Не киндер больше и не сюрприз

Post navigation

Не киндер больше и не сюрприз

Сергею Кириенко предстоит доказать, что управлять предельно атомизированным российским обществом не сложнее, чем ядерной госкопорацией.

 

Слухи о том, что бывший премьер, а в последние годы глава «Росатома» Сергей Кириенко заменит Вячеслава Володина в Кремле, появились практически сразу после парламентских выборов, когда стало известно, что бывшему уже первому замглавы администрации не удалось отвертеться от депутатского мандата и кресла спикера Госдумы.

Президент России Владимир Путин и Сергей Кириенко

Решение по Кириенко, по словам источника, близкого к «Росатому», было принято сразу же после того, как Владимир Путин «настоятельно порекомендовал» народным избранникам избрать своим спикером Володина. Однако, чтобы не устраивать кадровую чехарду, все эти перестановки были отложены до 5 октября, когда состоялось первое заседание Госдумы нового созыва.

 

Тем самым отпала необходимость, чтобы Вячеслав Володин писал заявление об отставке либо президент увольнял его. Ну и сам Сергей Кириенко, как говорят в «Росатоме», просил больше времени, чтобы привести в порядок дела по прежнему месту работы.

 

Теперь назначение, наконец, состоялось, в связи с чем стоить напомнить ключевые моменты биографии нового влиятельного кремлевского чиновника, ответственного за всю внутреннюю политику в России.

 

Сергей Кириенко стал известен широкой публике в 1997 году, когда стал вначале замминистра, а затем главой Минтопэнерго. А уже в апреле 1998 года президент Борис Ельцин неожиданно сделал его новым председателем правительства РФ.

 

Кабинет Кириенко называли «правительством стрелочников», преодолеть кризис оно не смогло. При этом самого молодого премьера в истории России (на момент назначения ему было 35 лет) за возраст и в связи с неожиданным назначением в народе прозвали «киндер-сюрпризом».

 

Оглядываясь назад, можно сказать, что самое серьезное событие за все время недолгого пребывания Сергея Кириенко на втором по важности посту в стране произошло 25 июля 1998 года, когда членом его правительства стал также мало кому на тот момент известный Владимир Путин, назначенный главой ФСБ.

 

После дефолта по внутреннему долгу, который правительство России было вынуждено объявить в августе 1998 года, Кириенко был отправлен в отставку, но совсем с политической арены не пропал. Перед выборами в Госдуму 1999 года он становится одним из лидеров блока либеральных партий «Союз правых сил», который выступал на стороне правительства, тогда уже возглавляемого Владимиром Путиным.

 

Парламентскую избирательную кампанию СПС тогда вел под лозунгом «Путина — в президенты, Кириенко — в Государственную думу. Молодых надо!». «Союз правых сил» в итоге получил 8,52% голосов избирателей и сформировал фракцию из 29 депутатов, председателем которой стал Кириенко.

 

Тогда же, в 1999 году, Кириенко предпринял попытку избраться мэром Москвы, но занял второе место с 11,3% голосов, уступив победу сверхпопулярному столичному градоначальнику Юрию Лужкову.

 

В мае 2000 года Владимир Путин, уже избранный президентом РФ, сделал Кириенко своим полномочным представителем в Приволжском федеральном округе (и посты полпредов и сами федеральные округа тогда только появились — это была одна из первых реформ нового главы государства). Там Кириенко проработал до 2005 года, запомнившись, в основном, активной деятельностью по химическому разоружению.

 

Кроме того, полпреду пришлось (правда, не слишком успешно) бороться с «региональными баронами», в первую очередь, президентами Татарстана и Башкирии, за то, чтобы они привели местное законодательство в соответствие с федеральным.

 

В ноябре 2005 года Кириенко опять неожиданно был назначен главой «Росатома» (вначале федерального агентства, затем государственной корпорации), практически ничего не зная об отрасли, как честно признавались тогда люди из его команды. Тем не менее, Кириенко показал себя хорошим администратором, специалистом по подбору кадров, предпринимателем и дипломатом, поскольку большая часть доходов «Росатома» сегодня приходит от зарубежных заказчиков.

 

После торговли нефтью, газом и оружием атомная отрасль формально одна из наиболее доходных для России. Если, конечно, не учитывать, что на большую часть контрактов на строительство за рубежом атомных станций Россия выделяет долгосрочные кредиты, из которых потом услуги «Росатома», а точнее, его дочерних компаний, и оплачиваются.

 

Теперь Сергею Кириенко предстоит доказать, что тот, кто может управлять мирным атомом, управится и с предельно атомизированным российским обществом. Его новое назначение некоторые российские СМИ и аналитики еще в сентябре поторопились связать с поддержкой этой идеи давними знакомыми Владимира Путина — братьями Юрием и Михаилом Ковальчуками, из которых первый является председателем совета директоров находящегося под западными санкциями банка «Россия», а второй возглавляет Курчатовский институт. Оба они контролируют также множество медиа-активов, объединенных в холдинг «Национальная Медиа Группа».

 

С этой точки зрения, призвание в Кремль Кириенко явно уравновешивает ранее произошедшее назначение главой президентской администрации Антона Вайно, хорошего знакомого Сергея Чемезова, руководителя холдинга «Ростех» и еще одного старого соратника российского президента.

 

Пока нет ясности, как поступит новый куратор внутренней политики в Кремле с командой своего предшественника. Скорее всего, как говорят источники, близкие к администрации президента, свой пост скоро покинет глава управления внутренней политики Татьяна Воронова, которая может перейти к Вячеславу Володину в аппарат Госдумы.

 

Напротив, наверняка останется в Кремле ее новый заместитель Сергей Смирнов, который совсем недавно сменил на посту ответственного за связи АП с парламентом Радия Хабирова. С Кириенко, кстати, он наверняка найдет общий язык как человек, занимающийся айкидо, ведь у первого замглавы администрации президента самого четвертый дан по этому виду единоборств. Кстати, это говорит и об общности интересов с главой АП Антоном Вайно, который говорит по-японски и пять лет провел на дипломатической службе в этой стране.

 

Интересно, что многие комментаторы связывают с именем Сергея Кириенко надежды на некую «оттепель» в российской внутренней и даже внешней политике. Как говорили еще недавно, его якобы поддерживает условная «партия мира» в окружении Владимира Путина, выступающая за постепенное восстановление отношений или хотя бы минимизацию конфронтации с Западом.

 

Однако превращение близкой к Кириенко по прежнему месту работы «плутониевой» темы в предлог для резкого усиления противостояния с США свидетельствует об обратном. Новый первый заместитель главы администрации президента выстроил в последние годы прекрасные отношения с российскими консервативными деятелями, в том числе, иерархами Русской православной церкви, а сам при этом если и проявлял себя как либерал, то сугубо в области экономической политики.

 

Так что какой-либо либерализации в России ждать, похоже, не приходится. Зато весьма вероятны жесткие политические реформы в рамках курса, заданного президентом. Например, нацеленные на снижение количества политических партий, повышение управляемости региональными процессами и т.д.

 

Правда, Кириенко еще только предстоит сделать так, чтобы должность первого замглавы президентской администрации не потеряла того политического веса, который ей придали Владислав Сурков, а затем Вячеслав Володин.

 

Иван Преображенский

http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня