Ударим законом по совести и свободе

Post navigation

Ударим законом по совести и свободе

Актуальные вопросы изменения законодательства Украины «О свободе совести и религиозных организациях»

Одними из важнейших функций демократического государства являются обеспечение основополагающих принципов свободы совести и вероисповедания и безусловная реализация гражданами этих прав. Современные принципы государственной политики в сфере свободы совести и ее практической реализации заключаются в том, что государство и церковь (религиозные организации) признаются равноправными субъектами государственно-конфессиональных отношений, каждый из которых действует в сфере своей компетенции, в рамках действующего законодательства Украины.

 

Одними из важнейших функций демократического государства являются обеспечение основополагающих принципов свободы совести и вероисповеданияВсе правоотношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных организаций, регулируются Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», который был принят парламентом в апреле 1991 года, накануне получения Украиной государственной независимости. Некоторые изменения были внесены в закон в декабре 1992-1994 и 1996 гг., но большинство из них не носили существенного характера.

 

6 декабря 2012 года президент Украины Виктор Янукович подписал законопроект №10221, который вносит изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Следует отметить, что нововведения в закон вызвали неоднозначные восприятия, в первую очередь Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. В чем заключается причина протестов и насколько они обоснованны? Попробуем разобраться на примерах деятельности религиозных организаций крымской автономии.

Начнем с религиозной статистики. В Крыму зафиксирован самый высокий, по сравнению с другими регионами Украины, прирост религиозных организаций.

Но что скрывалось за религиозным бумом в традиционно «красном» атеистическом поясе Украины? Попробуем разобраться. Дело в том, что для регистрации религиозной организации было достаточно, чтобы 10 совершеннолетних граждан написали заявление, составили протокол собрания и предоставили типовой устав в комитет по делам религий, не отражая даже своей вероисповедальной деятельности (!).

 

Под прикрытием религиозной организации можно было учреждать коммерческие предприятия (для которых поначалу были установлены определенные льготы), получать от государства земельные участки, помещения, гуманитарную помощь, приглашать иностранцев, назначив призывника «священнослужителем» своей общины, помочь ему избежать службы в рядах Вооруженных сил и т.д. Многие пытались втиснуться в эту лазейку, создавая фиктивные религиозные общины.

 

Таким образом, количество липовых «религиозных» организаций росло подобно снежному кому, установив своеобразный рекорд на территории Украины. После смены руководителя Рескомитета по делам религий в 2010 году появилась реальная возможность разобраться в религиозной статистике автономии. Совместно с органами самоуправления АР Крым была проведена работа по определению признаков деятельности религиозных организаций на территории Крыма.

 

Критериями жизнедеятельности зарегистрированных религиозных общин считались: предоставление ими формы отчетности в налоговые органы, прохождение регистрации у Госрегистратора и фактор публичной деятельности (обращения в местные органы власти, религиозные мероприятия и т.д.). Таким образом, реальная статистика религиозных организаций в Автономной Республике Крым на 01.05.2010 стала выглядеть следующим образом: Количество религиозных организаций, состоящих на учете в Рескомрелигий, — 1382;

Количество религиозных организаций, зарегистрированных у государственных регистраторов и в налоговых службах (т.е. реально действующих), — 571.

Статистика количества религиозных организаций в АР Крым параллельно изучалась Прокуратурой Автономной Республики Крым, и указанные цифры нашли свое подтверждение. Не исключено, что общины были созданы по примеру фирм-однодневок и после достижения своих целей, например, получения тех же земельных участков или решения других поставленных целей, ушли в тень. Как показали исследования, 811 (!) религиозных организаций Крыма, зарегистрированных в Рескомрелигий, не вошли в правовое поле Украины и многие из них оказались недействующими.

Согласно новой редакции статьи 13 Закона «О свободе совести и религиозных организациях», религиозная организация признается юридическим лицом со дня ее государственной регистрации. Это предусматривает обязательное прохождение процедуры государственной регистрации в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в органах Государственной регистрационной службы Украины.

 

Таким образом, закон устраняет хаос в религиозной статистике и окончательно закрывает лазейку для псевдорелигиозных организаций-однодневок. И возмущения по данному поводу, по крайней мере, вызывают недоумение.

Новая редакция статьи 29 закона наделяет правом осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях широкому кругу органов власти. Контроль должен осуществляться в пределах компетенции соответствующих органов. Непонятен протест лидеров религиозных организаций и по данному поводу. Религия стала реальным фактором общественной жизни, осуществляя деятельность в земельных, административных, экономических, гуманитарных, образовательных, межгосударственных и др. сферах.

 

Не вызывает сомнения, что государство должно обеспечивать контроль над этими процессами, наделяя функциями контроля те государственные структуры, в компетенции которых находятся вышеуказанные вопросы. Изменения в статье 30 закона коснулись Минкультуры, которому передали полномочия по официальному согласованию возможности занятия проповеднической или другой канонической деятельностью иностранными священнослужителями, религиозными проповедниками, наставниками, миссионерами и т.д.

 

Несмотря на критику со стороны некоторых глав церквей и религиозных организаций, изменения к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» своевременны и необходимы в первую очередь для многоконфессионального Крыма, исторически находящегося в сфере геополитических интересов многих государств. По большому счету, упорядочение правил въезда в страну иностранных миссионеров у верующих не должно вызывать особого беспокойства — это нормальное явление для любого государства, которое радеет за принципы своей национальной безопасности.

С введением изменений в закон органы государственной власти Крыма получили реальную возможность качественного проведения на территории Автономной Республики Крым государственной политики в отношении религии и церкви, реализацию права граждан на свободу совести, содействия религиозным организациям в выполнении их уставных задач, не вмешиваясь в проводимую ими, в соответствии с действующим законодательством, деятельность. И это при условии, что раз и навсегда будет покончено с коррумпированными чиновниками от религии. Верующие в Бога это хорошо понимают.

Айдер БУЛАТОВ,
кандидат философских наук,
религиовед

Газета «Голос Крыма»
№ 4 (994) от 25.01.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня