Маркс, который родился в Крыму

Post navigation

Маркс, который родился в Крыму

Еженедельник «Первая Крымская» опубликовал статью Михаила Воронина «Мифы и легенды генерала Маркса». Нам она показалась интересной и поучительной…

 

Мифы и легенды генерала Маркса

 

Великие соотечественники

 

Генерал Н. А. Маркс с дочерьюИ по сей день не утихают споры об уроженце Крыма Никандре Александровиче Марксе. Одни его осуждают, считая, что он был едва ли не первым царским генералом, который изменил присяге, перейдя на сторону красных. Другие, напротив, отмечают мужество генерала, вставшего на сторону революционного народа.

 

В 1913 году в Москве вышла в свет книга Никандра Маркса «Легенды Крыма», тираж которой был немедленно раскуплен.

 

Вообще-то, первым, кто в конце XIX века опубликовал некоторые многочисленные крымские легенды, был крымский историк и этнограф Василий Кондараки, перу которого принадлежит многотомный труд «Универсальное описание Крыма». Однако до поры до времени устное народное творчество крымскотатарского народа было известно лишь специалистам.

 

Книга Н. Маркса познакомила с древними легендами Крыма читателей всей Российской империи. Она была написана простым и в то же время поэтическим языком, каждая легенда сопровождалась примечаниями, указывающими, от кого автор ее услышал и где в Крыму находятся те достопримечательности, о которых повествуют легенды. Текст был иллюстрирован замечательными рисунками молодого авиатора и художника Константина Арцеулова.

 

Книга пользовалась большой популярностью и до революции выдержала еще два издания. Однако в годы советской власти она не переиздавалась, став библиографической редкостью. Ее автор если и упоминался, то вскользь, как один из участников революционных событий в Крыму. С чем же было связано столь пренебрежительное отношение к легендарному генералу?

 

Старый крымский обитатель

 

Никандр Александрович Маркс родился 24 сентября 1861 года в Феодосии. О его рождении есть две версии: по одной, он происходил из семьи зажиточных горожан, выходцев из Белоруссии, а по другой, родился в семье потомственных военных. Кажется, вторая версия ближе к истине. Максимилиан Волошин, хорошо знавший Маркса, утверждал, что тот «по крови является старым крымским обитателем, и виноградники, которыми он владел в Отузах, принадлежали его роду еще до екатерининского завоевания». Судя по всему, большого дохода эти виноградники не приносили.

 

Во всяком случае, Никандр Маркс с шести лет учился за казенный счет в Михайловской военной гимназии в Воронеже. Вслед за этим он поступил в Александровское военное училище в Москве. Помимо военного дела, юноша всерьез интересовался историей, посещая в качестве вольнослушателя лекции в московском университете. Окончив в 1880 году училище по 1 разряду (с отличием), 19-летний прапорщик начал службу в Варшаве, в лейб-гвардии Волынском полку, но вскоре подал прошение о переводе в армию. Был направлен на Кавказ, где в течение многих лет служил в основном на штабных должностях.

 

Его служба шла успешно, чему немало способствовало то, что Никандр Маркс отличался большой работоспособностью, исполнительностью, имел превосходную память, не упускал из виду мельчайшие детали. По натуре он был человеком очень веселым и остроумным, прекрасно пел, писал стихи, был душой компании. К сослуживцам относился благожелательно и радушно, причем независимо от того, начальник перед ним или подчиненный. Кроме того, Маркса отличало еще одно ценное качество — он был кристально честен. Неудивительно, что в армии Никандр Маркс пользовался всеобщим уважением.

В 1904 году Никандр Маркс был переведен на службу в Московский военный округ. После продолжительной беседы с Львом Толстым он принял решение выйти в отставку и посвятить себя науке, но эти планы пришлось отложить в связи с началом Русско-японской войны. Маркс был назначен начальником штаба Сибирского военного округа. В отставку Никандр Маркс вышел в 1906 году в звании генерал-майора. Его служба была отмечена орденами Св. Владимира 3 ст.; Св. Анны 2 и 3 ст.; Св. Станислава 1, 2 и 3 ст.

 

В 1910 году Никандр Александрович окончил археологический институт, занял должность профессора на кафедре палеографии и за короткое время достиг на этом поприще немалых успехов. Он занимался исследованием и изданием таких трудов, как «Азбука-пропись времен царя Михаила Федоровича», «Азбука конца XVII века». И поныне специалисты пользуются факсимильным изданием «Русская правда» по Синодальному списку», которое было подготовлено Марксом. В 1912 году, к 100-летию Отечественной войны, он издал прекрасно иллюстрированное «Обозрение предметов военной старины».

 

Наряду с серьезными историческими исследованиями Никандр Александрович задумал собрать по всему Крыму древние легенды и сказания, которые ходили из уст в уста. Его книга «Легенды Крыма» была лишь началом этой работы, но завершить ее Марксу не удалось.

 

С началом Первой мировой войны Никандр Александрович был вновь призван в армию. Император назначил его начальником штаба Одесского военного округа, присвоив звание генерал-лейтенанта. Науку пришлось отложить в долгий ящик и сутками напролет заниматься поставками на фронт оружия, боевой техники и продовольствия, организацией госпиталей для раненых, противовоздушной обороны, полевой почты и многим другим.

 

Красный комиссар

 

По сей день бытует миф о том, что после Февральской революции генерал Маркс превратился в пламенного революционера, не упускал любой возможности выступить перед воинскими частями с революционными воззваниями. Этот миф родился тогда, когда начался поиск виновников в развале армии. Маркс подходил на эту роль как нельзя лучше. Волошин, который в то пору был в Одессе, в своих воспоминаниях писал: «В военной среде было тогда уже недовольство Марксом за его излишний, как тогда считали, «демократизм». Но этот демократизм был вполне естественным крымским обычаем. Маркс подавал руку нижним чинам и всякого, кто ни приходил в его дом, гостеприимно звал в гостиную и предлагал чашку кофе.

 

Это вполне естественное в Крыму гостеприимство и отношение к гостю вне каких бы то ни было социальных различий рассматривали в военной и офицерской среде как непристойное популярничанье и заискивание перед демократией». Известно также, что Никандр Александрович не поддержал генерала Корнилова, назвав его действия глупой авантюрой. Всего этого оказалось достаточно, чтобы обвинить Маркса в измене. Позже миф о том, что генерал Маркс встал на сторону революции и будто бы даже вошел в состав Совета рабочих и солдатских депутатов, был подхвачен и широко распространен красными.

В действительности Никандр Александрович невозмутимо выполнял обязанности начальника штаба Одесского военного округа. В условиях всеобщего помешательства кто-то должен был заботиться о том, чтобы воинские части были обеспечены всем необходимым и чтобы в населенных пунктах округа сохранялись спокойствие и порядок. Именно Маркс предотвратил в Одессе грабежи и погромы, оперативно создав и вооружив народную милицию. В сложнейших условиях, когда все разваливалось на глазах, Маркс действовал настолько уверенно, что в сентябре 1917 года был назначен на должность командующего войсками округа.

 

Все наветы и подозрения отмела специальная комиссия Центрального исполнительного комитета Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области, которая, расследовав деятельность генерала Маркса, отметила, что он «всеми мерами и во что бы то ни стало стремился сохранить порядок в тылу и тем спасти положение на фронте».

 

Однако месяцы напряженной работы сказались на здоровье Никандра Александровича. В конце ноября с ним случился сердечный приступ. Маркс вынужден был подать в отставку и уехать в Крым, в свое имение в Нижних Отузах (ныне поселок Курортное). Весь 1918 год он провел, обрабатывая свои виноградники и продолжая работу по изучению крымских сказаний и легенд. Его часто можно было видеть беседующим со стариками о древней истории Крыма, о традициях и обычаях крымских татар.

 

Писатель В. Вересаев, который побывал в гостях у генерала, так описал его облик той поры: «Невысокого роста, коренастый, довольно плотный. С огромной головой и густыми золотистыми спадающими волосами, как львиная грива. Крупные черты лица, выпуклые голубые глаза. Больше всего замечалась и сразу покоряла удивительная ласковость, со всеми он был одинаков, со всеми говорил с одинаковой внимательностью — и с трепещущим просителем, и с власть имущим. Редко я встречал среди лиц привилегированного класса такого глубокого, органического демократа, каким был этот генерал-лейтенант царских времен, бывший командующий войсками Одесского военного округа».

 

Однако спокойная и размеренная жизнь отставного генерала была в очередной раз прервана. В Крыму к тому времени появилось много банд, промышлявших разбоем и буквально терроризирующих местных жителей. Для борьбы с ними весной 1919 года ревком Феодосии обратился за помощью к генералу Марксу.

 

Сейчас во многих статьях можно прочесть, что Никандр Александрович восторженно принял советскую власть, но это, конечно, не так. К нему обратились с просьбой о помощи, и он не счел возможным отказать. Позже Волошин в письме Деникину писал: «Он поступил на моих глазах так, как мог честный человек в его положении поступить». Назначенный комиссаром охраны города, Маркс создал вооруженные отряды, расставил посты, установил порядок действий в случае нападения, одним словом, организовал оборону Феодосии и ближайших сел по всем правилам военного искусства.

 

Спустя короткое время с бандами было покончено и местные жители смогли вздохнуть спокойно. Решив эту задачу, Никандр Александрович взял на себя обязанности комиссара народного просвещения, которое в ту пору было фактически полностью развалено. «Под его умелым руководством, — вспоминал В. Вересаев, — на глазах росло и развивалось сложное дело перестройки народного просвещения на новых, демократических началах».

 

Четыре года каторги

 

В июне 1919 года, когда войска генерала Слащева приближались к Феодосии, татары, среди которых, по словам Вересаева, Маркс пользовался огромной популярностью, предлагали ему бежать и брались спрятать его так, что белые не найдут. Однако Никандр Александрович не чувствовал за собой никакой вины и не собирался скрываться.

 

Когда части Добровольческой армии вошли в город, Маркс был арестован и обвинен в сотрудничестве с большевиками. Но возникла непредвиденная проблема. По действовавшим тогда правилам генерал-лейтенанта мог судить только полный генерал, каковых в Добровольческой армии при отсутствии чинопроизводства не было. В конце концов, нашли в Екатеринодаре (ныне Краснодар) старого генерала Экка. Там и состоялся военно-полевой суд, который приговорил Никандра Александровича к лишению всех прав состояния и к четырем годам каторжных работ.

Максимилиан Волошин вступился за своего друга, написав Деникину, что, учитывая возраст и состояние здоровья Маркса, каторга равносильна для него смертному приговору. Также он попросил командующего Добровольческой армией «не отнимать у русской жизни очень талантливого и нужного ей профессора и ученого». Это подействовало. Резолюция Деникина гласила: «При конфирмации приговор мною утвержден, с освобождением осужденного от фактического отбытия наказания за старостью лет».

 

Никандр Александрович вернулся домой и вновь приступил к работе, но ему не давали покоя белые офицеры, которые намеревались расправиться с «генералом, продавшимся большевикам». Как вспоминал Волошин, местные жители с готовностью брались проводить офицеров к дому Маркса, но по пути так накачивали их вином, что те забывали о цели приезда. Наконец, в сентябре 1919 года главнокомандующий Таврическим округом генерал Шиллинг приказал Никандру Александровичу выехать за пределы округа.

 

С тяжелым сердцем Маркс покидал родной Крым, предчувствуя, что он уже никогда сюда не вернется. Поначалу он с женой обосновался в Тамани, но вскоре туда прорвался красный кавалерийский отряд, комиссар которого предложил Марксу возглавить части Красной армии, расположенные на Кубани. Никандр Александрович, ссылаясь на плохое здоровье, отказался, после чего был обвинен в предательстве дела мировой революции. Комиссар дал Марксу три дня на раздумья, пообещав в случае отказа расстрелять его без суда и следствия. Пришлось несколько месяцев скрываться по станицам, причем как от белых, так и от красных.

 

Когда закончились средства, Маркс приехал в Екатеринодар, где поначалу вынужден был зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. В среде местной интеллигенции тогда высказывалась идея о создании университета, но никто толком не знал, с какой стороны подойти к делу. Никандр Александрович взялся за решение этой задачи и, к всеобщему удивлению, достаточно быстро ее решил. В декабре 1920 года Кубанский университет распахнул свои двери. Ректором университета единодушно был выбран Маркс. К сожалению, работать на этом посту ему пришлось недолго.

 

29 марта 1921 года Никандр Александрович скончался от воспаления легких. Похоронили его с большими почестями в сквере перед зданием университета.

 

Источник: http://1k.com.ua/421/details/9/1

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня