Мубарекская афера захлебнулась в протестных акциях народа

Post navigation

Мубарекская афера захлебнулась в протестных акциях народа

Одной из драматических страниц жизни нашего народа в высылке без преувеличения можно назвать Мубарекскую эпопею начала 1980-х годов. Тогда режим КПСС решил провести очередной эксперимент по навечному закреплению крымских татар в местах высылки с расселением их в двух районах Кашкадарьинской области Узбекистана в населенных пунктах с ласкающими слух названиями, где на руководящие должности назначались подконтрольные режиму лица из числа самих же крымских татар.

Итогом этой коварной манипуляции должно было стать завершение этнического и физического растворения крымскотатарского народа в Средней Азии. Подтверждением этому служат события 1989 года с турками-месхетинцами.

В целях предупреждения развития по задуманному в Москве сценарию и предотвращению возможных последствий национальным движением был выработан документ «Заявление-запрос» с приложениями, который был приурочен к 60-летию образования СССР и раскрывал всю пагубность национальной политики руководства СССР того периода.

Накануне юбилея образования СССР 30 декабря 1982 года была произведена первая контрольная сдача «Заявления-запроса» с приложениями и подписями под ним.

Реакция властей не замедлила себя ждать, были сфабрикованы уголовные дела против Нурфета Мурахаса и Юрия Османова, которые в 1983 году были осуждены по «татарской» статье за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих Советский государственный строй.

Когда активность движения и работа с «Заявлением-запросом» среди народа пошла на спад, неожиданно для многих активизировалась инициативная группа в Ленинабадской области Таджикистана, где развернулась широкомасштабная работа по сбору подписей под этим «страшным» документом с разъяснением сути его среди соотечественников. В дальнейшем сфера деятельности инициативной группы расширилась и на соседние Ферганскую, Наманганскую и Ташкентскую области Узбекистана.

Как следствие, последовали репрессии против наиболее активных участников национального движения. В 1984 году были возбуждены уголовные дела против Смаила Билялова, Зеври Куртбединова, Халила Исмаилова и автора этих строк. В августе 1984 года был взят под стражу вызванный на допрос к следователю Смаил Билялов.

Возмущенные репрессиями правоохранительных органов против активистов национального движения 25 августа 1984 года в десять часов утра примерно два десятка крымских татар собрались в центре Ленинабада и направились к зданию местного обкома партии. Позже к митингующим начали подтягиваться и другие соотечественники. К концу дня общая численность участников акции составила 50-60 человек, в их числе было немало женщин и детей.

У здания Обкома митингующие развернули заранее подготовленные плакаты с требованием: «Восстановить Крымскую АССР», «Вернуть крымских татар на Родину», «Освободить Смаила Билялова». Проходившие мимо люди останавливались, читали тексты плакатов, живо интересовались проблемой крымских татар.

Примерно через час группами по 10-12 человек в здание обкома со служебного входа стали входить милиционеры и уже назад не выходили. В течение дня внутри здания скопилась не одна сотня милиционеров.

Со стороны партийного руководства области поступали предложения выделить представителей из числа участников акции для переговоров. Но с нашей стороны был ответ один: «Все изложено на плакатах».

На протяжении 26 часов плакаты ни на минуту не опускались и не расслаблялось их натяжение. Каждые тридцать минут сменялось дежурство у плакатов, а в ночное время — через десять минут. К 16 часам вся прилегающая к обкому территория была оцеплена. К участникам акции на площадь никого не пропускали. К этому времени за оцеплением собралось достаточно большое количество наших соотечественников, также желавших присоединиться к митингующим.

К вечеру окольными путями через узкие улочки старого города, прилегающие к обкому, передавали еду и спальные принадлежности для участников акции.

Прохожие, интересовавшиеся происходящим, получали ответ, что, якобы, в обком прибыла иностранная делегация.

Так прошла ночь, кроме детей, почти никто не спал, все были начеку, чтобы не допустить какой-либо провокации.

Первый секретарь обкома

Р. Хаджиев был в это время на Пленуме ЦК КП Таджикистана в Душанбе, с которого он срочно вернулся и утром около 10 часов он уже был у обкома. Проходя мимо митингующих, буркнул «Эти вопросы здесь не решаются». После этого через 1,5-2 часа стали стягиваться спецподразделения с техникой и автобусами.

К митингующим обратились с требованием освободить площадь, либо будет применена сила. В ответ участники акции собрались в плотное кольцо, женщины и дети окружили мужчин.

В воскресный день примерно в 13.00 26 августа начался разгон митинга и погрузка людей в автобусы. Одновременно это была и команда для митингующих, которые сцепившись друг с другом за руки сели на землю, заранее договорившись. Милиционеры по 2-3 человека на одного митингующего стали разрывать кольцо, выхватывать и заталкивать людей в автобус. Со мной был 10-летний сын, которого тоже загрузили в автобус. Нас увезли в областное управление внутренних дел Ленинабадской области. Каждого участника акции уже ждал следователь (их всех срочно призвали на работу). На допросе все участники акции отказались давать какие-либо показания. Продержав задержанных примерно 2 часа, не добившись ничего, всех посадили в автобус и отвезли в Чкаловск.

Зеври Куртбединову, Эсвету Кучук и мне были вручены повестки в прокуратуру на 27 августа.

В октябре 1984 состоялись суды. Смаилу Билялову и Зеври Куртбединову вынесли приговор -3 года лишения свободы, меня и Халила Исмаилова осудили на 6 месяцев исправительных работ.

Подобная акция — один из эпизодов борьбы крымских татар за возвращение на Родину. За 50 лет депортации митингов-протестов было проведено тысячи. В конце концов, заградительные барьеры были преодолены, народ стал массово возвращаться в Крым.

В заключение хотелось бы сказать, как и тогда, так и сегодня народ прекрасно ориентируется в политической обстановке и главное ему не мешать.

Решад АБЛЯЗИСОВ, Симферополь

«Полуостров» №33 (337) 21 — 27 августа 2009 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня