Опасные связи Януковича

Post navigation

Опасные связи Януковича

С 2011 года наступает кардинально иной этап в отношениях Украины с Европейским Союзом и Россией. Европа требует больше, чем может дать, Россия же соглашается на большие уступки в вопросе интеграции. И мы видим, что Украина начинает реагировать на них положительно. 

А заявления еврокомиссара по расширению и политике соседства Штефана Фюле о «сворачивании демократии на Украине», а также решение властей Чехии о предоставлении экс-министру экономики во втором правительстве Юлии Тимошенко Богдану Данилишину политического убежища означают, что Европа будет жестко привязывать интеграцию Украины в ЕС с уровнем активности оппозиции и ее участия во властных процессах.

Это коренным образом противоречит политике Виктора Янковича. Логика системы его власти не подразумевает одновременного (вместе с ним) наличия второго мощного политического центра силы, который в любой момент может подменить Януковича на посту президента. Янукович за первый год своей власти сделал все от него зависевшее, чтобы стать для Европы уникальным партнером. Вместе с тем было зачищено политическое поле не только в среде оппонентов, но и среди союзников: Янукович перетасовал политические карты внутри группировок в Партии регионов.

Теперь Евросоюз добивается принципиального поворота в украинской внутренней политике. ЕС привык иметь дело с партнером, на которого можно давить в случае его несогласия с предлагаемым вариантом взаимоотношений/интеграции. Янукович просто не может действовать в таких условиях. Результаты выборов президента в 2010 году могли бы быть совершенно иными: по агитации Янукович сильно проигрывал Тимошенко. По части «продажи» себя и своих решений электорату Янукович не преуспел и за последний год: его аргументы за пенсионную реформу, повышение тарифов на газ и проч. не находят отклик в душах людей. Наоборот, «сворачивание демократии» вскоре будет ассоциироваться и с «затягиванием поясов» (поразительно, но факт — Янукович перед Новым годом ПРЯМО заявил, что в 2011 году граждане, возможно, будут жить хуже (по достатку), чем в 2010-м).

Если Янукович согласится на европейские правила игры, то «откат», а затем и крушение политсистемы, выстроенной в 2010 году, начнутся уже после выборов в парламент в 2012 году.

Не удивляйтесь, если вскоре Европа обратит внимание на проблемы национальных меньшинств (г-н Фюле уже успел обозначить свое беспокойство относительно недоступности образования на языках национальных меньшинств). За этим потянется интерес к проблемам крымских татар и русинов в Закарпатье, а значит рост реального сепаратизма, который станет инструментом шантажа в большой европейской игре и добавит головной боли не только Януковичу, но и всей Украине. Воскрешение темы сепаратизма может спровоцировать рост аналогичных настроений в только что, кажется, замиренных регионах (речь о Галиции и Новороссии). К европейцам потянутся не только националисты, но и «профессиональные русские».

В схожем состоянии пребывают переговоры об ассоциации с Европейским Союзом. У украинской стороны вызывают вопросы требования европейцев по сокращению уровня поддержки экономики в целом и ее слабых отраслей, в частности (например, в сельском хозяйстве). Это означает, что проблемы новых членов ЕС по сбыту собственной продукции будут перекладываться на плечи новых членов — в данном случае Украины. Принцип пирамиды. Только так можно создать хоть какую-то финансовую гармонию в Союзе, где богатые страны не стремятся помогать бедным.

Результат очевиден — евроинтеграция больше нужна ЕС, чем самой Украине. И Украина это понимает. В последние месяцы 2010 года украинские чиновники из правительства проявили повышенный интерес к интеграции в рамках Таможенного Союза. Россия — что доказал российский премьер Владимир Путин в своем предновогоднем общении с журналистами — делает Украине новое — более выгодное — предложение: РФ предлагает создать совместное предприятие на базе «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», передав некоторые месторождения нефти и газа во владение Украины. Нефть и газ в современном состоянии — главное богатство России. Интересно, готова ли Европа также поделиться с Украиной своими высокими технологиями? Об этом даже речи не идет! Только «игра в одни ворота» и постоянная и изматывающая работа правительства по «повышению инвестиционной привлекательности» Украины.

К слову сказать, внешние условия интеграции в ЕС для Украины также ухудшились. Нынешние правительства стран Восточной Европы, которые поддерживали «оранжевую» команду, идеологически и психологически чужды «красному директору» Януковичу. Они воспринимают его как чужеродное, не органическое тело в Европе.

Не исключено, что в будущем все острее — в том числе и представителями стран Восточной Европы — будет пониматься вопрос о частичном — «порегионном» включении Украины в Европу. Западные регионы страны в настоящее время наиболее готовы к интеграции как политически и духовно, так и организационно (вспомним, в частности, несколько сотен тысяч «карт поляка», которые были розданы на западе страны несколько лет назад). С восточными регионами договариваться сложнее. Тем более что и Россия не спит — она сама активно налаживает приграничное политическое и экономическое сотрудничество с востоком Украины.

Постоянно шатающаяся Украина, которая может достичь равновесия только путем унижения национальных прав одной из общностей — ненадежный партнер. Поэтому в последнее время активизировалось обсуждение организации еврорегионов — сообществ приграничных регионов европейских стран, — часть из которых (например, еврорегион «Донбасс») уже созданы. Втягивание Украины в ЕС по еврорегионам может частично решить задачи евроинеграции страны без федерализации и территориального раскола.

Олег ГОРБУНОВ

www.politcom.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня