Кто возрождает крымские чаиры

Post navigation

Кто возрождает крымские чаиры

В этой истории нет середины. Все правы, но праведников нет. Митя Соколов, московский умница и ботаник, решил возродить в Крыму знаменитые сады чаир. Начальник лесхоза выделил ему один гектар леса. На словах. А когда пришла новая власть, Митя оказался преступником. Законы надо уважать.

Дмитрий Соколов  решил возродить в Крыму знаменитые сады чаир

«В парке чаир распускаются розы…» Эту ретро-песню мы знаем с пеленок. Крымские татары с незапамятных времен прививали к дикорастущим растениям плодовые культуры. Как хорошо: корневая система, защищенная от вредителей, скажем, орешника, а дерево дает яблоки или груши. Никакого ухода! Приходи в лес и собирай плоды. Это и есть чаир.

 

До Великой отечественной войны чаиры были распространены в Крыму. А потом древний способ забыли. Остался один парк над Ливадией, который разбила еще Екатерина Великая. Да и тот декоративный.

 

Дмитрий Соколов закончил два ВУЗа. 14 лет назад переехал из душной Москвы в Крым. Про таких говорят: не от мира сего. Умница, но не в житейских вопросах. Наша газета уже писала про него три года назад. Соколов занялся… сказкотерапией. И весьма успешно. Но первое образование ботаника не оставляло его. И он решил под Бахчисараем возродить древнее искусство взращивания «диких садов». Обложился книгами. Даже приобрел репринтное издание Семененко.

 

— Когда Крым вернулся в Россию, я отчетливо понял, что стоять в сторонке не могу, — говорит Митя. — Я решил сделать полезное. Чаиры — самое удивительное, что создал человек и природа. Тут важна не только прививка к дикорастущему дереву. Надо проложить сеть каналов для питания водой. Продумать, как солнце будет освещать плантацию. Словом, это целый комплекс, существующий автономно. Начальник лесхоза разрешил мне санитарную вырубку тридцати ив. Я их и срезал. А потом завели уголовное дело…

 

Преступление совершилось на «Празднике леса». Приехали волонтеры со всего Крыма. Запущенный уголок, что возле туристской тропы, расчищали всем миром. Но ответственность за порубку взял на себя один Митя. Проект все равно его. Да и перед ребятами неудобно…

 

Дождь в Крыму — это награда. Лес преображается. Правда, реки выходят из берегов, но к этому все уже привыкли. Главное — водохранилища заполнились. Мы шли к соколовскому чаиру практичски по болоту. Лишь столбы-указатели говорили о том, что мы в цивилизации. Я так и не понял, что мы уже пришли. Лес как лес. Несколько пеньков. Еще калитка.

 

— Лет через пять здесь будет сад! Вы еще яблок отведаете. Прекрасное место. А ивы я срубил потому, что они солнце загораживали, — рассказывает Митя Соколов. — Видите, это груша. А это тыква. Но тут коровы похозяйничали. Спасу от них нет!

В августе суд. Тут не только коровьи копыта, тут еще сапоги следователей. Начальник лесхоза словно в рот воды набрал. Ни «да», ни «нет» не говорит. Да и кто сейчас словам верит?

 

Я встретился с главным обвинителем Соколова — завотделом контроля за лесным хозяйством Бахчисарайского района Вячеславом Прокопчуком.

 

— Я симпатизирую Дмитрию Соколову в его деле. И буду ему помогать, когда он станет возрождать чаиры по закону! — с ходу заявил мне Вячеслав Петрович. — Но закон нарушать в любом случае не след. Незаконная вырубка была? Была! 34 дерева вырубил. Мы назначили штраф в 24 тысячи рублей. А все что выше 5 тысяч — решает суд. Так что все по закону. Так и напишите в газете.

 

Вячеслав Петрович мне крайне симаптичен. Он говорит правильные вещи. Трудно с ним не соглашаться. Да и Соколов вызывает у меня симпатию. Волонтер. Бессребреник. Вину свою признает. А статья — до двух лет. Может, учтут, что к семидесятилетию Победы Митя посадил 70 саженцев у могилы неизвестного солдата? На жизнь он не жалуется. При мне продал ноутбук сына. Деньги нужны на адвокатов. Да и трое детей у него. Но что же будет с чаиром? Неужели вконец коровы затопчут?

 

Крым нам достался с довеском. Четверь века не прошли даром. Слово «коррупция» здесь и не слыхивали. Называли это «отношениями». Разболталось все настолько, что элементарное нарушение УК (не важно какой страны) стало нормой. А тут неожиданно пришел закон. И с этим не поспоришь.

 

Я вспоминаю картину Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». «Юрий Деточкин, конечно, виноват, но он не виноват!» Зарегистрировался бы Дмитрий Соколов как предприниматель, получил бы права аренды и порубочный билет, не было бы этой статьи.

 

Вернее, была бы — обычная, про парки чаир, где, как известно, распускаются розы и цветет миндаль.

 

Юрий Снегирев

Источник: http://www.rg.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня