Уйти по-шотландски

Post navigation

Уйти по-шотландски

Шотландии осталось сделать один лишь шаг к собственной независимости — референдум по этому вопросу назначен на осень 2014 года. Тем временем Англия уже предвкушает будущие бюджетные дыры своей маленькой, но гордой сестры, — пишет Наталия Мечетная в №2 журнала Корреспондент от 2 января 2012 года.

 

Уйти по-шотландскиВеликобритания в ближайшем будущем рискует прекратить свое существование в нынешнем виде, а на карте Европы может появиться новое государство — Шотландия. О таких планах объявил первый министр Шотландии националист Алекс Салмонд.

Весной 2011 года после триумфа на парламентских выборах Шотландская национальная партия (SNP) сформировала первое в истории страны однопартийное правительство и взяла курс на развод Эдинбурга с Лондоном.

«Датой проведения референдума должна стать осень 2014 года, — заявил Салмонд. — Причина [того, что референдум будет ли через два с половиной года, в том], что это — самое важное решение, которое Шотландии предстоит принять за последние 300 лет».

В свою очередь, премьер-министр Великобритании консерватор Дэвид Кэмерон выразил готовность обсуждать с Салмондом все вопросы, связанные с референдумом об отделении Шотландии. Однако британский лидер настаивает на том, чтобы плебисцит был проведен как можно скорее, так как неопределенность и постоянные дискуссии об отделении негативно влияют на бизнес-климат.

«Если лидер SNP Алекс Салмонд хочет референдум о независимости, почему мы ждем до 2014 года? — вопрошает Кэмерон. — Очень вредит Шотландии то, что бизнесмены все время спрашивают: «Будет ли Шотландия частью Соединенного Королевства? Останутся ли они вместе? Должен ли я инвестировать?»

Различные исследования общественного мнения, проведенные в последнее время, показали, что за независимость Шотландии высказываются как минимум 29% шотландцев. А последний опрос исследовательской компанией ICM для британской газеты Sunday Telegraph показал, что 40% шотландцев хотят независимости, в то время как 43% желают остаться в составе Соединенного Королевства. Право соседей к самоопределению признают и англичане: 43% из них выступили за отделение Шотландии, в то время как 32% заявили, что родина виски должна остаться в составе Великобритании.

Новое государство будет иметь свой собственный бюджет и доходы. Получив независимость, Эдинбург жаждет установить полный контроль почти над 90% всей британской нефти, добываемой на шотландском шельфе.

«Нефть в Северном море принадлежит Шотландии, так как это наши воды, и мы должны использовать ее для улучшения уровня жизни в Шотландии, а не ориентироваться на Вестминстер, который регулирует цены на топливо», — высказал свое мнение Корреспонденту шотландец Энди Стюарт, являющийся сторонником независимости.

Гордость и предубеждение

Том Линг, шотландец по национальности и эксперт в области политического анализа и оценки исследовательского центра RAND Europe, говорит о том, что в Шотландии всегда растет число сторонников националистов, когда в Лондон приходит консервативное правительство.

Вдобавок к этому есть общеевропейская тенденция стремления к большей автономии меньшинств различных государств, и шотландцы в конечном итоге также продемонстрировали намерение обрести государственность.

Британцы же вопрос об отделении Шотландии комментируют сдержанно. «Я являюсь большим сторонником преследуемых меньшинств, но это не шотландский случай», — заявил в разговоре с Корреспондентом Раймонд Ллойд, издатель информационного бюллетеня по вопросам гендерного равенства и защиты прав человека Parity Democrat в Лондоне. По его мнению, для Шотландии независимость не более чем вопрос гордости и самоидентификации.

В 1707 году в обмен на существенные экономические уступки и получение доступа к рынкам как в Англии, так и во всех ее заморских владениях, шотландские парламентарии сами проголосовали за присоединение к Англии.

Шотландия имеет долгую историю борьбы за свою независимость от Англии, однако в 1707 году в обмен на существенные экономические уступки и получение доступа к рынкам как в Англии, так и во всех ее заморских владениях, шотландские парламентарии сами проголосовали за присоединение к Англии, таким образом дав жизнь новому государству — Королевству Великобритании.

С тех пор в шотландском обществе зрело недовольство и стремление к прежней самостоятельности.

Теперь сторонники отделения обсуждают вынесение на референдум нескольких вопросов: шотландцам предстоит решить, дать ли полную независимость своей стране, остаться в составе Соединенного Королевства или высказаться за частичную независимость. Предполагается, что финансы перейдут под контроль Эдинбурга, а обороной и внешней политикой по-прежнему будет заниматься Лондон.

Великобритания скоро превратится в Малобританию, в свою очередь шутят участники британских форумов, указывая на то, что от государства в дальнейшем могут отколоться и другие ее части — Уэльс и Северная Ирландия.

Шотландцам предстоит решить, дать ли полную независимость своей стране, остаться в составе Соединенного Королевства или высказаться за частичную независимость.

По мнению Стюарта, «глубоко внутри мы, шотландцы, как нация всегда чувствовали обиду по отношению к англичанам», равно как и Северная Ирландия с Уэльсом. Ему не нравится, что англичане относятся к Шотландии так, вроде она их собственность и второстепенная нация. И это несмотря на то, что Шотландия является самым автономным королевством Великобритании со своими парламентом, правовой системой и церковью.

«Уверен, что Шотландия всегда хотела независимости, но раньше у нас не было достаточно храброй и сильной политической партии, чтобы поставить этот вопрос перед Вестминстером», — отмечает Стюарт, подчеркивая, что лично он хочет иметь паспорт, в котором будет указано, что он по национальности шотландец, а не британец.

Стюарт подчеркивает: премьер Кэмерон не зря требует, чтобы референдум о независимости состоялся как можно скорее. Политик осознает, что он сейчас может провалиться, а это на благо Лондону.

В то же время Салмонд желает повременить с референдумом до 2014 года, тем самым приурочив его к 700-й годовщине исторического разгрома шотландскими силами монарха Роберта Брюса английской армии под Бэннокберном. «Тогда голосование за независимость станет историческим событием, и я верю, что все получится», — заключает Стюарт.

500 фунтов независимости 

Если шотландцы и допускают возможность остаться в составе Великобритании, то сугубо по экономическим причинам. Как пишет местная пресса, по данным последнего опроса, две трети жителей Шотландии готовы проголосовать за независимость, если уровень их жизни повысится хотя бы на 500 фунтов стерлингов в год ($ 770).

Аналитики же предупреждают: независимое государство, даже оставив за собой нефть, может сильно обеднеть без британских субсидий.

«По моему личному мнению, первоначально независимость Шотландии отрицательно скажется на ее ВВП, в дальнейшем же все будет зависеть от того, каким образом будут управлять экономикой», — отмечает Линг.

Две трети жителей Шотландии готовы проголосовать за независимость, если уровень их жизни повысится хотя бы на 500 фунтов стерлингов в год.

«Пусть [Шотландия] отделится. Посмотрим, смогут ли они позволить себе и дальше жить на широкую ногу», — с досадой отмечает житель британской столицы Джон, не пожелавший назвать свою фамилию в печати.

В то же время факты и цифры свидетельствуют о том, что от государства на социальные расходы шотландцы в год получают на каждого человека на 1.600 фунтов стерлингов (около $ 2.460) больше, чем жители Англии. Виной тому шотландское законодательство, предусматривающее солидные льготы, в особенности пенсионерам и студентам.

Наибольшее негодование англичан вызывает тот факт, что сами они воспользоваться этими льготами не могут. К примеру, студент из Англии за обучение в шотландском университете должен заплатить около 9.000 фунтов стерлингов (около $ 13.830) в год, в то время как для местного жителя образование будет бесплатным.

«Это просто неправильно, что английских налогоплательщиков просят помочь субсидировать широкий спектр услуг, предназначенных для Шотландии и недоступных в Англии. Это включает бесплатные рецепты на лекарства, парковку в больницах, проживание в домах престарелых, а также отсутствие платы за высшее образование», — отметил Гордон Хендерсон, британский политик-консерватор.

Первоначально независимость Шотландии отрицательно скажется на ее ВВП, в дальнейшем же все будет зависеть от того, каким образом будут управлять экономикой.

Еще одной темой для английско-шотландской дискуссии, теперь уже в экономической сфере, является вопрос, сможет ли независимая страна обеспечить себя за счет нефти. Так, Майкл Мур, британский министр по делам Шотландии, уверен, что это невозможно. Доходы от нефти и газа в Британии составляют 1,3% и 2,4% от общего объема налоговых поступлений. В Шотландии этот процент значительно выше — нефть и газ составляют 13% и 23% соответственно.

Однако если вернуть в Шотландию каждый пенни от нефтяных и газовых месторождений, полученный англичанами в течение последних 30 лет, выйдет сумма 156 млрд фунтов стерлингов ($ 240 млрд), и она будет все равно на 41 млрд фунтов ($ 63 млрд) меньше объема средств, инвестированных за этот период в Шотландию Соединенным Королевством и равным 197 млрд фунтов ($ 303 млрд).

«Нефтегазовый сектор имеет большое значение для Шотландии и Великобритании, — рассуждает Мур. — Пусть в этом не будет сомнений. Но когда мы начинаем говорить о том, как независимая Шотландия будет финансироваться, то мы должны также придерживаться фактов».

К тому же непонимание британцев вызывает тот факт, что, забрав нефть, Шотландия в наследство Соединенному Королевству хочет оставить $ 287 млрд долга Королевского банка Шотландии (RBS), который был спасен многомиллиардным вливанием бюджетных средств в кризисном 2008 году.

Еще одной темой для английско-шотландской дискуссии, теперь уже в экономической сфере, является вопрос, сможет ли независимая страна обеспечить себя за счет нефти.

«Люди, несущие ответственность за RBS, находятся в лондонском казначействе», — отрезал Салмонд.

Досталось Лондону от Эдинбурга и за то, что он не поддержал антикризисные меры ЕС, предложенные немецким канцлером Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози, — а именно новый европейский договор, ужесточающий финансовую дисциплину. Кэмерон объяснил свой демарш тем, что не видит адекватной выгоды для Британии, не входящей в зону евро.

Ссора Великобритании с Евросоюзом дала лишний повод Салмонду критиковать британского премьера. «Это не лидерство, это изоляция, это безответственная позиция», — заявил он, отметив, что Шотландия будет проводить более дружественную политику к странам ЕС и в перспективе готова присоединиться к еврозоне.

В свою очередь, Кэмерон хоть и говорит, что вынужден считаться с приходом к власти в Шотландии сепаратистов, однако высказывает надежду, что Великобританию все же удастся сохранить в ее нынешнем виде.

Забрав нефть, Шотландия в наследство Соединенному Королевству хочет оставить $ 287 млрд долга Королевского банка Шотландии (RBS).

«Я верю в будущее Соединенного Королевства, — заявил британский премьер. — Я верю, что мы будем сильнее, если будем едины, а не расколоты. Откровенно говоря, мне вообще грустно, что мы вынуждены обсуждать этот вопрос, потому что я твердый сторонник сохранения Соединенного Королевства».

Свободные отношения

Как Шотландия боролась за независимость

1174 — шотландский король Вильгельм I Лев вторгся на территорию Англии, однако потерпел поражение и попал в плен к королю Генриху II. Вернуть свободу ему удалось лишь после заключения договора, согласно которому Шотландия признала подчинение Англии.

1189 — остро нуждаясь в деньгах, английский король Ричард I Львиное Сердце вернул шотландцам свободу, получив взамен 10 тыс. марок.

1292 — при поддержке англичан королем Шотландии становится Иоанн I Баллиол. В качестве благодарности за оказанную помощь правитель признал сюзеренитет Англии, положив начало первой войне Шотландии за независимость 1296-1328 годов.

1297 — шотландский рыцарь сэр Уильям Уоллес поднимает восстание против английской оккупации и разбивает силы англичан близ Стерлингского моста.

1314 — поворотный момент войны — битва при Бэннокберне, в ходе которой шотландцы одержали сокрушительную победу над англичанами. После Бэннокберна шотландский король Роберт Брюс перешел в контрнаступление, и королевство было освобождено.

1332-1357 — вторая война за независимость. Началась вторжением в Шотландию поддержанного англичанами претендента на престол Эдуарда Баллиола, а завершилась подписанием договора, подтверждавшего независимость шотландцев.

1575 — сражение на английско-шотландской границе, получившее название «набег на Ридзвайр» и завершившееся полной победой шотландцев. С восхождением в 1603 году на английский престол Якова I между королевствами установился мир.

1707 — Акт об унии — законодательный акт, принятый парламентами Англии и Шотландии об образовании единого Королевства Великобритании. Подписание соглашения было выгодно обеим сторонам. Шотландия получила доступ к торговле с английскими колониями, Англии удалось исключить возможность объединения Франции с Шотландией против нее.

1998 — британский парламент принимает Акт о Шотландии, согласно которому Шотландия получила свой законодательный орган власти. Первые выборы состоялись в 1999 году.

2007 — левоцентристская Шотландская национальная партия впервые получила существенное представительство в парламенте.

2011 — Национальная партия получила 69 из 129 мест в парламенте Шотландии. Шотландское правительство, возглавляемое лидером Национальной партии Алексом Салмондом, заявляет о намерении провести референдум по вопросу независимости

Источник: http://korrespondent.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня