Сервер Исмаилов гордился участием в национальном движении

Post navigation

Сервер Исмаилов гордился участием в национальном движении

Крымскотатарский народ даже сегодня не имеет полной и достоверной информации о массовости общенационального движения в условиях тоталитарного режима за возвращение в Крым. Еще не названы имена многих активистов этого движения. Они, как звезды в темной ночи, ориентировали путника в долгой дороге домой.

 

Сервер Исмаилов гордился участием в национальном движении Мудрость гласит: «Неисповедимы пути господни!». И это так и есть. Депутат ВС Крыма Лентун Безазиев принес в редакцию газеты «ГК» более двадцати фотографий, запечатлевших посланцев крымскотатарского народа в Москве в феврале-марте 1966 года. По словам, владелец фотографий, почувствовав проблемы со здоровьем, просил передать их в надежные руки, чтобы сохранить для истории. Поиск свел нас с Армидой Сергеевной, пояснившей, что фотографии принадлежат ее покойному мужу Серверу Исмаилову, чью память она свято чтит, а пожелания выполняет. Это имя помнят не только пожилые участники национального движения 1960-х, но и те, кому сегодня 30 лет.

 

Сервер Исмаилов родился в декабре 1927 года в Акмесджиде (Симферополе). У его родителей было пятеро детей: Айдер, Сервер, Талят, Зекие и Афизе. Отец погиб на фронте. Старший сын Айдер стал военным летчиком, участвовал в войнах с Финляндией и Германией. Позже был комиссован по состоянию здоровья, остался жить с семьей за пределами Крыма и работал на номерном заводе. Сегодня из семьи Исмаиловых живы только сестры. В 1944 году мать Сервера с младшими детьми была выселена в Новоляленский леспромхоз Свердловской области. В 1956 году семья переехала в г. Андижан Узбекской ССР.

 

Трудовая деятельность Сервера Исмаилова началась сразу же на лесоповале в леспромхозе. Начал грузчиком, затем мотористом электропилы, бригадиром, мастером сплавной гавани. Смышленый, физически крепкий, ладный паренек быстро освоил это дело. Высоченные хвойные деревья в его просеке под перезвон электропилы ложились в аккуратный ряд, как спички в спичечный коробок. Администрация его работой была довольна и ежемесячно поощряла денежной премией и отрезом ткани. Стопка почетных грамот, которыми был награжден Сервер Исмаилов, свидетельствует о том, что парень прогрессировал в процессе работы. Трудовая биография крымского татарина обычно отражает положение этого народа в обществе.

 

В Андижане С. Исмаилов пошел работать на крупнейший в отрасли консервный завод и одновременно учился в вечерней школе, которую окончил с достойными оценками. Перелистывая страницы его трудовой книжки, обращаешь внимание на то, что руководство завода через каждые 2-3 года переводило его на ступень выше по служебной лестнице. Исмаилов поработал на всех участках производственного цикла, завершив свою трудовую деятельность в должности заместителя директора по материально-техническому снабжению и сбыту готовой продукции. Вся работа завода в завершающей стадии практически ложилась на его плечи.

 

Продукцию реализовывали на всей территории СССР, и если изредка где-нибудь на местах возникала проблема, разобраться в ней поручали С. Исмаилову, который, опираясь на свои знания и обретенный опыт, находил бесконфликтное решение с учетом обоюдных интересов. Руководство пищевой промышленности Узбекистана и городская власть Андижана высоко ценили С. Исмаилова как специалиста и человека трудолюбивого, отзывчивого. Рабочие в цехах уважали его за справедливость, доброжелательность, открытость. К нему всегда можно было подойти с любым вопросом или просьбой.

 

Армида Сергеевна коснулась вопроса об общественной активности и высокой патриотичности Сервера Исмаилова. Интересы крымскотатарского народа, ограниченного в правах, вызывали боль в его душе, и он готов был идти на все, чтобы защитить свой народ. Сервер Исмаилов был единомышленником Бекира Османова, Ризы Асанова, Джеббара Акимова, Сеитягьи Белялова и других уважаемых в народе людей. В общенациональную копилку он старался внести весомый вклад, считая крайне важным присутствие в приемных высших органов власти СССР посланцев крымскотатарского народа.

 

В начале 1966 года он взял трудовой отпуск и уехал в Москву добиваться приема делегации крымских татар и решения вопроса о возвращении наших соотечественников в Крым. Обстоятельства сложились таким образом, что в столице пришлось задержаться на три месяца. Когда он вернулся на работу, на него обрушился шквал обвинений со стороны городских властей и партийных органов. Они требовали изгнать С. Исмаилова из Коммунистической партии и уволить с работы. Но более трезво мыслящие производственники понимали, как потеря Исмаилова, фактически организатора всех работ, может привести к срыву выполнения государственного плана по городу и министерству. В конце концов решили с учетом того, что и трест за него хлопотал, Исмаилова из Коммунистической партии исключить, но на работе оставить. Он продолжал работать также самоотверженно, защищая интересы производства и коллектива.

 

Его супруга вспоминает эпизод, ярко характеризующий его как неординарную, принципиальную личность: директор завода проводил планерку с участием руководителей цехов и служб. Он заметил, что Исмаилова нет, и попросил секретаря срочно вызвать его из цеха. Подождали несколько минут. Исмаилов пришел запыхавшись, полы белого халата были забрызганы томатной пастой. На вопрос директора завода Исмаилов сказал, что в томатном цехе не могли запустить конвейер и пришлось ему самому вмешаться в процесс. Рассвирепевший директор кричал: «Без вас завод работал бы вдвое лучше!» И тогда Сервер Исмаилов ответил ему в том же духе: «А без вас завод работал бы в 10 раз лучше!» После совещания в узком кругу директор заявил: «Надо было после Москвы не только из партии вас исключить, а с работы изгнать!»

 

Исмаилову после всего этого много раз предлагали вновь восстановиться в Коммунистической партии, но он категорически отказывался.

 

Был случай, когда первый секретарь обкома партии в сезон переработки овощей приехал на завод и говорит: «Исмаилов, ты иди домой и поспи несколько часов, а потом всю ночь будешь дежурить на заводе». Все не только на заводе, но даже водители, привозившие овощи, знали, что если на заводе дежурит С. Исмаилов, то порядок во всем будет обеспечен. Иначе, в случае сбоя конвейера, вдоль улиц ночью выстраивалось до 300-350 машин и тракторов с прицепами, груженных помидорами, а к утру помидоры текли и вся дорога становилась красной от томатного сока. С появлением Исмаилова ночью все водители заводили моторы, и колонна уже начинала двигаться к разгрузочной площадке.

 

Начальниками и бухгалтерами всех цехов и отделов завода работали крымские татары, а из двух тысяч рабочих 75% составляли наши соотечественники. По итогам работы в 1986 году Исмаилов награжден Золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР. В 1990 году ему предложили занять должность директора Андижанского консервного завода, но он уже решил уехать в Крым и понимал, что, вступив на эту должность, ему придется еще на пять лет застрять в Узбекистане. Для него это казалось катастрофой.

 

В Крым семья переехала в 1990 году. Здесь ему предложили должность директора одного из симферопольских предприятий, но, ознакомившись с его катастрофическим положением, он отказался, так как устал восстанавливать и налаживать работу предприятий, которые другими подвергались разрушению.

 

В крымскотатарском национальном движении он продолжал участвовать. Принимал дома своих сподвижников, сотрудничал с активистами. На какое-то время он приютил Юру Османова и подарил ему печатную машинку. Он расстраивался из-за того, что народ утратил единство. Еще в Узбекистане он категорически отказался подписать пресловутое «Письмо семнадцати» наших соотечественников, где утверждалось, что крымские татары укоренились в местах спецпоселений, надежные люди их предприятия последовали этому примеру. В последние годы, перебирая в памяти прожитую жизнь, говорил, что гордится участием в борьбе своего народа за возвращение в Крым.

 

В годовщину его смерти родные и близкие отметили, что С. Исмаилов был достойным сыном крымскотатарского народа.

 

Адиль СЕИТБЕКИРОВ

Газета «Голос Крыма», № 43 (981) от 26.10.2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня