Рустем Барамыков бил фашистов с воздуха и на земле

Post navigation

Рустем Барамыков бил фашистов с воздуха и на земле

Барамыков Рустем Иноятович, 1922 г.р., в 1940 г. начал учиться в Харьковском авиационном училище. В 1941 г. был направлен в действующую армию. Во время боевых полетов был тяжело ранен. После лечения в госпитале бил фашистов на земле на различных фронтах Великой Отечественной войны. Освобождал города Гдов, Нарву и Кингисепп.

Рустем Барамыков бил фашистов с воздуха и на земле

Согласно акту № 0574 от 1 мая 1946 г. по л/с 634-й отдельной строительной роты командир отделения старшина Барамыков Рустем Иноятович был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (удостоверение  к медали И-0453957).

(ЦАМО: ф. 3, оп. 47, ед. хр. 86)

В 1985 г., в связи с сорокалетием Победы, ветеран Великой Отечественной войны Барамыков Рустем Иноятович, проживавший в то время в г. Намангане Узбекской ССР, был награждён орденом «Отечественная война» 2-й степени.

Барамыков Рустем Иноятович ушел в мир иной в 1996 г. Погребен на мусульманском кладбище в г. Намангане.

Асан Хуршутов, г. Ялта

Рустем Барамыков – еще одна жертва беззакония

Война  кровоточащей раной отзывается в сердце каждого человека. Не одно поколение оплакивает родных, погибших на фронтах  Второй мировой, в партизанских отрядах, в тылу врага, в оккупации. Для крымских татар эта трагедия обернулась не менее чудовищной расправой – лишением честного имени и родины.  Самостоятельно вернувшиеся на родину крымские татары, наконец, Указом президента реабилитированы, и их моральные, политические и социальные страдания компенсированы 500 рублями ежемесячных выплат. И это касается лишь тех, кому республики Средней Азии, куда был сослан безвинный народ, подтвердили факт их проживания  в местах спецпоселений. Остальные же вот уже второй год пребывают в ожидании и неведении, так как ни архив МВД, ни высокопоставленные  лица не могут дать конкретного ответа, когда обратившиеся смогут получить документ, который вернет  доброе имя им и их детям и внукам.

Поощрение освободителю Ленинграда

В 1940 году выпускник татарской средней школы № 13 г. Симферополя (в здании которой по ул. Караимской ныне располагается школа № 14) Рустем Барамыков по направлению горсовета обучался на штурмана-бомбардировщика в Харьковском военном авиационном училище. Военно-политическая ситуация в мире накалялась. В 1941 году отучившихся лишь год курсантов направляют в действующую армию для бомбардировки позиций врага. Во время одного из боевых полетов, в августе 1941 года, молодой штурман Рустем Барамыков был тяжело ранен, контужен и отправлен в госпиталь. Оправившегося от ран бойца направляют сначала на Карельский, позже Волховский и Ленинградский фронты. Он самоотверженно сражался в составе 42-й армии, в 17-м отдельном аэросанном батальоне (командир аэросаней). Рустем освобождал города Гдов, Нарва, Кингисепп, был начальником поста наведения Приморской противовоздушной обороны. В июле 1944 года Рустем Барамыков в числе лучших бойцов был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и поощрен отпуском.

Рустем, четыре года не видевший родных, предвкушая радостную встречу с мамой и сестрами, отправился в родной Симферополь, где родился на улице Училищной, учился и рос.

Но, к его великому изумлению, в родном доме хозяйничали квартиранты, которым до войны их семья сдавала комнату.  Дворовый пес, вначале ошалевший от радости,  норовил лизнуть любимого хозяина. Он своим собачим умом никак не мог понять, куда уводят Рустема подоспевшие люди в милицейской форме. Он долго смотрел вслед взглядом, преисполненным такой щемящей душу тоски. Бойца, проливавшего кровь на передовой ради отчего дома и родных, как опасного преступника не впустили в родной дом, изъяли документы и именное оружие и под конвоем сопроводили в отделение.

Приговором военного трибунала

Тем временем советские войска победоносно  подходили к Берлину, а крымских татар, сражавшихся на фронтах, особенно офицерский состав, направляли в специально сформированные строительные отряды. Вот и Рустема Барамыкова после ареста в Симферополе отправили в 634-ю строительную роту (города Сегежа, Онега, Конуша).

В марте 1947 года в строительном подразделении старшины Барамыкова произошел вопиющий по тем временам инцидент. Крымские татары, служившие в подразделении, узнав из писем близких о горестях на чужбине, голоде, смертях и болезнях родных, открыто выступили против факта депортации.

Приговором военного трибунала Кольского морского района Северного флота от 25-26 марта 1947 года старшина Рустем Иноятович Барамыков был приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в исправительно-трудовые лагеря (ГУЛаг).

— Отца исключили из партии, лишили всех наград и званий – медалей «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья», — рассказывает дочь героя Элеонора-ханум Барамыкова. – Это еще было щадящее наказание, учитывая его боевые заслуги,  вменили статью за хулиганские высказывания и выступления. По рассказам отца, в ГУЛаге крымских татар содержали хуже всех заключенных, включая даже пленных фашистов. Трудно было назвать едой то, чем кормили – очистки овощей, смешанные с грязью. От ужасных, нечеловеческих условий содержания, постоянных унижений, многочасовой изнурительной работы умирали осужденные. Они мучились от голода, глистов, прибавлялись другие болезни, сказывались фронтовые раны. Сестре Шефике удалось отправить брату передачу со съестным и положить немного чеснока, это и спасло Рустема от голода и паразитов.

В 1950 году на последней стадии дистрофии Рустем Барамыков был освобожден и направлен в  город Наманган Узбекской ССР, куда были высланы его мать и сестры.

Как и все крымские татары, он был поставлен на унизительный учет в комендатуре. С трудом устроился в Электросеть землекопом. Несмотря на подорванное здоровье, копал траншеи для электрических проводов. Взял в жены Лейлю Байрашевскую, оказавшуюся с матерью в Намангане. Они воспитали двоих детей. Дочь Элеонора вернулась на родину предков, сын Искандер живет в Краснодарском крае, оба растят уже своих детей и внуков.

Арабаджи Фейзулла-къартбаба помог воспитать Рустема

Отца своего Рустем даже не помнил, он умер от холеры в 1922 году, когда родился сын. Старшие сестры Рефика и Шефика, повзрослев, учились в Симферопольском мединституте. Мама тяжело болела тифом. Ее отец Фейзулла-къартбаба занимался извозом, имел несколько лошадей, практически он и воспитал любимого внука, сумев привить любовь к труду, учебе, животным. Рустем держал голубей, гонял их по крышам, кормил лошадей, баловал кота и любимого пса, который с такой тоской провожал хозяина сначала на учебу в Харьковское летное училище в 1940-м, позже пронзительным лаем, когда забирали его под арест в 1944-м.

Рустем в школьные годы был способным учеником. В его выпуске было много талантливых девушек и ребят. Барамыков был отличным пловцом и гимнастом, занимался в аэроклубе.

В Намангане, на высылке, он встретился с одноклассницей. Она нам рассказала, вспоминает Элеонора-ханум, как отец мог, совершив кувырок, встать на одну руку на парте и выполнять стойку и трюки. Он до преклонного возраста сохранял физическую форму, делал стойку и отжимался. Вот только сердце не выдержало, когда стал собираться в Крым. Уже был отправлен контейнер, продана квартира. Скончался он 16 октября 1996 года на 74-м году жизни.  Похоронен в Намангане.

Рустем Барамыков бил фашистов с воздуха и на земле

Все ему в жизни было по плечу, с гордостью и горечью утраты  говорит Элеонора-ханум. Пережив столько страданий, он  в 1959 году окончил филиал Московского энергетического техникума.  До выхода на пенсию в 1987 году работал начальником мастерских. Он занесен в Книгу почета сотрудников Энергосети г. Намангана.

***

Это только одна судьба, покалеченная войной и высылкой. Сколько же их —  изувеченных?! Заглянув на страничку Базы данных «Подвиг народа», отыскала фамилию и героя сегодняшней публикации. Помимо исковерканного отчества изменено и место рождения — указано место высылки: г. Наманган, Узб.ССР. В акте о награждении от 1 мая 1946 года под номером 18 значится  и старшина, командир отделения Барамыков Рустем Ионятович,  среди 82 фамилий награжденных я насчитала 70 крымскотатарских! Свидетельства героического прошлого нашего народа налицо!

Гульнара Чилингирова

«Голос Крыма New», 06.05.2016 / №18 (58)

Источник: http://goloskrimanew.ru/lishen-nagrad-i-otpravlen-v-gulag.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня