря, это — жизненная необходимость для любого главы Меджлиса в сложившейся ситуации.

 

Впрочем, по мнению экспертов, диалог между новым Меджлисом и прежней властью вряд ли будет долгим и продуктивным.

 

Во-первых, по словам Чубарова, как только соглашение будет подписано, Меджлис вновь возьмётся за старое: «никто не должен тешить себя иллюзиями, что крымские татары откажутся от борьбы за восстановление своих прав — мы и далее будем использовать весь арсенал ненасильственных форм борьбы, опираясь, прежде всего, на свой народ и крымскотатарскую диаспору за рубежом».

 

А во-вторых, Рефат ага перед подписанием не сможет отказаться от жёсткой риторики, которой придерживался во время предвыборной кампании. Учитывая мужской характер главы крымского правительства и тот очевидный факт, что до сих пор от жёсткой конфронтации, начатой при Джемилеве, страдает больше Меджлис, нежели официальная власть, вряд ли можно рассчитывать на заметное потепление отношений между правительством и Меджлисом.

 

В целом можно предположить, что судьба Рефата Чубарова в качестве главы Меджлиса может оказаться в чём-то схожей с судьбой нынешнего президента Украины, поднятого в своё время на самый верхний этаж украинской власти Леонидом Кучмой. Исключая фарс с майданом, разумеется.

 

Такой полнотой власти как Джемилев Чубаров обладать не будет. Мустафа Джемилев хоть и покинул свой пост, но монополию на использование зарубежных связей и общение с турецкими и западными покровителями из своих рук не выпустил. Таким образом, он лишь избавился от лишней ответственности, но не лишился возможности влиять на процессы.

 

Однако с уходом Джемилева проявились давно назревшие противоречия между группами влияния внутри самого Меджлиса — в первую очередь недовольство «бизнесменов», несущих серьёзные потери в результате жёсткой позиции «идеологов», разорвавших отношения с властью. Сыграла свою роль и позиция самого Джемилева поступившего со своим протеже как Кучма с Януковичем в 2004 году. На время избирательной кампании Джемилев попросту умыл руки и не оказывал влияния на ход голосования. В результате Чубаров победил с минимальным перевесом…

 

Несмотря на то, что новых лиц в нынешнем составе Меджлиса чуть более половины, а по оценкам экспертов, большинство из них — сторонники Чубарова, хотя и разной степени надёжности, проблемы начались уже на первом заседании 31 октября. Камнем преткновения стал вопрос назначения заместителей главы меджлиса. По мнению многих комментаторов, самостоятельностью в принятии решений новый глава Меджлиса не будет обладать. В пользу этого мнения говорит и личность главного претендента на место первого заместителя.

«Аслан Омер Кырымлы (он же Аслан Умеров, он же Руслан Умеров), являясь учредителем нескольких компаний и президентом правления Крымской Международной Бизнес Ассоциация (CIBA), контролирует серьёзные финансовые потоки, связанные с западными бизнес-проектами как на Украине, так и за рубежом. Соответственно, его финансовые возможности для реализации благотворительных и политических проектов существенно превышают финансовые возможности Чубарова. А учитывая, что Аслан Умеров и его брат Рустем Умеров уже несколько лет финансируют все сколько-нибудь значимые проекты меджлиса — вероятность финансовой зависимости нового председателя меджлиса от Аслана Кырымлы становится, практически, объективной реальностью», — отмечает политический обозреватель Ринат Шаймарданов.

 

Не исключено, что срок полномочий Чубарова будет весьма недолгим, считает эксперт.

 

Кстати, как сообщает пресс-служба Меджлиса, сам Джемилев ещё на Курултае предупредил, что «в случае неэффективной работы нового состава Меджлиса во главе с его новым руководителем, возможен созыв в кратчайшие сроки новой сессии Курултая, где будет избран новый председатель и состав Меджлиса».

 

«Аслан Кырымлы будет красиво и мощно «набирать обороты» не в гордом одиночестве, а на фоне обязательного в свите голливудских суперменов «мальчика для битья» — мешковатого, незадачливого и не очень умного персонажа, введённого в сюжет исключительно для того, чтобы подчёркивать своими промахами и неудачами великолепие главного героя, — прогнозирует Шаймарданов. — В итоге, к следующей сессии Курултая будет сформировано твёрдое мнение — новый глава Меджлиса не справился с оказанным ему высоким доверием, и спасти положение может только его замена на нового молодого лидера — авторитетного в народе и Курултае, а также очень и очень востребованного Евросоюзом».

 

Не менее вероятен и другой вариант — Чубаров вполне может оставаться официальным публичным лидером, при этом реальная власть останется в руках Джемилева и Кырымлы.

 

Трудно сказать, какой из вариантов лучше.

 

Николай Филиппов

 

http://novoross.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня