«Нафтогаз» хочет за Крым $7 млрд

Post navigation

«Нафтогаз» хочет за Крым $7 млрд

«Нафтогаз» хочет за Крым $7 млрд«Нафтогаз» Украины подает обновленные иски к России по крымским активам в Международный трибунал при Постоянной палате Третейского суда в Гааге, заявил исполнительный директор компании Юрий Витренко. «Там большая сумма требований — 5 млрд долларов без учета процентов. Но с процентами это уже больше 7 млрд долларов», — сказал он в интервью Liga.net. Решение трибунала ожидается «в конце 2020 или в 2021 году».

Иск против России «Нафтогаз» Украины и шесть его дочерних компаний подали в октябре 2017 года. При этом, сумма убытков от потери крымских активов у «Нафтогаза» постоянно растет. Впервые они были посчитаны в декабре 2015 года. Тогда «Нафтогаз» оценил rрымские потери в 1,15 млрд долларов – это 13,8 млрд грн убытков от прекращения работы в Крыму за 2014 год плюс 15,7 млрд грн — стоимость утраченных активов. Через два года, когда «Нафтогаз» подавал иск в суд, сумма требуемых компенсаций удвоилась – до 2,6 млрд долларов. Еще через два года, летом 2019 году украинская компания снова удвоила сумму претензий – она составила 5,2 млрд долларов. Теперь «Нафтогаз» требует заплатить ему уже более 7 млрд долларов.

Самый дорогой актив в Крыму в газовой сфере — это компания «Черноморнефтегаз», которая в 2012-2013 годах добывала 1,2-1,6 млрд кубометров газа.

В случае с крымскими активами «Нафтогаз» и другие компании подают в суд на Россию как государство, но Москва в этих судах даже не принимает участие. Позиция России по таким делам однозначна и не меняется: Москва не признает юрисдикцию международных арбитражных трибуналов по «крымским» делам и платить не собирается.

Неправомерность решения суда как по делу «Нафтогаза», так и по делам других истцов аргументируется тем, что арбитры вынесли решение, не установив, что полуостров Крым является суверенной территорией России. Без этого признания Россия не может нести ответственность в рамках норм двустороннего соглашения между Россией и Украиной, на которое ссылаются украинские истцы.

Речь идет о соглашении о взаимной защите инвестиций между РФ и Украиной от 1998 года. Суть этого договора в том, что Россия обязуется защищать инвестиции украинской компании, которые сделаны на российской территории (и наоборот). Если Украина считает Крым украинской территорией, то почему Россия обязана нести ответственность за потерю украинских активов на украинской территории? Требовать компенсацию украинские компании могут только, если официально пропишут признание, что Крым является российской территорией.

Но «Нафтогаз» и другие украинские истцы не готовы идти на признание Крыма частью России. И то, что этого не требует международный трибунал в рамках этих дел показывает, что все эти процессы явно политизированы, как и судебная история с ЮКОСом.

Напомним, что летом 2014 года было вынесено сенсационное решение по делу ЮКОСа в пользу его бывших акционеров с требованием к России заплатить невероятные 50 млрд долларов. Это произошло в самый разгар только начавшейся гибридной войны с Россией. Такой суммы компенсаций Гаагский трибунал еще никогда не выписывал.

Однако Россия не признала решение суда и ничего не заплатила. В итоге бывшие акционеры стали бегать по Европе и США в надежде арестовать имущество РФ. Так же может поступить и «Нафтогаз». Но если даже бывшие акционеры ЮКОСа не смогли ничем поживиться, то и у «Нафтогаза» вряд ли получится. Ведь речь идет не об активах Газпрома, а об активах РФ.

В итоге история с ЮКОСом закончилась тем, что в 2016 году впервые за 20 лет было отменено решение международного арбитража в Гааге о выплате Россией 50 млрд долларов бывшим акционерам ЮКОСа. Поэтому украинская компания может безболезненно для России увеличивать сумму претензий по потерянным крымским активам, ей вряд ли удастся выручить за них хотья бы один рубль.

Источник: https://vz.ru/economy/2020/1/11/1017543.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня