30 октября 2015 в Крымском инженерно-педагогического университете в рамках Второго международного научного форума «Актуальные проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Крыма», посвященного памяти Менгли Герая I, прошел круглый стол на тему «О проблеме самоназвания крымских татар».
По итогам выступлений и обсуждений участники «круглого стола» приняли резолюцию, которую МФ-информу любезно предоставил Надир Бекиров. Публикуем резолюцию полностью.
Резолюция «круглого стола» на тему «О проблеме самоназвания крымских татар»
Обсудив вопрос об отражении самоназвания крымскотатарского народа в различных источниках, связанных с его историей и различными сторонами жизни на протяжении нескольких веков, включая крымскотатарскую художественную литературу, свидетельства средневековых путешественников и дипломатов, посещавших Крым, исследования крымских востоковедов и зарубежных ученых, самоидентификацию средневековой крымскотатарской аристократии, крымскотатарскую общественно-политическую публицистику и наследие 1-го Курултая крымскотатарского народа в 1917 году, известные факты из этногенеза крымских татар, дискуссии, имевшие место в крымскотатарской диаспоре, название народа, употребляемое современными международными организациями, участники конференции пришли к следующим выводам:
1. Этноним «крымские татары», наиболее распространенный, известный и широко употребляемый к настоящему времени как самим народом, так и внешними наблюдателями, является одновременно и его собственным названием/самоназванием, сложившимся в ходе его становления, как этноса и нации, впитавшим в себя сложный процесс этногенеза из различных этноконфессиональных и расово-антропологических групп, проживавших на территории Крымского полуострова и прилегающих регионах в различные исторические периоды.
2. Этноним «крымские татары» не является названием, навязанным крымскотатарскому народу извне путем, военного, политического или морального давления. Его появление, а впоследствии распространение и принятие самим народом происходило в ходе сложного, но последовательного процесса возникновения, укрепления и развития новой этнонациональной идентичности крымских татар, пришедшей и органично заместившей прежние родоплеменные, локальные и архаичные/реликтовые идентичности этнических групп, объединенных как совместным проживанием, так и общностью их исторической судьбы и национальных интересов, послуживших, в свою очередь основанием возникновения общего крымскотатарского языка и культуры с сохранившимися локальными и историческими особенностями, что присуще практически любым национальным культурам и языкам.
3. Искусственно навязываемая крымскотатарскому народу дискуссия о его якобы неверном самоназвании, не основана на сколько-нибудь достоверных, документально закрепленных, проверяемых или прошедших научный анализ фактах, свидетельством чему является и постоянный уход под разными предлогами сторонников такого взгляда от открытой научной дискуссии, несмотря на многочисленные предложения ее провести, и одновременно использование ими методик манипулирование общественным сознанием через средства массовой информации и высказывания отдельных политических и общественных деятелей, в том числе, из числа людей, практически ничего не знающих об истории и культуре крымских татар, особенно в контексте их тюркской составляющей. При этом многие вопросы, связанные с этногенезом и дальнейшим развитием крымскотатарского народа остаются к настоящему моменту недостаточно изученными и предполагают как дальнейшие исследования, так и ответственную, открытую и честную научную дискуссию во имя установления исторической истины и служения интересам самого народа. В связи с изложенным участники круглого стола обращаются ко всем, кто заинтересован в развитии исторического знания о происхождении, идентичности, языке и культуре крымскотатарского народа принять участие в дальнейших научных исследованиях, популяризации и введении в образовательную систему, а также в общественный дискурс, включая международный, знаний о крымскотатарском народе, опирающихся на объективный, научно выверенный подход, максимально свободный от политической или персональной конъюнктуры».
30 октября 2015 г., г. Симферополь
МФ-информ