Хочу поведать о творческой биографии замечательного художника, пейзажиста, театрального декоратора, исторического живописца, педагога Михаила Бочарова. Он родился в Москве, учился в училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Но, видимо, так распорядилась судьба: большую часть своей жизни провел в С.- Петербурге. Посещал занятия в Академии художеств (1852-1857), будучи вольным слушателем — ведь он был сыном крепостных крестьян, уроженцев Тульской губернии. Годы учебы быстро промчались.
Выпускник Михаил Бочаров выполнил пейзаж «Ай-Петри на Южном берегу Крыма» и был удостоен Большой золотой медали. Она давала право на продолжение учебы за границей — в Италии и Швейцарии. На пути к лазурным берегам Италии задержался в Мюнхене (Германия), где брал уроки у известных живописцев: Гильдебрандта, Циммермана, Шлейха.
В Дюссельдорфе получил консультации у профессора Ахенбаха. В напряженном труде проходили месяцы и годы за границей. Здесь он жил с молодой женой Аделаидой Герц. Родились дети — Миша и Лиза. Уезжали вдвоем — вернулись на родину вчетвером. В Петербурге М.Бочаров был принят в 1864 году декоратором в Мариинский театр и в нем проработал не одно десятилетие, до конца жизни. Несправедливо забытый ныне, он имел огромный успех у зрителей 2-й половины XIX века.
Когда в афише появлялась фамилия «Бочаров», люди спешили на очередную постановку, надеясь увидеть чарующее зрелище. И они его видели.
Волшебная кисть художника не раз вызывала восторг зрителей: лунная ночь на Ниле в опере «Аида», поэтический зимний пейзаж в балете «Щелкунчик», глубина и тихая поверхность воды в балете «Лебединое озеро» и многое другое. Искусство декорации недолговечно, и очень жаль, что названные шедевры до нас не дошли. О них мы можем судить лишь по зарисовкам и эскизам. Немного сохранилось и станковых работ художника. Лучше всего, пожалуй, обстоят дела с графикой.
Художник много путешествовал, не расставаясь с блокнотом. Немалое внимание уделял Крыму: «воображенью край священный» он воспел и в живописи, и в графике. Во время одного из визитов останавливался в Алупке. В Музее им. А.Бахрушина (Москва) хранятся, в частности, два альбома зарисовок «Алупка, 1889 год». Сцены у фонтана, татарская свадьба, музицирование, «национальные типы» и многое другое видел я в этих альбомах, работая над дипломной.
Русский музей имеет пять рисунков Бочарова, среди них «Крымский пейзаж», «Гурзуф», «Пейзаж». Очарование крымской природы, поэтичность одного из ее самых прославленных уголков прекрасно переданы в рисунке «Гурзуф». «Крымский пейзаж». Горы, скалы, камни… Кажется, в такой обстановке вряд ли возможна нормальная жизнь. Но она есть: стоят татарские дома, девушки о чем-то беседуют. Жизнь идет своим чередом. Не будучи маринистом, художник уделяет внимание морской стихии.
М. Бочаров прожил недолгую жизнь — чуть более шестидесяти (1831-1895) лет. Но оставил, как видим, значительное наследие.
Его крымские пейзажи, например, отнюдь не безлюдны — только в картине «Ай-Петри»… я насчитал восемь персонажей. Он прославил солнечную Тавриду, глубоко прочувствовав ее и, видимо, любил этот край.
До сих пор, к сожалению, нет ни одного альбома репродукций, посвященного его творчеству. Многие картины М.Бочарова, вероятно, пребывают за границей. Возможно, они висят где-то в частных собраниях коллекционеров, может, у потомков художника. Исследователям предстоят длительные поиски.
К особой же заслуге этого мастера относят тот факт, что благодаря его труду и таланту русское декорационное искусство, ранее зависевшее от немцев и итальянцев, вступило на путь самостоятельного развития. Остается добавить: в Мариинском театре оперы и балета стоит бронзовый бюст художника. В том же театре поет ныне Эдем Умеров, наш соотечественник.
Р.Девлетов, г. Салават, Россия
Газета «Голос Крыма», № 44 (982) от 02.11.2012 г.