Чем ближепредложений и разногласий в отношении Севастополя. В целом, на сегодняшний день можно выделить три возможных варианта развития города: создание торгового порта с промышленной инфраструктурой, сохранение статуса военно-морской базы и комбинация первых двух.

Об уникальности и удобстве экономико-географического положения Севастополя не говорил разве что ленивый. Это и пересечение черноморских торговых путей с древнейших времен, и протяженная береговая линия, и незамерзающие глубоководные бухты, и близкий к субтропическому климат. Вот только одна особенность положения города не дает стать ему одним из самых успешных регионов страны: он находится едва ли не в самом эпицентре переплетения геополитических интересов Украины и России.
В конце 2008 года, 26 декабря, президент Украины подписал Указ «О дополнительных мерах в отношении социально-экономического развития города Севастополя». Согласно этому документу, специальной рабочей группе во главе с Александром Турчиновым и Сергеем Куницыным в двухмесячный срок необходимо было подготовить предложения касательно использования инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях после 2017 года, то есть демилитаризации города после ожидаемого вывода сил Черноморского флота Российской Федерации. Кроме того, были поставлены требования углубления трансграничного сотрудничества в Причерноморском регионе, привлечения иностранных инвестиций для развития в Севастополе энергетического машиностроения, судостроения, транспортного комплекса, пищевой промышленности и жилищного строительства, обеспечения занятости населения и уменьшения уровня безработицы.
Исполняя этот Указ, Министерство транспорта и связи Украины разработало концепцию превращения Севастополя в крупнейший транспортный узел с глубоководным торговым портом, способным перерабатывать около 30 млн. тонн грузов в год (в 5-6 раз выше нынешнего показателя). Как считают в Министерстве, создав необходимую транспортную инфраструктуру, из Севастополя можно сделать полноценного конкурента Одессе в борьбе за право быть первой морской столицей государства. В связи с этим Минтранс строит планы по строительству железнодорожной и автомобильной магистралей из Севастополя в направлении Северной, Центральной и Восточной Украины с возможным дальнейшим выходом на Беларусь и Россию.
Только ведь легче сказать, чем сделать. Те, кто хоть раз ездил в Севастополь поездом или на электричке, видел, через какие тоннели проходит единственная железнодорожная ветка. Поэтому для постройки магистралей с учетом таких ландшафтных особенностей потребуются многомиллионные инвестиции. А если принять во внимание потребность в строительстве различных терминалов, складских помещений, рельсовых крановых путей для причальных перегружателей и т.д., то необходимые суммы примут вид чисел с девятью нулями. Понятно, что таких денег в украинском «бюджете выживания» нет. Для разрешения этой проблемы глава Севастопольской городской государственной администрации Сергей Куницын занялся разработкой свободной экономической зоны (СЭЗ): международного экономического проекта «Севастополь — город открытой экономики и черноморского сотрудничества», рассчитанного минимум на 25 лет. Предполагается, что существующим предприятиям налоги могут быть снижены на 30-40%, а новые предприятия с иностранным капиталом будут полностью освобождены от налоговых выплат. В качестве ориентира приводятся СЭЗ в Сингапуре и Гонконге. Идея сама по себе хорошая, но практика показала, что использование международного опыта в создании СЭЗ в Украине не приводит к ожидаемым результатам. Да и вряд ли уместно сравнение с Сингапуром и Гонконгом, которые расположены вблизи бурноразвивающихся рынков Юго-Восточной Азии и высокоразвитой экономики Японии на оживленном торговом пути из Индийского океана в Тихий. К тому же, конкуренция между СЭЗ в мире привела к тому, что высокоразвитая современная инфраструктура является обязательным условием привлечения иностранного капитала, а не его конечной целью. Таким образом, строить широкомасштабные планы по конверсии Севастополя с надеждой только на иностранных инвесторов — это все равно, что вилами по воде писать.
Однако, принимая во внимание сегодняшние тенденции, не очень дальновидно отрицать важность и необходимость развития в Севастополе гражданского портового хозяйства и промышленности. Нынешние украинские власти не видят альтернатив выводу ЧФ из Севастополя в 2017 году: как известно, продлить срок действия договора не позволяет Конституция, которая запрещает пребывание иностранных войск на территории Украины. В свою очередь, Россия уже предпринимает действия по созданию системы базирования ЧФ на собственной территории (прежде всего, Новороссийске) и сокращает численность флота в Севастополе: по данным Сергея Куницына, в 2009 г. на ЧФ РФ будут сокращены 9 тыс. человек. Если все будет продолжаться в таком же духе, то к 2017 году Севастополь окажется городом с высоким уровнем безработицы и устаревшей и разваливающейся инфраструктурой, поскольку России нет смысла осуществлять крупные капиталовложения, если договор не будет продлен, а Украина не может этим заниматься до выведения войск. В этой ситуации поощрение предпринимательства, развитие промышленности (особенно ее высокотехнологичных отраслей) и торговли может стать именно тем фактором, который поможет сгладить негативные социально-экономические последствия конверсии.
Второй возможный сценарий — сохранение статуса военного города. Тут, в принципе, возможны две вариации. Первая — после выведения российских войск Украина начнет расширение в Севастополе собственной военно-морской базы. Сейчас в составе всех ВМС Украины (штаб командования которых, кстати, тоже размещен в Севастополе) находится лишь 15 боевых кораблей. Негусто для страны с желанием занимать лидирующую позицию в черноморском регионе. Кстати, у ЧФ РФ на севастопольской базе боевых кораблей в два раза больше. Поэтому, если предположить, что к 2017 году в Украине вдруг случится экономическое чудо на фоне оживления после кризиса, то вполне закономерным станет стремление усилить военно-политические позиции. Еще одним вариантом может быть продление договора между Россией и Украиной. Все-таки до 2017 года нам предстоит пережить, в лучшем случае, два избрания Президента, а сегодняшний рейтинг В. Ющенко говорит о том, что теперешний гарант вряд ли сможет занять этот пост снова. Какими будут отношения новой украинской власти с российскими коллегами говорить сложно, но ясно одно: к 2017 году у России могут появиться значительные рычаги воздействия. Взять хотя бы тот же газ: за 8-9 лет Украина, скорее всего, не сможет существенно диверсифицировать его поставки, а газопроводы в обход нашей страны планируют достроить к 2014 году. Вот и получается, что для нас проблема с возможным закрытием вентиля останется, а для России проблема транзита перестанет быть такой актуальной. Сможет ли тогда наш восточный сосед просто так отказаться от города своей славы?
И к первому, и ко второму сценарию отношение различных кругов неоднозначно. К концепции торгового порта отрицательно настроены жители города. Самый свежий пример — сопротивление строительству угольного терминала стивидорной компанией «Авлита», которое, по мнению севастопольских экологов, приведет к экологической катастрофе. Антагонизм усугубляется негативным отношением севастопольцев к своей городской администрации, активно поддерживающей политику центральных властей. Местным жителям больше бы пришлось по душе продление соглашения о функционировании ЧФ РФ на территории Украины, но это, как мы уже говорили, абсолютно противоречит позиции Киева.
Смягчить противоречие между интересами населения и центральной власти мог бы третий сценарий: параллельное развитие как промышленно-торговых, так и военных мощностей. Тогда были бы, как говорится, «и волки сыты, и овцы целы». Но поскольку в этом сценарии соединяются проблемы и недостатки первых двух, то и вероятность его реализации в несколько раз ниже.
Кроме того, нельзя забывать о таком важном элементе, как туризм, который должен развиваться вне зависимости от избранного пути. Понятно, что требовательных туристов пляжами портового города не завлечешь. Но для делового и исторического туризма есть прямо-таки все условия. Большим плюсом является близость горного Крыма и Южного берега. Увеличению потока отдыхающих может весьма поспособствовать оборудование причалов для одновременного приема 2-3 круизных лайнеров на внутреннем рейде Севастопольской бухты, которое к маю планирует закончить Севастопольский морской торговый порт.
В любом случае, до 2017 года еще порядочно времени, и большинство предложений, так или иначе, пока остается либо на словах, либо на бумаге, особенно в преддверии новых выборов. Однако время неумолимо идет, и чем больше мы приближаемся к этому важному моменту, тем острее становится проблема принадлежности и демилитаризации Севастополя.
Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ
«Полуостров» №9 (313) 6 — 12 марта 2009 г.