Конец оранжевых

Post navigation

Конец оранжевых

Никто пока не может сказать, за кем будет победа на предстоящих в январе президентских выборах в Украине. Но одно можно утверждать с уверенностью: Россия, не теряя времени даром, поспешит объявить себя победительницей, пишут Оуэн Мэттьюс и Анна Немцова в американском Newsweek.

После того, как оранжевая революция вывела в 2004 году на улицы Киева сотни тысяч украинцев, которые потребовали отменить подтасованные результаты президентских выборов, Россия все время старается взять реванш. Как говорит биограф Путина Андрей Колесников, «самой крупной стратегической неудачей» для президента за все время его правления стало изгнание его человека с президентского поста в Украине и приход к власти демократической коалиции, пообещавшей стране членство в НАТО и ЕС. На протяжении пяти лет после этих событий Россия делает все возможное, чтобы не допустить подобной революции у себя дома, и чтобы добиться провала оранжевой коалиции в Украине. Эти усилия, например, отключение газа и провоцирование сепаратизма среди русского меньшинства, составляющего 20 процентов населения Украины, имели сокрушительный успех — особенно в сочетании с алчностью и недальновидностью украинских политиков. Президент Украины и лидер оранжевых Виктор Ющенко сегодня имеет рейтинг популярности, исчисляемый однозначными цифрами. А изгнанный в 2004 году Виктор Янукович, которого поддерживает Москва, сейчас лидирует в этих рейтингах.

Но хотя победа Януковича может показаться огромным успехом для Москвы, все не так просто, как кажется. Во многих отношениях это уже давно не человек Москвы. А сама Украина изменилась настолько серьезно, что никто, даже при всем желании, не сумеет снова превратить ее в вассала России. Оранжевые методы «украинизации», такие как запрет русского языка на телевидении и на вступительных экзаменах в вузы, по сути дела, создали совершенно новое национальное сознание. А близкое знакомство с народовластием дало простым украинцам ощущение того, что они имеют право принимать непосредственное участие в политике — пусть даже в последнее время они использовали его в основном для обвинений в адрес оранжевых политиков. Таким образом, истинным победителем на предстоящих выборах станет, скорее всего, сама Украина — а не Россия и не Соединенные Штаты Америки.

Огромные изменения в украинском обществе ощущаются по всему политическому спектру. Главным соперником Януковича стала премьер-министр Юлия Тимошенко. Вначале она была одним из лидеров оранжевой революции, но затем быстро рассорилась с Ющенко. Тем не менее, сторонники Тимошенко стремятся подчеркнуть ее антироссийские позиции. «Оранжевая революция вынула последние гвозди из системы советского авторитаризма в нашей стране», — говорит бывший министр экономики Сергей Терехин, ныне являющийся депутатом парламента от блока Тимошенко. Такие взгляды поддерживает даже глава фракции Януковича в Верховной Раде Михаил Чечетов. «Процесс демократизации, через который мы прошли, необратим», — заявляет он.

Самым объективным показателем того, что будет делать Янукович в случае своего избрания, является его непродолжительное пребывание на посту премьер-министра в прошлом году (так в тексте — прим. перев.). Да, он продемонстрировал ряд дружественных жестов в отношении России, предложив, среди прочего, создать зону экономического сотрудничества и облегчить российским компаниям приобретение активов тяжелой промышленности Украины. Но были у него и проявления противодействия. Янукович никогда не оспаривал весьма противоречивые инновации оранжевых, такие как запрет русского языка на телевидении. Кроме того, ни одна из его промосковских мер не обрела силу закона. Сейчас, даже если Янукович одержит победу и станет президентом, его партия все равно будет в меньшинстве в украинском парламенте, что заставит его идти на компромиссы.

Москве некого винить за все это, кроме себя самой. Россия настойчиво пытается восстановить утраченное влияние в рамках своей бывшей империи. В этих целях она использует весьма жесткую тактику — от прямого военного вторжения (в Грузии) до организации летних лагерей в украинской провинции Крым, цель которых пробуждение русского национального самосознания. Но борьба Москвы за уважение к себе оттолкнула от России больше людей, чем привлекла на ее сторону. Грузия, например, остается непримиримо антироссийской страной. А отношения Москвы со своей прежде близкой союзницей Белоруссией испортились настолько сильно, что Минск недавно пригрозил отключить подачу электроэнергии российскому анклаву в Калининградской области. В прошлом году Туркменистан нарушил российскую монополию на поставки газа из Средней Азии, открыв прямой трубопровод в Китай. Недавно нефтепровод в том же направлении открыл и Казахстан.

Что касается Украины, то там по-прежнему существуют глубокие разногласия по ряду ключевых проблем, таких как поддержка Грузии и изгнание российского Черноморского флота с крымской базы в Севастополе. Некоторые опросы показывают, что благорасположение в отношении России на самом деле усилилось. Но одновременно увеличилось и число украинцев, считающих себя «европейцами». Теперь они составляют почти две трети населения страны, в то время как доля испытывающих ностальгию по старым добрым советским временам упала до 12 процентов.

Это не означает, что демократия одержит на предстоящих выборах блистательную победу. Опрос, проведенный недавно вашингтонским исследовательским центром Pew, показал, что украинцы в ряду граждан бывших коммунистических стран крайне резко и критично относятся к демократии. Лишь 30 процентов опрошенных заявили, что одобряют перемены в сторону демократии, и только 36 процентов выразили поддержку движению в направлении капитализма.

Кроме того, утрата Россией своего влияния в Украине отнюдь не говорит о явной победе США. Реальный урок прошедших пяти лет состоит в том, что любой, кто пытается править этой страной вне пределов ее политического центра, очень быстро столкнется с проблемами. Слишком тесное сближение с востоком страны в лице русскоязычного Донбасса и симпатии к нему не срабатывают, что показал пример Януковича. Но не сработает и слишком тесное сближение с западом Украины, что доказал на своем примере Ющенко.

Украинцам нужен сбалансированный подход. Хотя украинцы признают, что ощущают свою близость к Западу, число сторонников вступления Украины в НАТО никогда не превышало 30 процентов, несмотря на активные действия Ющенко в этом направлении. Ющенко также показал, насколько дорогостоящей может быть слишком сильная конфронтация с Россией. Череда «газовых войн» в период его правления, которые посреди зимы оставили без тепла Украину и значительную часть Европы, показала, насколько опасной может быть Москва. Оптимальный шанс на процветание и безопасность для Украины заключается в дружбе с обеими сторонами.

В этом плане, хотя Ющенко в ходе предстоящего голосования наверняка потерпит сокрушительное поражение, его оранжевая революция преуспела в одном: она осуществила переоценку ценностей для украинцев. «Мы воспитали целое поколение людей на ценностях ЕС, — говорит Терехин, — изменились даже люди моего возраста». То недовольство, которое украинцы выражают в отношении капитализма, демократии и большинства политиков, на самом деле, является позитивным показателям роста ожиданий и надежд. Сегодня уровень жизни в Украине так же низок, как и в России. Однако, как говорят результаты опросов, почти две трети россиян примирились со своей участью, в то время как украинцы совершенно определенно надеются на лучшее. К этому следует добавить тот факт, что 60 с лишним процентов украинцев надеется в один прекрасный день стать частью Европы и уже не смотрит в сторону России, ища у нее поддержки и защиты. Неплохое наследие для неудавшейся революции.

Оригинал публикации: The End of Orange 

Перевод ИноСМИ

 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня